Адаптация старшего дошкольника в обществе через специальные коррекционно-развивающие занятия
Автор: Игнатова Елена Михайловна, педагог-психолог МДОУ детский сад "Чебурашка", Кораблинский муниципальный район Рязанской области
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию структуру некоторых видов занятий коррекционно-развивающей направленности, способствующих социально-психологической адаптации ребенка старшего дошкольного возраста в обществе. В основе этих занятий лежит развитие социальной компетентности дошкольников через систему специальных упражнений, и как следствие: сохранение психологического здоровья детей.
Виды коррекционно-развивающих занятий
1. Занятия, нацеленные на формирование у детей защитных реакций. Цели и содержание занятий определены с учетом характеристики способов нейтрализации защитных механизмов:
-
снижение значимости травмирующего фактора;
-
повышение самооценки;
-
снижение значимости неудачных поступков и действий.
Структура занятий
1. Создание и обсуждение проблемной ситуации.
2. Доверительная беседа с детьми на волнующие темы.
3. Рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог).
4. Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, активные действия, постизометрическая релаксация, самомассаж, дыхательные и кинезеологические упражнения.
2. Занятия способствующие развитию эмоционального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).
Ценность занятий:
У детей расширяется круг понимаемых эмоций;
Они начинают глубже понимать себя и других;
У них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
В состав занятий входит знакомство с эмоциями: радостью, горем, гневом страхом удивлением; и игровой сенсомоторный тренинг (ИСМТ), который интегрирует две линии работы. Первая - тренинг сензитивности: развитие восприятия, совершенствование деятельности каждого органа чувств, обогащение сенсорного опыта детей. Вторая - психомышечный тренинг: снятие мышечного напряжения и мышечных зажимов, совершенствование деятельности каждого компонента эмоциональной экспрессии (мимики, жестикуляции, пантомимики), расширение диапазона эмоциональной экспрессии в целом.
3. Сказкотерапия: позволяет смягчить поведенческий негативизм у ребенка; помогает ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Структура занятий
1. Распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки.
2. Психогимнастика.
3. Вопросы для психокоррекции.
Организация занятий: Занятия провожу один раз в неделю в течение всего года. Длительность занятий - 30 минут.
Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом - куполом, психолог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает мне возможность удерживать в поле своего внимания всю группу, а детям хорошо меня видеть. Детей можно рассаживать «бусинками» прямо на полу (ковре) с помощью, разложенной на полу веревочки.
Методические средства, используемые в работе:
В процессе групповой работы использую приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим, коррекционным задачам программы. В программу включила много полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач, с другой позволяющих оказывать на разных детей различные воздействия.
Объединяющие игры. Помогают преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, разрушает защитные барьеры, отгораживающие ребенка от других.
Психогимнастика направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков саморасслабления.
Эмоционально-символические методы основываются на представлении о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения стихов и рассказов, лепки способствует личностной интеграции. Мной используются две основные модификации эмоционально-символических методов.
Групповое создание и обсуждение проблемных ситуаций, доверительные беседы с детьми на волнующие темы. Как необходимый этап обсуждения использую детские рисунки. Причем на стадии рисования использую исследование чувств и мыслей, которые не удалось раскрыть в процессе вербального общения.
Направленное рисование, то есть рисование на определенную тему.
Подвижные игры, активные действия способствуют снятию напряженности, невротических состояний.
Игровой сенсомоторный тренинг - это метод сенсорного обогащения, метод физического действия, метод снятия напряжения, метод введения затруднений и метод импровизацию.
Метод сенсорного обогащения обеспечивает совершенствование чувственного познания и пополняет сенсорный опыт двумя способами: расширяя рамки сенсорного поля ребенка путем разнообразия и усложнения количества сенсорной информации, организации детального анализа детьми реального объема сенсорной информации.
Метод физического действия предполагает опосредованное включение и отражение эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. МФД позволяет не только включить эмоциональные механизмы ребенка, но и управлять характером моторного звена эмоционального отклика—эмоциональной экспрессией, т.е. придавать каждому ее компоненту внятность, выразительность, адекватность.
Метод снятия напряжения - один из способов уменьшения напряжения, нарушающего естественное состояние ребенка в каждый момент времени.
Метод введения затруднений ориентирует на осознание условий, в которых происходит оптимальный рост напряжения, мобилизация сенсорных и эмоциональных ресурсов организма ребенка, обострение его сенсорной восприимчивости и эмоциональной чуткости.
Метод импровизации создает благоприятные условия для пробуждения творческого потенциала детей, раскрытие индивидуальности на уровне актуальных возможностей каждого.
Терапевтические метафоры. Главная особенность саморазвития — это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и доступ к ним. Наиболее эффективным для освоения этого знания является использование терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам.
Чаще всего метафоры соответствуют тому или иному симптому и той или иной трудной для ребенка ситуации. Но помимо снятия симптомов и разрешения трудных ситуаций, симптоматическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи: в сложной ситуации необходимо искать решение внутри себя, и это приводит к успеху. Таким образом, у ребенка формируется «механизм самопомощи»: ищи силы для решения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и, наверняка, сможешь победить трудности.
Релаксационные методы построены как антипод стресса. Релаксация - это расслабление. Приёмы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении. Умение расслабляться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, даёт ощущение покоя и сосредоточенности. Расслабились мышцы - отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.
Когда человек переутомлён, уровень его энергии слишком низок и человек легко впадает в состояние перевозбуждения. Классический пример —возбуждённый и беспокойный ребёнок, который, несмотря на усталость, никак не может успокоиться и уснуть. Нередко приходиться видеть, как, пытаясь успокоить расшалившегося ребёнка, родители или педагог усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Ребёнок в этом случае не может усидеть на месте. Он вертится, вскакивает, ковыряет что-то в стуле или быстро просит прощения и вновь делает то же, что и прежде. Ему сложно усидеть, так как его мышцы находятся в состоянии сжатия и уровень энергии ограничен. Чтобы успокоиться и расслабиться, ребёнку нужна энергия. Взрослый, пытаясь успокоить ребёнка, может наказать его, накричать на него. Тогда ребёнок взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и даёт ему энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.
Расслабление, психофизическая релаксация при современной жизни является острейшей необходимостью.
Расслабления можно добиться с помощью медитации, аутотренинга, дыхательной гимнастики, гимнастики йогов и, конечно, сна. Ну а как же быть с нашим возбуждённым ребёнком? Ребёнок возбуждён, раздражителен и в данный момент технику расслабления не приемлет. Тут можно воспользоваться различными упражнениями на искусственное напряжение: сжимание кулаков, «скручивание и ломание» толстой палочки, «битьё» подушки или мягкого модуля, сильное поочерёдное надавливание рукой на руку взрослого. Эти движения, направленные на напряжение, в конечном счете, вызывают естественное расслабление, что является физиологической потребностью.
Для того чтобы научить детей расслабляться, в комплект занятий ввожу дыхательные упражнения, массаж и постизометрическую релаксацию (ПИРС). Кроме этого в программу включила упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации и визуально кинетические техники.
Дыхание - важный физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Естественная функция дыхания сама оп себе не требует улучшений. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Существуют различные дыхательные техники, призванные вернуть человека к его естеству, правильному дыханию, экономному расходу энергии и т.д.
У детей напряжённых, часто задерживающих дыхание, отмечаются нарушение координации, импульсивность, повышенная возбуждённость, дрожание рук (что неблагоприятно сказывается на мелкой моторике). Такой ребёнок после нескольких глубоких вдохов и особенно выдохов начинает зевать (что свидетельствует о необходимости пополнения запасов энергии и о наличии усталости от постоянного напряжения) и успокаивается.
Важно научить ребёнка (с проблемами) чувствовать своё дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Естественное дыхание (так дышит здоровый ребёнок) вовлекает в работу всё тело, т.е. на работу каждой отдельной части тела влияют дыхательные волны, проходящие по всему телу. При вдохе воздух втягивается, энергия берёт начало в глубине брюшной полости и поднимается вверх, к голове. Во время выдоха дыхательная волна перемешается от головы в направлении стоп. При существовании помех, а чаще всего они находятся на уровне пупка или таза, дыхательная волна задерживается, что не позволяет вовлечь таз и брюшную полость в процесс дыхания и приводит к поверхностному дыханию. При глубоком дыхании нижняя часть брюшной полости выпячивается при вдохе и втягивается при выдохе. Все маленькие дети так и дышат. При поверхностном дыхании движения диафрагмы вниз ограничены, что вынуждает лёгкие расширяться. Для расширения грудной клетки, представляющей собой жёсткий каркас, требуется гораздо больше энергии, чем на расширение брюшной полости.
