Подготовка обучающихся к совершению категорийных путешествий в системе дополнительного образования. Проблемы безопасности в детских походах.
Автор: Пашков Александр Анатольевич, педагог-организатор, областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Рязанский центр детско-юношеского туризма и краеведения»Для педагогических работников системы дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, для педагогов общеобразовательных учреждений, реализующих туристские программы во внеурочной деятельности
Методическая разработка посвящена проблеме подготовки начинающих юных туристов к безопасному совершению степенных и простых категорийных путешествий (1 и 2 категории сложности, далее – «к.с.») и предназначена для педагогов дополнительного образования и педагогических работников общеобразовательных учреждений, организующих походы с обучающимися. Основное внимание в ней уделено вопросам разносторонней подготовки начинающих туристов: теоретической, физической, технической и психологической.
«Количество несчастных случаев напрямую зависит от уровня подготовки и дисциплинированности участников путешествия, от степени соответствия сложности маршрута уровню подготовки участников. Насколько серьёзным источником травматизма является малоопытность участников путешествия, свидетельствует тот факт, что независимо от возраста из десяти участников, получающих тяжёлую травму в походе, у восьми – девяти человек туристский опыт оказывается ограниченным в лучшем случае степенными походами. До 75% всего туристского травматизма приурочено именно к походам выходного дня и маршрутам первой категории сложности.»
Статистика несчастных случаев в туристских походах за последние годы показывает, что их количество обратно пропорционально уровню сложности путешествия. Причиной такого соотношения, в первую очередь, является физическая и техническая подготовка туристов, а также подготовка самого похода. Чем он серьёзней, тем большей степенью подготовленности должны обладать его участники и тем тщательней должно готовиться путешествие. Квалификация участников должна определять уровень сложности похода. Это одно из основных условий, необходимых для безопасного прохождения спортивного маршрута.
К сожалению, для многих это значит, что участие в степенных и низкокатегорийных путешествиях могут принимать туристы со слабым уровнем подготовки или вообще без неё. Вот поэтому больше несчастных случаев происходит именно в таких походах.
В детском туризме ситуация усугубляется отсутствием самоконтроля и жизненного опыта у участников. Достаточно остро иногда стоит вопрос дисциплины. Кроме того, участники детских спортивных путешествий не могут сами отвечать за себя. Эта ответственность ложится на руководителя. Становится естественным, что тот предпочитает брать в походы наиболее подготовленных и дисциплинированных ребят. Эта подготовка и умение подчиняться и контролировать себя не появятся сами. Ребят необходимо учить правильно ходить в походы, смотреть за собой и товарищами, с минимальным риском преодолевать препятствия на маршруте, учить избегать конфликтов со сверстниками и быть одной командой. Это занимает не один год и требует от педагога профессионализма и терпения.
В связи с отсутствием в настоящее время материалов, посвящённых безопасному проведению детских походов, проводящихся в рамках реализации программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности были подготовлены данные практические материалы, содержащие рекомендации и практические советы для безопасной реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности.
Методическая польза данных практических материалов в том, что с их помощью педагоги смогут подготовить детей к преодолению трудностей туристских походов, а дети приобретут знания и умения безопасно совершать путешествия по родному краю.
Полный текст публикации во вложении (doc,2 MB )
«Количество несчастных случаев напрямую зависит от уровня подготовки и дисциплинированности участников путешествия, от степени соответствия сложности маршрута уровню подготовки участников. Насколько серьёзным источником травматизма является малоопытность участников путешествия, свидетельствует тот факт, что независимо от возраста из десяти участников, получающих тяжёлую травму в походе, у восьми – девяти человек туристский опыт оказывается ограниченным в лучшем случае степенными походами. До 75% всего туристского травматизма приурочено именно к походам выходного дня и маршрутам первой категории сложности.»
Статистика несчастных случаев в туристских походах за последние годы показывает, что их количество обратно пропорционально уровню сложности путешествия. Причиной такого соотношения, в первую очередь, является физическая и техническая подготовка туристов, а также подготовка самого похода. Чем он серьёзней, тем большей степенью подготовленности должны обладать его участники и тем тщательней должно готовиться путешествие. Квалификация участников должна определять уровень сложности похода. Это одно из основных условий, необходимых для безопасного прохождения спортивного маршрута.
К сожалению, для многих это значит, что участие в степенных и низкокатегорийных путешествиях могут принимать туристы со слабым уровнем подготовки или вообще без неё. Вот поэтому больше несчастных случаев происходит именно в таких походах.
В детском туризме ситуация усугубляется отсутствием самоконтроля и жизненного опыта у участников. Достаточно остро иногда стоит вопрос дисциплины. Кроме того, участники детских спортивных путешествий не могут сами отвечать за себя. Эта ответственность ложится на руководителя. Становится естественным, что тот предпочитает брать в походы наиболее подготовленных и дисциплинированных ребят. Эта подготовка и умение подчиняться и контролировать себя не появятся сами. Ребят необходимо учить правильно ходить в походы, смотреть за собой и товарищами, с минимальным риском преодолевать препятствия на маршруте, учить избегать конфликтов со сверстниками и быть одной командой. Это занимает не один год и требует от педагога профессионализма и терпения.
В связи с отсутствием в настоящее время материалов, посвящённых безопасному проведению детских походов, проводящихся в рамках реализации программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности были подготовлены данные практические материалы, содержащие рекомендации и практические советы для безопасной реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности.
Методическая польза данных практических материалов в том, что с их помощью педагоги смогут подготовить детей к преодолению трудностей туристских походов, а дети приобретут знания и умения безопасно совершать путешествия по родному краю.
Полный текст публикации во вложении (doc,2 MB )
Скачать вложение