История института
Май 1938 года - открытие в Рязани первого учреждения повышения квалификации учителей - института повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). Проведены первые летние курсы переподготовки заведующих РОНО и усовершенствования учителей по учебным планам и программам наркомпроса РСФСР.
1939 год
– создание на базе ИПККНО института усовершенствования учителей (ИУУ) (приказ народного комиссариата просвещения РСФСР
от 28 октября 1938 г. № 1430 «О местных институтах усовершенствования учителей»). Направления деятельности: систематическое повышение квалификации кадров народного образования; изучение опыта учебно-воспитательной работы лучших учителей и школ, его обобщение
и распространение; оказание помощи районным педагогическим кабинетам, районным методическим объединениям в осуществлении методической работы с учителями; оказание помощи учителям и руководителям школ в их подготовке к научной деятельности.
Формы работы - курсы, семинары, практикумы, лектории, конференции, кружки, совещания, консультации и выставки по обмену педагогическим опытом, школы передового педагогического опыта и педагогические чтения.
Первые областные курсы инспекторов РОНО.
Ежегодно обучается до 1000 учителей.
Годы Великой Отечественной войны - летние курсовые мероприятия.
1944 год - при институте создаются предметные методические комиссии, в районах открыты методические кабинеты.
1947/48 учебный год
- проведение годичных курсов по единой государственной системе.
В институте 12 штатных работников, включая директора и завуча. Введена должность научного сотрудника.
Новым направлением работы института становится издательская деятельность.
1959/60 учебный год - внедрение новых программ переподготовки руководящих и учительских кадров восьмилетних и средних школ в связи с их переходом на новое содержание образования (Закон о перестройке школы). Структурные изменения: появляются кабинеты руководящих кадров, воспитательной работы, ТСО. Большое внимание уделяется изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
60-70-е годы - в связи с переходом школ на новые программы, содержание повышения квалификации сосредоточено на овладении учителями этими программами, новыми учебниками и пособиями.
1976 год - в структуре института 15 учебно-методических кабинетов (УМК). Различными формами повышения квалификации ежегодно охвачено около 3500 педагогов. При всех сельских средних школах работают межшкольные методические объединения, в каждом районе - 5-6 опорных по методической работе школ.
80-е годы - в ИУУ происходят большие структурные изменения.
1988 год
- в целях совершенствования процесса повышения квалификации, проведения научных и экспериментальных исследований, разработки учебно-методических пособий и рекомендаций по актуальным проблемам образования организованы 2 кафедры: педагогики и психологии и общественных дисциплин.
Создан Ученый совет института, в компетенцию которого входит определение учебно-методической, научно-методической и научно-исследовательской стратегии деятельности.
1989 год
– создается кафедра основ информатики и вычислительной техники.
На базе института повышают квалификацию свыше 6000 человек, что составляет 3000 человеко-месяцев обучения. Учебно-тематические планы повышения квалификации ориентированы на выполнение постановлений партии и правительства, установок Всесоюзного съезда работников народного образования по совершенствованию содержания и организации учебного процесса на основе углубления его теоретической и практической направленности.
Совместно с Министерством просвещения институт проводит многочисленные эксперименты на базе сельских школ области (апробация учебников и тем сочинений по русскому языку, новых учебников и программ по литературе, апробация регионального компонента программ по литературе, эксперимент по топонимике, эксперимент по методике обучения физике в условиях малокомплектной сельской школы).
Распространяется опыт учителей-новаторов, создавших свои системы обучения и воспитания, дающие удивительные результаты в обучении учащихся: Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, И. П. Иванова, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина и др.
Институт становится базой повышения квалификации и переподготовки работников образования не только Рязанской области, но и преподавателей русского языка школ Туркмении и Азербайджана.
Проводятся российские межобластные курсы руководителей станций технического творчества, школ-интернатов, изостудий, заведующих УМК русского языка и литературы, воспитательной работы ИУУ и др.
