Белая берёза
Автор: Мальчикова Ирина Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №4», г. Михайлов Рязанской областиКонспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Цель воспитателя: формировать первичные представления о берёзе, как о символе России.
Цель детей: познание нового материала через игровую и двигательную деятельность. Создание коллективной аппликации.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с берёзой-символом России;
- вызвать интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик;
- учить детей аккуратно выполнять аппликацию.
- развивать наблюдательность, внимание, связную речь;
- развивать музыкальность, добиваться выразительного чтения стихов;
- способствовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать интерес и способность выполнять задание сообща;
- воспитывать интерес к произведениям народного искусства, слушанию и исполнению музыкальных произведений.
Предшествующая работа:
- наблюдение за берёзой на участке детского сада;
- рассматривание иллюстраций по теме: «Белая берёза»;
- разучивание стихов, пословиц, загадок о берёзе;
- хоровод «Берёза», прослушивание музыкальных произведений о берёзе;
- презентация «Берёза в разные времена года».
Интеграция образовательных областей:
- познание;
- коммуникация;
- художественное творчество;
- продуктивная деятельность;
- музыка.
Материалы: макет берёзы, презентация о берёзе с использованием интерактивной доски, фонограмма русской народной музыки, столы, для аппликации – клей-карандаш, клеёнки, фланелевые салфетки, листочки берёзы из бумаги, влажные салфетки, игрушка – зайчик, корзиночка из бересты с угощением.
Обогащение словарного запаса детей: белоствольная, стройная, ветви-косы, чечевички.
Ход непрерывной образовательной деятельноси
В центре зала стоит берёзка.
Дети под мелодию «Во поле берёза стояла» входят в зал, и встают вокруг берёзы.
Воспитатель: Дети, посмотрите на это дерево, скажите мне, вы узнали его, как оно называется? (Ответы детей). Правильно, это – берёзка!
Белая красавица стоит на поляне
Распустила ветви, в белом сарафане.
Под берёзой в центре зала сидит игрушечный зайчик.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл зайчик. Давайте спросим у него, что он делает в нашем саду?
Дети: Давайте!
(Воспитатель берёт в руки игрушку и далее за неё отвечает).
Зайчик: Я бегал по лесу и увидел это красивое дерево. И мне стало интересно, зачем на стволе берёзы чёрные чёрточки.
Воспитатель: А вам, ребята, интересно?
Дети: Да, интересно.
Воспитатель: А я вам сейчас всё расскажу, а ты, зайчик, послушай вместе с ребятами.
Воспитатель: Берёза - единственное дерево с белой корой. Берёза является символом России, самым главным деревом, самым красивым! Россию издавна называли берёзовым краем. Давайте посмотрим на ветви. Потрогайте их, чувствуете какие они (тонкие, гибкие, нежные). Люди говорят, что у берёзы ветви, будто девичьи косы. Когда дует ветерок, ветви переплетаются. А теперь посмотрите внимательно на ствол дерева, он белый, но с чёрными чёрточками, и называются они – чечевички. Повторите за мной – чечевички. Оказывается, берёза через них дышит. А давайте и мы с вами как берёзы подышим.
Выполняем дыхательное упражнение «Ветерок».
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).
Хочу налево посвищу (повернуть голову, губы трубочкой и подуть).
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох).
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой).
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).
Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
- Молодцы! Давайте послушаем стихотворение. Девочка читает стихотворение А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую».
- А теперь давайте пройдем к доске и посмотрим, как берёза выглядит в разное время года.
Дети подходят к интерактивной доске, присаживаются на стульчики.
Идут слайды с изображением берёзы в разное время года.
Летом берёза стоит зелёная, кудрявая, под её тенью люди укрываются от жаркого солнца.
Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы
Шелестят зелёные серёжки и горят серебряные росы. (С. Есенин)
Осень. Фото: берёза с пожелтевшими листьями.
Воспитатель: У берёзы осенью желтеют и опадают листочки. Дерево стоит яркое, нарядное, в золотых лучах солнца. Воспитатель зачитывает отрывок стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето»:
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах,
Это платье золотое у берёзки на плечах.
Зимой берёза вся укутана снегом, будто красавица из сказочной страны. Воспитатель зачитывает отрывок стихотворения С. Есенина «Белая берёза»:
Белая берёза под моим окном принакрылась снегом будто серебром…
Воспитатель: Весной у берёзы появляются красивые серёжки, распускаются молодые листочки. А какое сейчас время года, напомните мне? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, весна. Раньше, весной и летом вокруг берёзы водили хороводы, пели песни, играли в игры. Давайте и мы с вами возьмём и заведём хоровод у нашей берёзы.
Воспитатель говорит о том, что о берёзе народ сочиняет песни, водит хороводы вокруг дерева, вот и мы, сейчас у белоствольной заведём свой хоровод.
Дети исполняют танец.
- Молодцы!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила.
Воспитатель показывает детям панно с изображением берёзы: Дети, давайте вспомним, из каких частей состоит дерево: ствол, ветви, листья. Чего не хватает у нашего дерева? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, листочков! Вот и давайте украсим нашу берёзу листочками. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
Наши пальцы нам друзья помогают нам всегда!
Любим красить, мастерить, дружно пирожки лепить.
Берегите пальчики, девочки и мальчики.
(Автор: Мальчикова И.Н.)
Воспитатель: А теперь подходим к столам, посмотрите, что вам нужно и приступайте к работе. Напомните мне какого цвета листья? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, зелёного. Старайтесь аккуратно всё делать, не спешите. Кому нужна помощь?
Дети наклеивают листья, используют салфетку, если надо.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Что можно сказать о нашей берёзе? Какая она? Белоствольная, красивая, стройная, нарядная.
Берёзку надо беречь, и не только берёзу, но и другие деревья, любить природу, беречь и содержать в чистоте то место, где мы с вами живём.
Сюрпризный момент: Зайчик с корзиночкой из бересты. Воспитанникам воспитатель предлагает подержать корзиночку, чтобы почувствовать, какая она лёгкая на вес. В корзинке конфетки, гостинец для детей. Берём зайчика с собой в группу поиграть, дети уходят.
Литература:
1. Т.Ю. Бардышева. Умелые пальчики. Москва: ООО ТД «Мир книги», 2008 г. – 48 с.
2. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковникова. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет. Москва: «Просвещение», 1984 г. – 288 с.
3. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Москва: «Физкультура и спорт», 2002 г. – 26 с.
Конспект с презентацией во вложении (Архив zip 3.3MB)
Скачать вложение