Березовая роща весной
Автор: Ермишкина Галина Валериевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №43» г. РязаньМетодическая разработка по изобразительной деятельности для детей 6 - 7 лет
Цель: организовать изобразительную деятельность детей, направленную на формирование умения творчески отражать впечатления, полученные при рассматривании березовой рощи.Задачи:
Обучающие: расширить знания детей о березе, как символе России; закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе весной; уточнить знания детей о строении дерева, названии его частей (ствол, ветви, сучки); способствовать развитию умения передавать в рисунке характерные особенности объектов рисования; способствовать развитию умения красиво располагать изображение на листе бумаги; закрепить представление о пейзаже, как жанре живописи.
Развивающие: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности строения березы (форма ствола, веточек, сучков, цвет коры, форма пятен); развивать умение использовать при рисовании разные кисти, рисовать кончиком кисти; развивать творческое воображение; развивать способность замечать красоту окружающей природы и умение восхищаться ею.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней; воспитывать интерес к традициям русского народа; воспитывать аккуратность.
Предварительная работа: экскурсия с детьми в березовую рощу, беседа о том, какие изменения происходят весной в растительном мире, рассматривание особенностей строения березы.
Оборудование: проектор, экран, презентация с фотографиями, сделанными во время экскурсии, листы бумаги А4, вода, кисти №1,3,5, тряпочки, гуашь, акварель, палитры.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационный этап
- Ребята, мы с вами совсем недавно ходили на экскурсию в весеннюю березовую рощу. Давайте вспомним, что вам там понравилось. (Ответы детей)
Нам с вами посчастливилось полюбоваться красотой весенней березовой рощи, а вот малышам из нашего детского садика пока рано ходить на экскурсии так далеко, как же им передать то, что мы увидели? (Нарисовать и подарить им) Молодцы, хорошая идея!
2. Ориентировочный этап
- Как вы думаете, какие краски вам нужны для работы? (Предположения детей). Да, вы правы, поскольку акварель прозрачная, то особенности весеннего неба лучше передать с ее помощью. А вот землю (проталины и снег) лучше нарисовать гуашью, так как она более плотная.
3. Исполнительский этап
- Ну что же, готовьте себе рабочее место и приступайте к рисованию. (Дети самостоятельно накрывают рабочее место, выбирают инструменты и материалы и готовят фон для рисунка (проводят линию горизонта, закрашивают небо акварелью, гуашью рисуют снег и проталины ).
- Молодцы! Пока фон на ваших рисунках сохнет, приглашаю вас посмотреть презентацию и вспомнить, какие мы видели березы на экскурсии.
Просмотр презентации сопровождается наводящими вопросами.
Давайте вспомним, на что мы обратили внимание, когда рассматривали стволы березок? (Они все разной высоты и толщины). Что еще вы заметили? (Все стволы разные: есть прямые, есть искривленные, есть раздвоенные). - Хорошо, потом мы с вами обратили внимание на веточки и сучки, что же мы увидели? (Веточки растут вверх, а сучки очень тоненькие, как ниточки и свисают вниз). Помните, мы подходили к дереву и пытались достать веточки, поему мы не смогли? (Веточки растут высоко на стволе). Да, на нижней части ствола веточек нет. А как располагаются веточки на стволе? (Ответы детей). Почему у некоторых деревьев все веточки направлены в одну сторону? (Тянутся к солнышку).
- Ребята, а вы знаете, что береза считается самым красивым деревом? Как вы думаете почему? (Только у березы белый ствол). Он не просто белый, он украшен черными пятнышками. Что особенного мы увидели, когда рассматривали пятна на стволе? (Они все разной формы и разного размера). Внизу ствол черный, а потом начинаются пятна. И на каждом стволе они совершенно разные. Мы же с вами разные, вот и у каждой березки есть свое лицо, и вы не сможете найти два совершенно одинаковых дерева.
- А что мы увидели, когда смотрели на березовую рощу вдаль? (Все деревья растут на разном уровне. Чем дальше дерево, тем оно кажется меньше и расположено выше. А чем ближе, тем дерево кажется больше, а расположено внизу).
- А что еще мы увидели на земле, кроме снега и проталин? (Тени от деревьев). Когда бывает тень? (В солнечную погоду). Как расположена тень? (Идет от низа ствола и располагается в противоположную сторону от солнца).
- Молодцы, вы вспомнили все, что видели на экскурсии. А теперь я вам предлагаю нарисовать березовую рощу. Фон у нас уже готов, остается только нарисовать березки. Очень хочется, чтобы все березки получились у вас разные.
- Самостоятельная деятельность детей. В середине работы проводится физкультминутка.
Физкультминутка:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – друг другу улыбнулись.
Наклоняемся вперед,
Кто до пола достает?
Три – прогнули наши спины.
Поглядели величаво
И налево, и направо.
На четыре – руки шире.
Головою покивали,
Пять – руками помахали.
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Надо плечи нам размять,
Раз, два, три, четыре, пять.
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
Будем снова рисовать,
Мастерством всех удивлять!
4. Рефлексивный этап
Дети анализируют свои работы. Делают выводы, что получилось, что не очень и почему.
Ребята, как вы думаете, малышам понравятся ваши пейзажи? (Ответы детей). Мне они очень нравятся! Целая картинная галерея! Когда работы высохнут, мы пойдем и подарим детям младшей группы.
5. Перспективный этап
- А кого еще можно порадовать пейзажами с березами? (ответы детей)
- Да, вы правы, своих родных и близких. Можно сходить с родителями в ближайшую березовую рощу, понаблюдать, что изменилось, и сделать дома рисунки на память о вашей прогулке.
Литература
1. Яровцева, В. Н. Методика обучения дошкольников рисованию пейзажа : метод. пособие / В. Н. Яровцева. – М. : Гардарики, 2010.
2. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – С.-П., 2000.
3. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М., 2001.
4. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1976.
5. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М., 2002.
6. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников натюрморт, пейзаж, портрет. - М. Синтез, 2012.
Вложений нет
Скачать вложение