С опытом работы института знакомятся директора ИУУ России, Белоруссии, делегации из Болгарии, Польши, Германии.
90-е годы - внедрение новых форм повышения квалификации - областных методических фестивалей. Учителя, воспитатели, руководители школ активно участвуют в работе творческих лабораторий, педагогических мастерских, панораме методических идей, стендовой защите, творческих уроках, встречах с представителями передовой педагогической науки и практики. Неизменный интерес вызывают музыкальные часы, педагогический театр, рождественские вечера, часы откровения, экскурсии. Начинается профессиональная переподготовка по специальности «Психология».
1991 год
- количество кафедр в институте увеличено до 9: гуманитарных наук; естественно-математических наук; психологии; педагогики; начального обучения; дошкольного воспитания; информатики и вычислительной техники; профессиональной подготовки и трудового обучения; управления и методологии педагогического процесса.
Учрежден редакционно-издательский совет института, определяющий актуальность тематики, качество и целесообразность издания методических пособий, рекомендаций и других материалов, подготовленных сотрудниками института в помощь работникам образования области.
1992 год
- в соответствии с решением областного управления образованием институт усовершенствования учителей переименован в Рязанский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (РИПКПРО).
Организована кафедра экономики.
Впервые подготовлены и проведены муниципальный, областной и Всероссийский этапы конкурса «Учитель года России».
1993 год - в связи с введением Положения об аттестации осуществляется подготовка работников образования к аттестации на квалификационные категории, а членов экспертных групп – к проведению аттестации работников образования.
1994 год
- в целях дальнейшего совершенствования научно-методического руководства областной системой образования постановлением Главы администрации Рязанской области Рязанский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (РИПКПРО) реорганизуется в Рязанский областной институт развития образования (РИРО).
Структурные изменения: уменьшается количество кафедр (до 7), увеличивается число лабораторий (4), центров (2) и отделов (2).
Усовершенствование организационной структуры института: создание учебно-научно-методических комплексов, состоящих из кафедр с входящими в их структуру научно-исследовательскими лабораториями и учебно-методическими кабинетами. Не вошли в комплексы информационно-методический кабинет (центр), информационно-диагностический кабинет (центр), учебно-методический отдел (управление), научно-методический отдел.
19 декабря 1994 года институт получает в Министерстве образования Российской Федерации лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, в которой определены 8 направлений повышения квалификации работников образования («Изменение содержания гуманитарного образования», «Изменение содержания естественно-математического образования», «Развивающие педагогические технологии в начальной школе», «Изменение содержания дошкольного образования», «Изменение содержания в образовательной области “Технология”», «Психологические основы развития личности», «Изменение содержания деятельности органов управления, руководителей образовательных учреждений и методических служб», «Изменение содержания деятельности работников дополнительного образования, специальных образовательных учреждений и школ-интернатов») и 2 направления профессиональной переподготовки («Психология» и «Социальная педагогика»).
Декабрь 1994 года
– в структуру института входит факультет повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
На базе РИРО повышают квалификацию 9846 работников образования, что составляет 3500 человеко-месяцев обучения при среднегодовом контингенте 350.
В институте работают 45 преподавателей кафедр, в том числе 16 кандидатов наук; 50 методистов.
Основные виды повышения квалификации на базе РИРО - годичные и очно-заочные курсы с объемом учебного плана 156 часов, экстернат, обучение по индивидуальному плану, целевые курсы и тематические консультации продолжительностью от 8 до 40 часов. На краткосрочных курсах начинается обучение слушателей по системам развивающего обучения, новым педагогическим и информационным технологиям, внедрению в содержание обучения регионального компонента, новых учебных курсов, программ, учебников, направлений обучения, реализации Временных государственных образовательных стандартов, базисного учебного плана общеобразовательной школы. Преподаватели кафедр проводят научно-исследовательскую работу по теме «Педагогическая инноватика и культура педагогической деятельности».
