РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • Учебно методическое объединение
  • ФГОС
  • Интернет-ресурсы
  • ИКТ
  • Руководство ОО
  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • Русский язык и литература
  • Математика
  • СПО
  • Государственное муниципальное управление
  • Методические службы
  • Молодые педагоги
  • Одарённые дети
  • Профориентация
  • Пособия и рекомендации
  • Обобщение опыта
  • Использование результатов ГИА
  • Сообщества
  • Сайт ОО
  • ОО Рязанской области

Мероприятия

Воспитатель года России - 2022
19 мая 2022 года вебинар ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации»
Главная
Методический кабинет
ИКТ
Модели использования

Модели использования цифровых образовательных ресурсов образовательном процессе

Целесообразность использования педагогических технологий на основе ИКТ в учебно-воспитательном процессе определяются их дидактическими особенностями, к числу которых относятся:

  • высокий уровень научности представляемой информации, определяемый профессиональной компетентностью разработчиков учебного программного обеспечения и малым периодом обновления информации в электронных изданиях;
  • доступность и наглядность представления учебного материала, которые обеспечиваются уникальными возможностями современной компьютерной техники и средствами телекоммуникации;
  • сознательность и активность обучаемых, которые в полной мере достигаются при использовании интерактивных мультимедийных учебных программ;
  • обеспечение смены образовательной парадигмы: переход от «субъект-объектных» к «субъект-субъектным» отношениям в образовании;
  • реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, который достигается за счет использования гипертекстовых информационных и демонстрационных программ и банков знаний с широкими возможностями для поиска интересующей ученика информации; ;
  • сочетание методов, форм и средств обучения, обеспечивающие высокую мотивацию учащихся на освоение не только новых знаний, но и новых технологий самостоятельного поиска и овладения этими знаниями ;
  • прочность овладения знаниями, умениями и навыками, которые легко обеспечиваются за счет применения разнообразных программ-тренажеров и программ-репетиторов;
  • социализация обучаемых, так как использование сети Интернет, электронной почты и других средств телекоммуникации позволяет учащемуся ощутить себя частью гораздо более широкого сообщества, нежели класс или школьный коллектив;
  • изменение роли педагога в учебном процессе: переход от позиции транслятора знаний к позиции организатора образовательной деятельности учащегося.
  • Классификацию цифровых образовательных ресурсов можно проводить по ряду параметров.

По характеру представляемой информации:

  • учебный план, учебная программа;
  • методические указания, методические руководства;
  • программы практик, задания для практических занятий;
  • учебник;
  • учебное пособие;
  • конспект лекций, курс лекций;
  • практикум;
  • хрестоматия, книга для чтения.

По структуре:

  • однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
  •  многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
  • электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

По организации текста:

  • моноиздания;
  • сборники.

Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников.

По форме изложения материала:

  • конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
  • программированные учебные издания (большинство электронных изданий);
  • проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения (развитие логического мышления и т.д.);
  • комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По целевому назначению:

  • для дошкольников;
  • для школьников;
  • для бакалавров;
  • для дипломированных специалистов;
  • для магистров;
  • для взрослых.

По наличию печатного эквивалента:

  • электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
  •  самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По природе основной информации:

  • текстовое (символьное) электронное издание (содержит преимущественно текстовую информацию);
  • изобразительное электронное издание (содержит преимущественно электронные образцы объектов);
  • звуковое электронное издание (содержит цифровое представление звуковой информации);
  • программный продукт (самостоятельное произведение, представляющее собой публикацию текста программы);
  • мультимедийное электронное издание (информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано).

По технологии распространения:

  • локальное (предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде тиража идентичных экземпляров на переносимых машиночитаемых носителях;
  • сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
  • электронное издание комбинированного распространения (может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого).

По характеру взаимодействия с пользователем:

  • детерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем);
  • недетерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия прямо или косвенно устанавливаются пользователем на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем).

Важными принципами создания электронных учебных средств являются:

  • распределенность учебного материала (локальные компоненты, сетевые ресурсы);
  • интерактивность;
  • мультимедийное представление учебной информации;
  • адаптивность к личностным особенностям обучаемого.

В образовательном процессе используются следующие виды обучающих программ:
• Информационные:

  1. простые;
  2. гипертекстовые;
  3. банки знаний.

• Демонстрационные:

  1. простые;
  2. мультимедийные;
  3. гипермедийные.

• Моделирующие.
• Тренажеры.

Для проверки уровня усвоения учебного материала используются контролирующие задания следующих видов:
• Дихотомические.
• Выбор варианта ответа:

  1. с одним правильным вариантом;
  2. со взвешенными вариантами;
  3. с неопределенным количеством правильных вариантов.

• Установление соответствия.
• Конструирование ответа.
• Открытые задания.

По алгоритму работы выделяют следующие типы обучающих программ:
• линейные;
• циклические;
• разветвляющиеся (адаптивные);
• автоматизированные обучающие системы.

Важным направлением использования ИКТ является диагностика, в частности диагностика уровня развития детей. Ее можно проводить с помощью различных программ, например школьного теста умственного развития (ШТУР), который включает 6 субтестов:

  • Осведомленность
  • Осведомленность 2
  • Аналогии
  • Классификации
  • Обобщения
  • Числовые ряды

Одним из направлений использования ИКТ в диагностике является выявление качеств личности, психологических особенностей учащихся, черт характера, работа по профессиональной ориентации.
ИКТ с успехом используется для проведения текущего, рубежного, итогового контроля и диагностики соответствия стандартам.

Особенностями использования сети Интернет в образовательном процессе являются:

  • доступ к информационным ресурсам;
  • возможность информационного обмена и виртуального общения;
  • выполнение совместных телекоммуникационных проектов.

Практика показала высокую результативность ПТ-ИКТ, которые обеспечивают:

  • повышение мотивации обучающихся;
  • увеличение доли усваиваемой информации;
  • интенсификация обучения;
  • сокращение временных затрат на изучение;
  • реализация здоровьесбережения за счет разгрузки обучающихся;
  • разгрузка педагога и изменение его функций.

Среди различных типов обучающих программ наиболее результативными являются информационные и демонстрационные программы (гипертекстовые и мультимедийные, а также банки знаний), моделирующие интерактивные программы, экспертные системы для диагностики уровня обученности.

Сферы наиболее эффективного использования ИКТ:

  • предпрофильная подготовка и профильное обучение;
  • реализация проблемного обучения;
  • реализация проектного обучения;
  • организация исследовательской деятельности учащихся;
  • подготовка к ЕГЭ и Г(И)А. 

 При подготовке информации использована литература: "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования" : учебно-методич. пособие / под ред. А.Д. Кувшинковой; Мин. Образования Ряз. Обл., ГОУ ДПО РИРО. – Рязань,2011 – 234 с.

  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazangov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru