Воспитание командного духа в коллективе
Автор: Кирюхин Константин Сергеевич, педагог дополнительного образования; Островская Юлия Александровна, методист ОГБУДО «Ресурсный центр дополнительного образования»
Занятия картингом из подросткового увлечения переросли для меня в профессию. Вот уже около десяти лет я являюсь руководителем творческого объединения «Юный автомеханик» в Ресурсном центре дополнительного образования. В своей работе считаю необходимым не только передать технические знания об устройстве и регулировке автомобиля, но и создать условия для развития сплоченной команды в объединении. Важно показать обучающимся, что командный дух формируется, когда люди сплачиваются общей целью, которая важнее личной цели каждого отдельного участника коллектива.
Как и многие мои воспитанники, я пришел в картинг подростком. Это был непростой период жизни: сложная ситуация в стране, смена места жительства и школы, проблемы с учебой, трудное материальное положение в семье... Занятия картингом полностью захватили меня и отвлекли от проблем. «Дом техники» стал вторым домом. После уроков, в праздники и выходные - в любое время - я спешил туда, чтобы научиться любимому делу в команде своих товарищей под руководством любимого педагога. Именно создавшаяся в коллективе дружественная атмосфера, командный дух привлекали нас и способствовали тому, что многие из моих ровесников до сих пор продолжают заниматься картингом.
В настоящее время мало объединений для занятия картингом, доступных для семей с низким и средним достатком. В основном это прокатный, коммерческий спорт. В нашем Центре подростки пользуются уникальной возможностью бесплатно обучаться любимому делу.
Создание хорошей команды – дело не одного дня и не одного года. Результат же этой работы в огромной мере зависит от педагога, который должен уметь мягко разрешать конфликтные ситуации, нередко возникающие между членами одной команды, сплачивать коллектив вокруг себя. При этом нужно уметь сохранять позицию руководителя, не превращаясь в «своего парня» по отношению к учащимся, но и не злоупотребляя своей властью. Педагог отвечает за создание и поддержание соответствующего духа в команде. В психологии давно известно, что и жесткий стиль руководства, и, так называемый, попустительский, снижают работоспособность коллектива, отрицательно влияют на психологический климат. Поэтому педагогу очень важно определить для себя ту тонкую грань, которая позволит ему стать организующим звеном создания настоящей команды. Выполнение этой задачи невозможно без повышения собственной компетентности. В связи с этим я прежде всего начал работу с изучения литературы, фильмов, историй из жизни известных спортсменов и команд, которыми делюсь со своими воспитанниками. Обычно это происходит в неформальной обстановке в свободное от занятий время. Ребята с удовольствием остаются в мастерской пообщаться, вместе разобраться в настройках автомобиля. Я стараюсь не навязывать своего мнения, выслушиваю каждого из них, направляя и помогая проанализировать различные ситуации. Часто выступаю в роли куратора или консультанта: помогаю ребятам в поиске источников или сам являюсь источником информации, поддерживаю и поощряю их.
Особенно важно вовлечь новых воспитанников в коллектив, создать благоприятные условия для их дальнейшего обучения. Обычно нам это быстро удается, старшие ребята становятся наставниками младших. Мы стремимся, чтобы стиль общения в нашей команде был товарищеский, не допускающий возвышения одних членов команды за счет других. Необходимо сделать так, чтобы каждый член команды думал «мы», а не «я».
В объединении мы проводим мероприятия, чтобы лучше узнать друг друга:
1. Анкетирование для обучающихся на тему «Почему я пришел в картинг?» (Приложение 1)
2. Анкетирование для родителей на тему «Как повлияли на ребенка занятия картингом?» (Приложение 2)
3. Обсуждение проведения и итогов соревнований, чаепитие, поздравление победителей и призеров (в течение года согласно календарю массовых мероприятий).
4. Беседы с родителями и обучающимися по вопросам психологической подготовки к соревнованиям (в течение года согласно календарю массовых мероприятий).
5. Совместный просмотр и обсуждение соревнований по картингу различного уровня на интернет-ресурсах (в течение года).
6. Встречи и беседы с опытными, успешными картингистами г.Рязани:
- Соколовым Евгением («Теория и практика пилотирования карта», «Работа с телеметрией»;
- Королёвым Павлом «Картинг - командный вид спорта».
7. Мастер-классы педагога Кирюхина К.С. для воспитанников и их родителей: «Техническое обслуживание и подготовка карта к соревнованиям».
Результаты работы по воспитанию командного духа в коллективе считаю положительными:
1. В объединении созданы благоприятные условия для создания сплоченной команды учащихся, в том числе и ребят из неблагополучных, неполных семей, «трудных» подростков.
2. Контингент учащихся объединения сохраняется и растет.
3. Ребята и их родители активно участвуют в мероприятиях объединения.
4. Воспитанники поддерживают друг друга и помогают в процессе подготовки и проведения тренировок, соревнований и др. мероприятий.
Литература:
1. Коршунов В.А. Принципы и методы улучшения характеристик двигателей спортивных автомобилей: Учеб. пособие / В.А.Коршунов.-Омск: ОГИФК, 1989.-85 с.
2. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Пер. с нем. / Э.Майнберг.- М.,1995. -317 с.
3. Марищук В.Л. Информационные аспекты управления спортсменом / В.Л. Марищук, Л.К. Серова.-М.: Физкультура и спорт. 1983.-111 с.
4. Набатникова М.Я. Особенности управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова // Сборник итоговых науч. материалов Всемирного науч. конгресса "Спорт в современном обществе".-Тбилиси, 1980.- С.202-203.
5. Поваляева В.О. Методика спортивно-технической подготовки картингистов / В.О.Поваляева, О.П.Голвченко.- Омск, 1989.- 67 с.
6. Уриханян Х.П. Картинг - спорт юных / Х.П.Уриханян.- SVL, 1988.-135 с.
Интернет-ресурсы:
1.www.kartingrf.ru
2.smpracing.ru
3.www.kartingprofi.ru
4.www.atrontrack.ru
5.russianrotaxkart.ru
Приложения к статье во вложении (doc, 14Kb)
Скачать вложение