1995 год – по благословению Владыки Симона институт начинает ведение курсов повышения квалификации по основам православной культуры.
1998 год – разработка нового содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (длительное и краткосрочное обучение), стажировок, профессиональной переподготовки.
2001 год
– опыт работы института по организации повышения квалификации работников учреждений начального профессионального образования изучают слушатели курсов Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Институт проводит в 13 сельских ОУ федеральный широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Февраль 2002 года – включение в структуру института еще одного факультета – повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культуры (ФПКиППРК).
2002 год – заключено трехстороннее соглашение о международном сотрудничестве между РГУ, РИРО и Тюрингским институтом усовершенствования учителей (Германия).
2004 год – институт проходит аттестацию и аккредитацию на федеральном уровне.
2005 год
– на базе института создан региональный центр обработки информации (РЦОИ), обеспечивающий эксперимент по введению ЕГЭ
на территории региона.
Открыта «Галерея победителей областного этапа конкурса «Учитель года России». Проведено учредительное собрание регионального клуба «Учитель года России», объединившего победителей, участников и организаторов конкурса.
Прошел конкурс муниципальных методических служб на лучшее научно-методическое обеспечение инновационной деятельности в системе образования Рязанской области.
2006 год
– проведена региональная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию системы дополнительного педагогического образования «Система ДПО Рязанской области: опыт и приоритеты развития».
Начата профессиональная переподготовка муниципальных и государственных служащих по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Осуществляется научно-методическое и организационное сопровождение приоритетного национального проекта «Образование».
2007 год – с опытом работы института по научно-методическому обеспечению ПНПО знакомятся ректоры региональных институтов повышения квалификации – слушатели курсов повышения квалификации Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
2008 год
– на базе института повышают квалификацию свыше 8000 работников образования, культуры, муниципальных и государственных служащих, осуществляется профессиональная переподготовка по специальностям: педагогика и психология, социальная педагогика, государственное и муниципальное управление. Проведено 284 курсов повышения квалификации, из них более половины – для работников образования и муниципальных работников служащих из районов области. В процессе обучения эффективно используются технологии проблемного, проектного и исследовательского обучения, информационных и коммуникационных технологий, творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы» и другие активные и интерактивные формы и методы обучения.
На момент 70-летнего юбилея в институте функционируют 3 факультета, 7 кафедр, 6 научно-исследовательских лабораторий, 23 учебно-методических кабинета, 3 отдела, 2 центра. Более 800 работников образования, культуры, муниципальных и государственных служащих в год повышают здесь свою квалификацию. В процессе обучения эффективно используются технологии проблемного, проектного и исследовательского обучения, информационные и коммуникационные технологии, творческие мастерские, мастер-классы, вводятся элементы дистанционного обучения.
В 2011 году
регион становится победителем в конкурсах Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. На базе института в целях поддержки стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинает работу стажировочная площадка для обучения педагогических и руководящих работников по направлениям: «Модернизация системы дошкольного образования» и «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования».
Происходят структурные изменения. Учебно-методические кабинеты упраздняются, а пришедшие им на смену центры (17 ед.) получают не только современные названия, но и меняют направления деятельности, которая ориентирована на выполнение задач, диктуемых образовательной политикой региона указанного периода. Усиливается научная и организационная составляющая: организовываются научно-исследовательская лаборатория здорового образа жизни, центр дистанционного обучения, центр оценки качества образования, центр модернизации образования. На смену проректору по начальному профессиональному образованию приходит проректор по развитию региональной системы образования.
С 2012 года в целях оптимизации образовательной и научной деятельности учреждения происходят изменения в его структуре. Увеличивается до 8 количество кафедр: кафедра теории и методики социально-гуманитарного образования; теории и методики естественно-математического образования; педагогических технологий; информационных технологий в управлении и образовании; психологических основ развития личности; управления, экономики и права; профессионального и дополнительного образования; дошкольного и начального образования.
В 2013 году институт отметил свой 75-летний юбилей.
