Чебурашка спешит на помощь
Автор: Кустова Оксана Александровна, Тумасова Ирина Геннадьевна, воспитатели; Новоселова Лилия Николаевна, учитель - логопед МБДОУ «Детский сад № 153 «Родничок»Сценарий непрерывной образовательной деятельности с элементами квест-игры по речевому развитию для детей 5-6 лет.
Цель: организация познавательной деятельности детей, направленной на закрепление гласных звуков [А], [О], [У], [И], [Э] и букв, обозначающих эти звуки; способствовать развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, умения делать умозаключения, выводы; пробудить интерес к звуковой стороне слова.
Задачи:
Организовать:
-
мотивацию помочь герою;
-
игровую деятельность для закрепления гласных звуков и букв;
-
контроль усвоенных детьми знаний и рефлексивную оценку детьми своей деятельности.
Активизация словаря: гласный звук, гласная буква.
Предварительная работа: знакомство с понятием «звук», «символ звука», «буква», «гласный звук», «символ гласного звука», «гласная буква»; знакомство с гласными звуками [А], [О], [У], [И], [Э], символами и буквами, обозначающими эти звуки.
Материал и оборудование: игрушка Чебурашка; конверт с заданиями; символы гласных звуков; предметные картинки с изображением волка, малыша, птицы, девочки в лесу, огня, цепи, колеса, овощей, иглы и аквариума; пластилиновые карточки; фасоль, желуди, тыквенные семечки; буквы И,А, написанные молоком на белом листе бумаги; свеча; спички; ёмкость с водой (аквариум); камни, ракушки; удочка, гласные и согласные буквы на магнитах; ключ.
ХОД:
1 этап. Мотивационный.
Появляется Чебурашка с конвертом и плачет.
Воспитатель: Чебурашка, что случилось? Почему ты плачешь?
Чебурашка: Старуха Шапокляк закрыла моего друга Крокодила Гену в темной комнате, а ключ спрятала.
Воспитатель: Дети, поможем Чебурашке ? (Ответы детей)
2 этап. Ориентировочный.
Воспитатель: Как мы можем помочь Чебурашке? (Ответы детей). Шапокляк прислала нам конверт, давайте посмотрим, что там написано. Чтобы найти ключ нужно выполнить все ее задания. Но чтобы вам легче было справиться, после каждого задания вы будете получать подсказку.
3 этап. Исполнительский.
Логопед: А вот и I задание: выполнить упражнение "Угадай звук по губам". (Логопед беззвучно произносит звук, а дети отгадывают).
Логопед: Как, ты, догадался, что это звук [О], ([У], [А], [И], [Э])? (Ответы детей: потому что ротик похож на овал...).
Чебурашка: Молодцы, дети! Вы выполнили задание. А вот и первая подсказка (картинки с изображением волка, малыша, птицы, девочки в лесу).
Логопед: Давайте посмотрим следующее задание: прочитать звукосочетание по символам слитно
Дети читают символы [АУ], [УА], [УИ], [УЭ] , расположенные на доске, и находят соответствующую им картинку-подсказку (девочка заблудилась в лесу, плачет малыш, кричит птица, рычит волк).
После чтения звукосочетаний дети выкладывают на пластилиновой карточке буквосочетание из фасоли, тыквенных семечек и желудей.
Логопед: Дети, какое буквосочетание вы выложили? Кто так кричит? (Ответы детей: у меня получилось [УА], , так плачет малыш... и т.д.)
Чебурашка: Вот и со II заданием справились. Получите вторую подсказку (картинка с изображением огня).
Логопед: Но прежде чем приступить к следующему заданию, давайте немного отдохнём.
Учитель- логопед проводит фонопедическое упражнение "Ветер": дети увеличивают и уменьшают силу голоса на звуки ([у],[о],[а],[и],[э]) , разводят руки в стороны - усиливают звучание, приближают ладони друг к другу-звук затихает.
Воспитатель: Итак, что же у нас в III задании? Шапокляк заколдовала буквы. Нам надо узнать какое сочетание букв написано на листе.
Дети, а лист абсолютно чистый. Что же делать? Может быть подсказка нам поможет?(Дети предлагают различные варианты). А давайте нагреем лист над свечой и посмотрим, что получится. Но для начала вспомним правило безопасности при обращении с огнем:
Помни правило: огонь никогда один не тронь.
Воспитатель проводит опыт.
На листе проявляется сочетание букв И А.
Воспитатель: Дети, какие буквы, вы, видите? Хотите, я открою вам секрет, как они появились? Эти буквы были написаны молоком, а при нагревании оно проявляется на бумаге. Давайте прочитаем что здесь написано. (Дети читают).
Чебурашка: Ой, какое смешное сочетание, как будто ослик кричит. Отлично, еще одно задание выполнено!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот вам следующая подсказка (картинка с изображением цепи). Давайте скорее посмотрим, что же в следующем задании.
На доске выставляются картинки с изображением овощей, иглы, аквариума и колеса.
Воспитатель: Что же нам делать с этими картинками? Может быть, подсказка опять поможет? (Дети высказывают предположения). Правильно. Нужно эти слова выстроить в цепочку. Наша цепочка начнётся со слова КОЛЕСО. Следующим звеном цепочки будет слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается слово КОЛЕСО. И так далее. А последнее слово в этой цепочке будет подсказкой к последнему заданию Шапокляк.
Дети выстраивают цепочку: КОЛЕСО-ОВОЩИ-ИГЛА-АКВАРИУМ.
Дети, какое же слово последнее в этой цепочке? (аквариум). Верно, это и есть наша следующая подсказка. Где же он? (дети с воспитателем находят аквариум и подходят к нему).
Воспитатель: У нас осталось последнее задание: достать только гласные буквы на магнитах из воды, не замочив рук. (Дети высказывают свои варианты, предлагают использовать магнитную удочку).
Воспитатель: Правильно, на удочке и на буквах находятся магниты, они притягиваются друг к другу. Обратите внимание, что магнит не теряет своих свойств даже в воде.
Дети с помощью удочки достают из емкости с водой (аквариума) гласные буквы и называют их.
Воспитатель: А почему достали буквы только красного цвета? (Ответы детей).
Чебурашка: Как здорово! А можно мне попробовать что-нибудь достать. Чебурашка находит в воде спрятанный среди камней ключ.
Чебурашка: Ура! Я нашел ключ и теперь смогу выручить своего друга. Спасибо вам за помощь.
Чебурашка прощается с детьми и уходит.
4 этап. Рефлексивный.
Воспитатель: Дети, мы помогли Чебурашке? А как мы это сделали? Какое задание Шапокляк показалось вам трудным? С каким справились легко? Что вам показалось самым интересным на занятии? (Ответы детей).
5 этап. Перспективный.
Логопед: Дети, а вы знаете, что в алфавите есть ещё много букв? Хотите с ними познакомиться? А зачем нужно знать буквы? (Ответы детей). Правильно, чтобы научиться читать и писать, хорошо учиться в школе.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 365 с.
3. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб. : Детство-пресс, 2016. — 256 с.
2. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. — СПб.: Детство-пресс, 2016. – 320 с.
Скачать вложение