РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • Учебно методическое объединение
  • Обновленные ФГОС
  • Издательская деятельность
  • Интернет-ресурсы
  • ИКТ
  • Руководство ОО
  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • Русский язык и литература
  • Математика
  • СПО
  • Дополнительное образование
  • Государственное муниципальное управление
  • Методические службы
  • Одарённые дети
  • Профориентация
  • Воспитание
  • Пособия и рекомендации
  • Обобщение опыта
  • Использование результатов ГИА
  • Сообщества
  • Финансовая Грамотность

Мероприятия

III Региональный конкурс проектов (социальной рекламы) «Мы против наркотиков» для студентов среднего профессионального образования
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена»
Главная
Методический кабинет
ИКТ
Здоровье и безопасность

 Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет

Психическое и физическое здоровье детей при работе за компьютером обеспечивается использованием здоровье-сберегающих технологий:
•        защитно-профилактических (приемы, методы, направленные на защиту ребенка от неблагоприятных для здоровья воздействий, определены СанПиНами);
•        компенсаторно-нейтрализующих (восполнение недостатка того, что требуется для полноценной жизнедеятельности или частичная нейтрализация неблагоприятных воздействий);
•        стимулирующих (приемы и методы активизации функций организма, например проведение физкультминуток и т.п.);
•        информационно-обучающих (формирование необходимого уровня грамотности для эффективной заботы о своем здоровье).

Гигиенические нормы и правила при работе с компьютерами охватывают:
•        требования к помещениям (температура, влажность, состав воздуха, шум, вибрации, освещение, определены СанПиНами);
•        требования к оборудованию (системные блоки, видеомониторы, дополнительное оборудование, столы, стулья и т.д.);
•        требования к режиму занятий и отдыха при работе с ПК (ограничение времени работы за ПК, чередование компьютерных занятий и физической активности, использование специальных упражнений и др.).
 
Одним из негативных проявлений длительной работы за компьютером может быть формирование «Компьютерного зрительного синдрома», который характеризуется следующими синдромами: быстрая утомляемость глаз, сухость, покраснение, резь в глазах, головная боль, болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч, слезоотделение, подрагивание век.
 
К факторам развития «Компьютерного зрительного синдрома» относят: свечение и мерцание монитора, постоянный перевод глаз с клавиатуры на монитор, использование устаревшей техники.
 
В качестве профилактики нарушений зрения можно рекомендовать следующие простые упражнения:
1.       Плотно закройте глаза руками. Спина и шея - прямые и расслабленные. Закрыв глаза, попытайтесь увидеть чёрный цвет.
2.       Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце, поворачивайте глаза вправо-влево, делая круговые движения.

После крепко сожмите веки на несколько секунд.    
 
Очень важно при работе детей за компьютером учитывать социальный, эмоциональный и личностный аспекты таких занятий.
 
Так при использовании видеоигр можно дать следующие советы:
•        просмотрите и критически оцените содержание игры;
•        обсудите содержание игры с ребёнком;
•        домашнее задание и домашние обязанности должны стоять на первом месте;
•        ограничьте время, проводимое за видеоиграми;
•        следите за возникновением симптомов «отстранённого» поведения;
•        ищите игры, поощряющие чтение и нахождение оригинальных решений.

Практические рекомендации по улучшению внимания:
•           обратите особое внимание на программное или мультимедийное обеспечение в отношении маленьких детей;
•           ребёнок должен получать достаточно физических упражнений;
•           соблюдать режим сна;
•           беспокойство или депрессия также приводят к снижению внимания;
•           наблюдайте за ребёнком. Если он теряет самостоятельность , выбросьте такую компьютерную программу;
•           покажите ребёнку, как рассказывать о своих планах и обсуждать стратегии перед запуском программы. 
Чтобы избежать через чур сильного влияния компьютера на внимание и мотивацию:
•           позвольте ребёнку быть активным участником, а не просто нажимать кнопки;
•           избегайте программ, которые предлагают «награду» за выполнение задания;
•           учтите, что исправляющие ответы развивают умственные навыки и уверенность;
•           выработайте у ребёнка понятие, что обучение является интересным занятием;
•           имейте в виду, что хорошо разработанные гипермедийные программы при умелом использовании могут повышать мотивацию;
•           проверьте, требует ли программа стандартных ответов;
•           учтите, что лишенный индивидуальности компьютер может помочь нерешительным детям;
•           заставляйте ребёнка брать на себя реальную ответственность.
 
Признаки, характерные для игромании: постоянная вовлечённость, увеличение времени, проводимого в ситуации игры, изменение круга интересов, постоянные мысли об игре, персонификация компьютера, появление «теории игры», состояние психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства через короткие промежутки времени после игры с желанием возобновить игровую деятельность, увеличение частоты участия в игре, снижение способности сопротивляться соблазну; нежелание учиться и вообще посещать образовательное учреждение.
Важным условием правильной работы за компьютером, и особенно в сети Интернет, является соблюдение информационной этики и знание правовых аспектов защиты информации.
Информационная безопасность обеспечивает конфиденциальность, целостность и доступность хранящихся в компьютере данных.

