Без беды друга не узнаешь (По произведению Сутеева В.Г. «Под грибом»)
Автор: Губанова Светлана Александровна, воспитатель МОУ «Безлыченский детский сад»; Сорокина Мария Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка» г. Рыбное; Каткова Галина Владимировна, воспитатель МДОУ «Сменовский детский сад»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.
«Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное,
вот в чем главное».
(К.Д. Ушинский)
Чтение является источником получения знаний. В дошкольном возрасте в мир чтения ребенка вводят взрослые ближнего окружения: родители и воспитатели. Воспитатели читают детям произведения либо в режимных моментах, либо на специально организованных занятиях, используя ту или иную технологию.
Одна из задач дошкольного образования – создание условий для формирования у детей восприятия и понимания содержания произведений художественной литературы. Умение понимать и воспринимать произведения развивается (за редким исключением) только в условиях специально организованной деятельности. В результате чтения у детей должно появиться восприятие текста – процесс эмоционального реагирования на произведение, внутреннее активное сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.
Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, называется чтением-слушанием (О.В.Чиндилова). Ольга Викторовна Чиндилова адаптировала для детей дошкольного возраста технологию продуктивного чтения, разработанную Наталией Николаевной Светловской для школьников. Под технологией продуктивного чтения Н.Н. Светловская понимала природосообразную образовательную технологию, опирающуюся на законы читательской деятельности и обеспечивающую с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Технология продуктивного чтения-слушания предполагает три этапа работы с текстом во время [7]:
1) До чтения текста
Предположение, о ком или о чём будем читать (по названию, иллюстрациям, игровой ситуации).
Результат: прогнозирование и мотивация к чтению.
2) Во время чтения текста
Взрослый читает вслух и делает остановки для того, чтобы:
- прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие;
- задать вопросы автору;
- включить воображение детей;
- привлечь внимание к чему-то и пр.
Результат: включение эмоций, воображения, реакция на содержание, сопереживание героям.
3) После чтения текста
Вопросы и задания для выявления первичного восприятия, обсуждение прочитанного, творческие задания.
Результат: эстетическое удовольствие, понимание.
Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере работы со сказками В. Г. Сутеева.
Цель воспитателя |
Способствовать развитию умения воспринимать текст на слух, понимать его и пересказывать. |
|
Предварительная работа: |
Знакомство с пословицами о взаимовыручке, о доброте; рассматривание иллюстрации к сказке, рассматривание картинок с изображением животных; выставка книг автора. |
|
Оборудования: |
ПК, проектор, презентация иллюстрации к произведению, зонт 4 шт, МР3 запись звука дождя и пение птиц, MP3 запись фрагмента песни «Когда мои друзья со мной". |
|
Художественная задача текста |
Способствовать пониманию детьми того, что в опасной ситуации нужно приходить на помощь даже к незнакомым людям, быть добрым и отзывчивым, учить взаимопомощи, взаимовыручки. |
|
Этапы деятельности |
Задачи |
Действия воспитателя и детей |
1. Мотивационный этап (до чтения) |
Создать условия для формирования интереса к сказке Сутеева В. «Под грибом». |
Воспитатель включает запись звука дождя и предлагает детям спрятаться от дождя под зонтиками. |
2. Ориентировочный этап (до чтения) |
Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос. |
(рассматривание слайдов) |
3. Исполнительский этап (во время чтения) |
- Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, сопереживать героям, оценивать их поступки; |
Сутеев В.Г. «Под грибом» Как-то застал Муравья сильный дождь. (Значит много чего?) Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой (Грибок маленький, значит муравей какой?). Сидит под грибом - дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее… (Представили?) Ползёт к грибу мокрая Бабочка: - Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу! (Почему она лететь не может?) - Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился. - Ничего! В тесноте, да не в обиде. (Какой муравей?) Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт…(ешё больше воды становиться) Бежит мимо Мышка: - Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. ( Жалко мышку? Представили?) - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. - Потеснитесь немножко! Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт… Мимо гриба Воробей скачет и плачет: - Намокли перышки, устали крылышки! (Почему плачет воробей? А почему он не может лететь?) .Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! - Тут места нет. - Подвиньтесь, пожалуйста! - Ладно. Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб. - Спрячьте, - кричит, - спасите! ( За мной Лиса гонится - Жалко Зайца, - говорит Муравей. (Значит какой муравей? ) - Давайте ещё потеснимся. Только спрятали Зайца — Лиса прибежала. - Зайца не видели? - спрашивает. - Не видели. Подошла Лиса поближе, понюхала: - Не тут ли он спрятался? - Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла. (Как вы думаете, почему лиса ушла, а зайца не нашла? ) К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба- радуются. (Чему они радуются?) Муравей задумался и говорит: - Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет: - Эх, вы! Гриб-то… Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались? ( Ответы детей) |
3.2. Физкультминутка: | Создать условия для двигательной активности. |
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.) Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.) Сколько ёлочек зелёных, Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.) Сколько здесь у нас игрушек, Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три ...) Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лесу обхитрим, На носочках убежим. (Бег на носочках.) Всё вокруг мы рассмотрели И тихонечко все сели. |
3.3. Обобщающая беседа (после чтения) |
Создать условия для понимания детьми того, что надо помогать и приходить на помощь даже к незнакомым людям. Быть добрым и отзывчивым. |
Беседа по сказке - Вспомните, как называется сказка, которую мы читали. - Правильно «Под грибом». - А кто автор? (В. Сутеев) - Ребята, какие звери прятались от дождя под грибом? (ответы детей). - Кто первым спрятался под грибом? - Какой сначала был грибок? - Кто последним спрятался? Каким он стал грибок? - Правильно, ребята, а гриб-то вырос! - Знали ли звери друг друга перед дождем? - Почему же пускали промокших под грибок? - Кого звери выручали из беды? (ответы детей). - Какая Лиса? (ответы детей). - Почему звери её обманули и не выдали Зайчика? (ответы детей). - Какие были звери, скажите, одним словом? (ответы детей). - Правильно! Дружные, смелые, находчивые! - А вы хотели бы иметь таких друзей? (ответы детей). |
3.4. Выражение своего отношения к содержанию текста (После чтения) |
Создать условия для выражения детьми отношения к содержанию текста. |
- Кто из героев тебе больше понравился? Почему? |
3.5. Пересказ | Создать условия для развития связной монологической речи. | - Кто запомнил эту сказку? Кто хочет попробовать рассказать её сам? (спросить 2-3 детей) |
4. Рефлексивный этап | - Создать условия для обращения детей к личному опыту. |
- Правильно ли по иллюстрациям мы догадались, о чем сказка? - Вам понравилась сказка? - Что помогло героям справиться с трудностями? ( Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду). |
5. Перспективный этап | - Создать условия для применения полученных знаний на практике. | - В. Сутеев написал много детских сказок, по которым сняты мультфильмы. Если хотите посмотреть «Под грибом» попросите своих родителей. Звучит песня « Когда мои друзья со мной». |
Литература:
1. Сутеев В.Г.Сказки и картинки. – М.: АСТ, Астрель, 2002. – 236 с.
2. Когда мои друзья со мной (сл. М.И. Танича; муз. В.Я. Шаинского ) [Электронный ресурс]. – URL: https:// ru-drivemusic.net (Дата обращения 09.12.2019).
3. Картотека физминутки [Электронный ресурс]. – URL: https://trepsy.net/world/?stat=5275 (Дата обращения 09.12.2019).
4. Запись звука дождя: [Электронный ресурс]. – URL: https://zvukipro.com>priroda ...dozhdja.htmi (Дата обращения 09.12.2019).
5. Запись пения птиц [Электронный ресурс]. – URL: https://muztron.com> listen…penie-ptits (Дата обращения 09.12.2019).
6. Попова Н.А. Реализация технологии продуктивного чтения- слушания в детском саду [Электронный ресурс]. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/realizacija-tehnologi-produktivnogo -chtenija-slushanija.(Дата обращения 09.12.2019)
7. Паршина С. В. Технология продуктивного чтения – слушания как средство формирования читательских умений дошкольников (вебинар)[Электронный ресурс]. – URL: http://school 2100. com/kursy/webinars/ (Дата обращения 09.12.2019).
Презентация к занятию во вложении (pdf, 2 Mb)
Скачать вложение