В 2014 году
вносятся изменения в организационную структуру РИРО (теперь работают 6 кафедр (Управления, экономики и права, Технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, Теории и методики естественно-математического образования и ИКТ, Дошкольного и начального образования, Профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС, Теории и методики социально-гуманитарного образования) и одна НИЛ (теории, практики и методики краеведения в ОУ). Упраздняются должности методистов при кафедрах.
Расширив свои функции, библиотека переименовывается в медиатеку.
В 2015 году
на должность ректора был назначен депутат Рязанской городской Думы, кандидат педагогических наук А.А. Кашаев.
Сформированная в институте научно-педагогическая школа достойно представляет результаты исследований, опыт работы на международных, российских, региональных конференциях, симпозиумах. В институте открыт Рязанский Центр педагогического мастерства. На базе РИРО создается учебно-методическое объединение в системе общего образования Рязанской области.
В 2016 году для обсуждения актуальных проблем образования, формирования и тиражирования эффективных практик в институте организованы 11 предметных клубов.
В Рязанской области сформирована управленческая модель научно-методического сопровождения региональной системы оценки качества образования, активными участниками которой стали министерство образования Рязанской области, органы управления образованием, учебно-методические объединения в системе общего образования, РИРО, методические службы и образовательные организации.
Стартовал культурно-просветительский проект «РИРО.ТВ». Встречи с гостями «РИРО.ТВ» проводит ректор института А.А. Кашаев с целью познакомить педагогов, жителей Рязанской области с теми, кто добился серьёзных результатов в сфере образования. Интервью на первой передаче дала победительница Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2016 году Смалева Екатерина Николаевна.
В 2017 году
РИРО совместно с министерством образования Рязанской области приступил к реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества».
До 13 увеличилось число клубов учителей-предметников, которые вносят заметный вклад в развитие педагогической практики.
В 2018 году кафедра методологии управления, экономики и права была реорганизована в кафедру управления человеческими ресурсами, что отражало изменения в акцентах на управление и развитие человеческого капитала.
В 2019 году Центр модернизации образования преобразован в Центр проектирования образовательных систем с двумя лабораториями.
В 2020 году
в институте начинает функционировать Центр финансовой грамотности, который тесно взаимодействует с финансовыми органами, вузами, муниципалитетами. РИРО стал одной из 6 организаций в стране, выигравших федеральный грант с целью развития волонтёрства в области финансового просвещения. На базе Центра в 2021 году был создан Ресурсный центр волонтеров финансового просвещения.
Подписан меморандум о сотрудничестве между ОГБУ ДПО «РИРО» и ООО «Нестле Россия» в целях формирования ответственного отношения к домашним питомцам, воспитания основ экологической культуры у школьников.
В 2021 году в структуре института появляется Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) — образовательное пространство, оснащённое современными техническими средствами организации обучения взрослых.
В Ульяновске на Всероссийском Чемпионате учительских команд «Черук-2021» победила рязанская команда «Журавли», подготовленная при активном участии руководства и сотрудников института.
В 2023 году,
в Год Педагога и Наставника, Рязанский институт развития образования отметил свой 85-летний юбилей. Институт удостоен чести занесения на Доску Почёта Рязанской области. В День учителя у входа в РИРО установлен бюст Константину Дмитриевичу Ушинскому, что удалось благодаря участию института в проекте «Аллея Российской Славы».
При поддержке государственных и общественных организаций в институте проходит Всероссийский форум «Развитие медиации как формы профилактики буллинга и киберагрессии в образовательной среде», в котором приняли участие ведущие специалисты-медиаторы, федеральные эксперты по вопросам медиации и педагогические работники из более чем 30 регионов России.
В 2024 году научно-исследовательская лаборатория инклюзивного образования преобразована в Ресурсный центр инклюзивного образования. Появляются новые Центр научно-методического сопровождения физико-технического образования и Центр воспитания и дополнительного образования.
Первый Российский учительский институт