В дыхательную гимнастику, помимо специальных статистических и дыхательных упражнений, включаются и общеукрепляющие, общеразвивающие упражнения. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путём длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (Ш., ж), и сочетание звуков (ах-ох-ух). Нагрузка постепенно возрастает за счёт увеличения числа повторений и усложнения задания.
Элементы массажа традиционно включаются в комплексы общеоздоровительных мероприятий в целях активизации отдельных систем организма. Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно - мышечного напряжения. Как показывает практика, ребёнок 5-6 лет в состоянии обнаружить основные группы точек и воздействовать на них. Применяю с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и шее, а так же на пальцах рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при массаже рук стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник использую глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой. Визуально-кинетические техники предполагают использование визуально-кинетических образов.
Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением я привлекаю внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:
Твердый – мягкий,
Сильный – слабый,
Холодно – жарко,
Сосулька – водичка,
Страх – доверие,
Злой – добрый.
Использую следующие варианты упражнений:
Детям предлагаю максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Обхожу детей, проверяю, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем предлагаю детям расслабить пальцы, свести кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» - «мягкие лапки»). Проверяю, достаточно ли расслабленными стали пальчики.
Детям предлагаю стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делают его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.
Детям в положении «стоя» предлагаю «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Дотрагиваюсь до каждого ребенка, проверяю, насколько напряглись мышцы его тела. Затем ласково глажу каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Проверяю расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет сама падать, без всякого сопротивления.
При обучении детей расслаблению обязательно проверяю степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Детей закрепощенных, нервных чаще, чем других, нежно и ласково поглаживаю, помогая им расслабиться.
Расслабление с фиксацией на дыхании. Почти все динамические упражнения, игры, танцы стараюсь заканчивать расслаблением с фиксацией на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться.
Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание сосредотачиваю на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление с фиксацией на дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше, если это происходит в положении «лежа».
Веду детей своим голосом: вдо-о-о-х-х… вы-ы-до-х… мягче… легче… Тело не двигается… ручки лежат спокойно… расслабленно.… Дышим животиком… мягче… легче… Молодцы! У вас замечательно получается… Наблюдаем, как воздух выходит… животик поднимается,… опускается… Лицо расслабляется… становится спокойным… мягким… Вдо-о-о-х-х… вы-ы-до-о-х… молодцы.
Лучше это делать без музыки, так как она отвлекает внимание детей от голоса.
Кинезеологические упражнения.
Кинезеология – наука о движении («кинезис» - движение, «логос» - наука), дословно – движение навстречу духовному и физическому развитию. Кинезеологические упражнения развивают межполушарное взаимодействие (мозолистое тело), повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, облегчают процесс чтения, снимают мышечные спазмы, позволяют расширить поле зрения и улучшить восприятие.
Учитывая, что стресс – это психофизиологическое состояние, сопровождающееся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезеологических упражнений. Для экстренной помощи при стрессе достаточно одного упражнения, например, фронтально – акцепитальной коррекции, или дыхательного упражнения Эверли, или постукивания.
Результат антистрессовых упражнений: восстанавливливается межполушарное взаимодействие, активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и – постепенно – психофизиологический выход из нее.
Кинезеологические упражнения включаю в водную часть занятия (после приветствия). Выполняются они в медленном темпе, так как это способствует активизации вестибулярного аппарата и двигательных центров головного мозга.
Литература:
1. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
2. Кроткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психологической работы, - М.: «ИГЛ», 2004.
3. Кроткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психологической работы, - М.: «ИГЛ», 2004.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. _ М.: АРКТИ, 2003.
7. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1996.
8. Наприенко А.К., Петров К.А. Психологическая саморегуляция. – Киев: «Здоровье», 1995.
9. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2001.
10. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизм психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи: Изд-во «талант», 1990.
11. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.
12. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2005.
13. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.
14. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М., 2003.
15. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
16. Эмоциональное развитие дошкольника./Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика Синтез, 2005.
Скачать вложение