Что мы знаем о воздухе?
Автор: Краюшкина Елена Васильевна, воспитатель, Овчинникова Галина Сергеевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга», г. Рыбное, Рязанская областьКонспект НОД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность).
Цель: создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей.
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о свойствах воздуха.
2. Развивать любознательность и наблюдательность.
3. Пробуждать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Словарная работа: воздух, бесцветный, прозрачный, невидимый.
Материалы и оборудование: чудесный мешочек, воздушный шар, пучок соломы, лапоть, султанчики, веера, ленточки, флажки, газовые платки, трубочки для коктейля, прозрачные полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка, лапоть», опыты с воздухом.
Ход занятия
Вводная часть.
Игровая мотивация. (Воспитатель предлагает детям заглянуть в чудесный мешочек, в котором лежат предметы к русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» (пучок соломы, лапоть, воздушный шар).
Воспитатель. Дети, из какой сказки эти гости? Кто вспомнит, что произошло с ними в сказке?
Вопросы к детям.
1.На что был похож пузырь? (предполагаемые высказывания детей)
2. Чем был наполнен пузырь внутри?
3. Почему пузырь лопнул?
Обобщение: пузырь смеялся, сильно надулся и лопнул, из него вышел весь воздух.
Воспитатель. Дети, соломинка, пузырь и лапоть не знают, что такое воздух и как его обнаружить. Как мы можем помочь нашим гостям узнать про воздух? (Ответы детей: с помощью опытов узнать, что воздух существует и его можно найти).
Основная часть.
Воспитатель. Дети, для чего нам необходим воздух? (Ответы детей). Воздух нам необходим для дыхания. Воздух находится вокруг нас везде. Как мы можем это узнать? (Ответы детей). Мы можем воздух почувствовать. Выберите предметы, с помощью которых мы можем почувствовать воздух. (Дети выбирают из предложенных предметов: султанчики, веера, ленточки, флажки, показывают опыт самостоятельно). Что вы ощущаете? (ветерок, прохладу)
Обобщение: воздух можно почувствовать.
Воспитатель. Дети, как вы считаете можно ли воздух «поймать»? (Ответы детей). Воздух «поймать» нам поможет газовый платок. (Воспитатель предлагает встать детям в пары, выбрать себе газовый платок, взять его за четыре конца, одновременно поднять вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом).
Обобщение: воздух можно поймать.
Воспитатель. Дети, вы видите вокруг себя воздух? Почему? (Ответы детей). Воздух бесцветный, поэтому он невидимый. Давайте покажем нашим гостям, что воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем, все же можно увидеть. Какие предметы нам помогут это сделать? (Дети берут трубочку для коктейля и дуют через неё в стакан с водой). Мы дуем в трубочку, и из воды с пузырьками выходит воздух.
Обобщение: воздух можно увидеть.
Воспитатель. Дети, что вы еще можете рассказать нашим гостям о воздухе? (Ответы детей). Воздух прозрачный, через него мы можем все вокруг видеть. Как мы можем доказать, что воздух прозрачный? (Дети берут прозрачные полиэтиленовые пакеты, открывают их и набирают воздух, скручивают края, и называют, что они вокруг видят).
Обобщение: воздух прозрачный, поэтому через него можно всё видеть.
Заключительная часть.
Воспитатель. Дети, чем мы сегодня занимались? Что нового наши гости: лапоть, соломинка, пузырь узнали о воздухе? Кому вы еще можете рассказать о воздухе?
Список литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. Н.М.Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Санкт –Петербург, 2012г.
3. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, 2010 г.
Скачать вложение