Основные составляющие и аспекты информационной безопасности:
•        защита информации;
•        компьютерная безопасность или безопасность данных;
•        защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных и преднамеренных воздействий;
•        информационно-психологическая удовлетворённость потребностей  и защищённость от негативных информационно-психологических и информационно-технических воздействий.
Угроза - это потенциальная возможность определённым образом нарушить информационную безопасность.
 
Различают три разновидности угроз:
1.       Угроза нарушения конфиденциальности.
2.       Угроза нарушения целостности.
3.       Угроза отказа служб.

Уровни информационной безопасности:
•        законодательный;
•        административный;
•        процедурный;
•        программно-технический.
 
Основные законы в области компьютерного права:
•        Закон «О государственной тайне» (от 21.07.1993г. №5485-1 с посл. измен. и дополн.);
•        Федеральный закон «О связи» (от 07. 07. 2003г. №126-ФЗ с посл. измен. и дополн.);
•        Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006г. №149-ФЗ).

При работе в Интернете риск получения ребёнком доступа к неподходящей информации включает в себя:
•        доступ к информации не подходящей ребёнку вообще;
•        сайты по продаже контрабандных товаров;
•        сайты, подвергающие риску конфиденциальность посетителей;
•        сайты, размещающие изображения порнографического характера;
•        сайты с рекламой табака и алкоголя;
•        сайты, посвящённые изготовлению взрывчатых веществ;
•        сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость;
•        сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных играх онлайн;
•        сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о самих детях и их семье.

Различают следующие типы рисков:
•           доступ детей к неподходящей их возрасту информации (порнография, дезинформация, обман и т.д.);
•           доступ детей к информации, покупка товаров, потенциально опасных для них;
•           дети могут быть подвержены притеснениям со стороны других пользователей сети, загрузить себе на компьютер вирусы, подвергнуться нападению хакеров;
•           дети могут выдать важную и личную информацию;
•           дети могут стать жертвами обмана при покупке товаров через Интернет;
•           дети могут стать жертвой киберманьяков, ищущих личной встречи с ребёнком.
 
Рекомендации к безопасной работе в Интернете:
1.       Работу с электронной почтой лучше осуществлять с помощью почтовых сервисов Web-сайтов, выполняющих проверку сообщений.
2.       Можно использовать «временный» адрес электронной почты.
3.       Если вы почтовый клиент, не конфигурируйте его на автоматическое открытие почтовых вложений.
4.       Предпочтительней выступать на форумах с модераторами.
5.       Перед отправкой производите контрольное прочтение.
6.       Следите за поведение компьютера, когда посещаете Web-сайты.
 
Инструкция по безопасному общению в чатах:
1.       Не доверяйте никому вашу личную информацию.
2.       Сообщайте администратору чата о проявлениях оскорбительного поведения участников.
3.       Если вам неприятно находиться в чате, покиньте его.
4.       Если вам что-то не понравилось, обязательно расскажите об этом родителям.
5.       Будьте тактичны по отношению к другим людям в чате.
 
Правила поведения в сети:
1.       Узнайте правила прежде, чем что-нибудь сказать или сделать.
2.       Думайте прежде, чем что-либо напечатать.
3.       Не относитесь критически к другим, особенно к новичкам, даже если они нарушают правила.
4.       Не тратьте время других пользователей впустую.
5.       Защищайте личную жизнь и личную информацию других пользователей.
6.       Не присваивайте вещи, не платя за них (в основном это касается условно-бесплатного программного обеспечения).

Рекомендации при работе с сайтами и приёмом почты:
1.       Не ходите на незнакомые сайты.
2.       Если ходите, то выключайте поддержку языка Java и использование cookies.
3.       Если к вам по почте пришёл файл Word или Excel обязательно проверьте его на макровирусы.
4.       Если пришло незнакомое вложение, не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
5.       Никогда не посылайте никому свой пароль.
6.       Используйте для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
 
Советы по безопасности при работе на общедоступном компьютере:
1.       Не сохраняйте свои учётные данные для входа в систему.
2.       Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране.
3.       Заметайте свои следы.
4.       Опасайтесь подглядывания через плечо.
5.       Не вводите важные сведения на общедоступном компьютере.
 
В настоящее время психологи фиксируют у детей и взрослых появление зависимости от сети Интернет. К поведенческим характеристикам Интернет-зависимости относятся:
•        неспособность и нежелание отвлечься от работы в Интернете;
•        готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;
•        стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от состояний тревоги или депрессии; нежелание принимать критику подобного образа жизни.
•        резкое сокращение длительности сна, пренебрежение личной гигиеной, избегание физической активности, постоянное забывание о еде.
За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются различные психические отклонения.

 При подготовке информации использована литература: "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования" : учебно-методич. пособие / под ред. А.Д. Кувшинковой; Мин. Образования Ряз. Обл., ГОУ ДПО РИРО. – Рязань,2011 – 234 с.

  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru