Что может вода?
Автор: Парсалова Светлана Анатольевна, воспитатель, Гуткнехт Маргарита Владимировна, воспитатель, Колесникова Марина Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №121», г. РязаньЗанятие для детей средней группы.
Круговорот воды в природе – сложный процесс, сопровождающийся изменением агрегатного состояния воды, перемещением ее между экосистемами. Он один из самых значимых природных процессов, который связывает все планетарные оболочки, позволяет им полноценно функционировать.
Ознакомление детей с этим процессом является важной частью знания о роли воды в жизни человека, бережного отношения к ней. Посредством беседы мы воспитываем интерес к изучению природы и понимание, что жизнь человека зависит от чистой окружающей среды.
Метод экспериментирования позволит детям в более интересной и доступной форме показать действия, которые человек может оказывать на воду, а также познакомить с ее свойствами. Эксперимент помогает пополнять словарный запас и активизировать диалогическую речь ребенка и визуализировать явления, которые они раньше не знали. Метод экспериментирования помогает формировать исследовательскую деятельность - она развивает у дошкольников познавательную и творческую активность, его коммуникацию, формирует эмоциональную сферу, помогает почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, найти ответы на интересные вопросы.
Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования; расширение и уточнение представлений детей о воде.
Обучающие задачи:
1. Закрепить знания о свойствах воды (парообразное свойство воды, твердое состояние).
2. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей через экспериментирование.
2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
3. развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды (лед, пар)
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода).
Предварительная работа: беседа «Вода вокруг нас», чтение художественной литературы: Гернет Н.В. — «Хорошая вода», Гумилевская М. В. — «Рассказ о водяной капельке», Пластов М. А. — « Капля в море», отгадывание загадок по теме, беседы, прослушивание аудиокассет: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки моря», «Звуки воды», рассматривание репродукции картин: И. К. Айвазовского «Буря на Ледовитом океане (1864 г. ), «Море» (1864 г. ), «Восход солнца» (1876 г. ), «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1850 г. ), мультфильм: «Секреты воды», «Сказка о рыбаке и рыбке», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришло письмо. А сейчас давайте со всеми поздороваемся.
Дети:
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами
2. Мотивационный этап
Звук капающей воды.
Воспитатель: Ребята, что это за звук?
Дети: Капает вода
Воспитатель: Вы совершенно правы! Смотрите, кто попал к нам в группу. Это капелька по имени Капитошка! А как она к нам попала она нам сейчас расскажет.
Аудиозапись сообщения.
«Здравствуйте, ребята! Я - капелька Капитошка и у меня случилась беда. Живу я весело с сестрицами в облачке, да однажды заигралась и упала с облачка на землю и не знаю, как вернуться домой. Помогите найти дорогу домой друзья!»
Воспитатель: Вот беда! Ребята, что же нам делать?
Дети: Помочь Капитошке попасть домой.
3. Исполнительский этап
Воспитатель: В таком случае отправляемся в путешествие, на встречу новым знаниям и приключениям. Но вот незадача! где живет капелька?
Дети: В воде (озеро, ручей, океан)
Воспитатель: А что будет если она будет одна, что с ней станет?
Дети: Капелька высохнет
Воспитатель: Чтобы капелька не высохла, объединимся в речку и отправимся в путь!
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)
Воспитатель: Вот мы объединились, и появилась карта, по которой мы будем путешествовать.
И вот наше первое приключение.
Дети: Вода с облаков попала на землю и впиталась в землю. Вода – жидкая.
Воспитатель: Все верно! А как думаете, что будет с водой, если мы опустим в них камушки?
(предположение детей)
Опыт №1:
Перед вами тарелочки с водой и камушки. давайте попробуем их опустить в воду и посмотреть правильно вы предположили или нет. (Дети выполняют действия). Вы что-то заметили?
Дети: Вода поднимается к краю.
Воспитатель: Правильно! Уровень воды становится выше. А теперь посмотрим на нашу карту, что мы видим?
Дети: речка течет к морю.
(показ вода перемещается к морю)
Воспитатель: Скажите, а можно пить грязную воду? Почему?
Дети: Грязную воду пить нельзя.
Воспитатель: А как думаете, что будет если пропустить грязную воду через марлю?
Дети: Вода станет чистой.
Опыт №2:
Для этого нужно взять воронку и вставить её в пустой стакан, положить в эту воронку специальную ткань, которая будет играть роль фильтра. И затем, пропустить грязную воду через воронку. Посмотрите, что произошло? (ответы детей). Да, вода стала чистой, а фильтр стал грязным.
Вывод: воду можно и нужно очищать с помощью фильтра.
Воспитатель: Добралась наша капелька к морю и так там хорошо, но ей все равно грустно, Почему?
Дети: Ей грустно и хочет домой.
Воспитатель: Как думаете, что нужно сделать? (предположения детей)
Опыт №3:
«Пар — это тоже вода».
Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.
Взять кружку с кипятком, чтобы Дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.
Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
Воспитатель: Наконец попал Капитошка домой и снова из пара стал капелькой.
На память Капитошка оставил нам свой портрет. Но забыл его раскрасить. Так давайте с вами его закрасим. А закрашивать будем необычно. Скажите каким цветом можно изобразить воду?
Дети: Изобразить воду можно голубым или синим цветом.
Воспитатель: Сначала по контуру закрашиваем водой, а только потом берем синий цвет и по мокрому закрашиваем капельку. Закрашиваем в одном направлении.
Но для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Для чего нужна водица?"
- Братцы-братцы, где вы были?
- Вместе по воду ходили (хлопки)
- Для чего нужна водица?
- Для того, чтоб всем умыться! (Умываются)
- Для чего еще вода?
- Кашу варим мы сутра (водят по ладошке пальцем)
- А еще зачем водица?
- Чаю мы хотим напиться ("чашку" из пальцев подносят ко рту)
- А не много ль три ведра?
- Грядки поливать пора (скрестить пальцы, водить вправо-влево)
- Остаются два ведерка
- Будут стирка и уборка (кулачки трутся друг о друга)
- Для кого водица в плошке?
- Для любимой нашей кошки (показывают усу кошки)
- Ну а в блюдце чья водица?
- Прилетит попить синица (изображают крылья, машут)
Выполнение задания детьми.
Выставка работ.
4. Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии?
А давайте расскажем нашим капелькам, что вы узнали нового сегодня? (ответы детей)
Хотели бы вы еще раз отправится в путешествие? (ответы детей)
А наше путешествие окончено.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
2. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ». Тематическое и перспективное планирование работы в разных группах.
Выпуск 1. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
3. Нищева Н.В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: Конспекты занятий в разных группах». – М.: Детство-Пресс, 2015. – 320 с.
Скачать вложение