Автоматизация звука «Р» в словах
Автор: Грачева Виктория Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №6 «Родничок», город СкопинКонспект индивидуального логопедического задания.
Цель: автоматизация звука «Р»
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука «Р» в словах;
- создать условия для профилактики оптической дисграфии.
- развивать фонематический слух, зрительное внимание, логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Материалы и оборудование: фигура белого ферзя, 6 конвертов, «неправильная» шахматная доска, клей, бумажные клетки черного и белого цвета, картинки с изображением моркови, повара, помидора, рыси, жирафа, картинка с силуэтами, картинки для игры «4 лишний».
План:
Часть занятия |
Приемы |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Орг. момент |
Создание проблемной ситуации. |
Логопед здоровается с ребенком и говорит, что в гости к ним пришла белая шахматная королева и просит помощи у самого внимательного и ответственного ребенка, который умеет выговаривать звук «р». В ее стране случилась беда. Злая черная королева наложила заклинание «рарур» и шахматные клетки поменялись местами. Показывает «Неправильную» доску и картинку с изначальной доской. Чтобы снять заклинание, необходимо выполнить задания, которые придумала злая королева (логопед достает конверты с заданиями, которые пронумерованы от 1 до 5, в каждом конверте лежат задание и одна шахматная клетка определенного цвета) |
Ребенок здоровается, садится на стул и слушает задание. |
|
Игра «Поймай звук» |
Логопед открывает первый конверт и читает задание: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «р», топни ногой, если звука нет в слове, за это белая клетка встанет на место». Далее читает слова: работа, собака, кора, ракета, коса, гора, рак, мама, бор. После выполнения задания, педагог достает белую бумажную клетку из конверта и предлагает ребенку с помощью клея приклеить ее на шахматную доску. |
Ребенок выполняет задание. |
Игра «Отгадай-ка» |
Логопед открывает второй конверт и читает задание: «Ответь верно на загадки, найди картинку с нужным изображением и получишь черную клетку». Педагог раскладывает картинки перед ребенком читает загадки:
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)
Красный цвет тогда имеет. Наш знакомый с давних пор, Этот сладкий … (Помидор)
Уши в кисточках-сережках. Ей не скажешь слово “брысь”, Потому что это… (Рысь)
А зовут его ... (жираф). После выполнения задания, логопед достает клетку и отдает ребенку. |
Ребенок отгадывает загадки, находит нужную картинку.
|
|
Физминутка |
Логопед открывает третий конверт и читает задание: «Будь внимательным и повторяй слова и движения» «ОР – ОР – ОР» - стучит мотор – выполнить круговые движения руками, согнутыми в локтях «УР – УР – УР» - натянем шнур – разводят руки в стороны, сжимая кулаки «РА – РА – РА» - шагает дружно детвора – шагают на месте «РЫ – РЫ – РЫ» - отпустим в воздух мы шары – поднять руки вверх |
Ребенок повторяет слова и движения. |
|
Игра «Узнай по силуэту» |
Логопед открывает четвертый конверт и читает задание: «Угадай, что я нарисовала и еще одна клетка вернется на место». Достает рисунок с силуэтами, предлагает ребенку назвать, чей силуэт изображен. В конце отдает клетку. |
Ребенок выполняет задание. |
|
Игра «4 лишний» |
Логопед открывает пятый конверт и читает задание: «Найди кто лишний в каждом ряду, за это последняя клетка окажется у тебя». Педагог показывает картинки, просит назвать лишний предмет и объяснить почему. Достает последнюю клетку из конверта. |
Ребенок называет лишний предмет, объясняет свой выбор. |
|
Игра «Неправильная шахматная доска» |
Педагог предлагает ребенку приклеить с помощью клея клетки на свои места на шахматной доске. |
Ребенок выполняет задание. |
|
Итог занятия |
Рефлексия |
Логопед говорит, что шахматное королевство вновь приобрело прежний вид, заклинание «Рарур» утратило силу. Педагог спрашивает у ребенка, какие трудности встретились у него на пути, какое задание королевы было самым легким. |
Ребенок отвечает на вопросы.
|
Список используемых источников:
1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972.
2. Ивановская О., Гадасина Л., Савченко С.: Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки. Каро, 2008
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (docx, 137Kb)
Скачать вложение