Деревенский двор
Автор: Воистинова Татьяна Михайловна, учитель-логопед; Прошина Ольга Владимировна, воспитатель; Окунь Светлана Борисовна воспитатель МБДОУ «Детский сад №123», г.РязаньКонспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи.
Цель: создать условия для закрепления знаний у детей по теме «Домашние животные» и организовать речевую деятельность, направленную на усвоение умения различать звуки (М)-(Мь).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
формировать навык элементарного анализа;
-
формировать навык чтения слогов;
-
активизировать словарь глаголов и прилагательных по лексической теме: «Домашние животные»;
-
закреплять умение согласовывать слова в предложении;
-
закреплять навык отвечать полным предложением.
Коррекционно-развивающие:
-
развивать фонематического слуха и восприятия;
-
развивать внимание, восприятие, воображение, мышление;
-
развивать общую и мелкую моторику;
-
формировать навык самоконтроля.
Воспитательные:
-
воспитывать умение работать в небольших группах, парах и индивидуально;
-
воспитывать у детей желание помочь друзьям, взаимовыручку.
Оборудование: картинка «Деревенский двор»: карточки («бревна») с буквами; наборное полотно «Волшебная ферма», липучки животных); мячи (вырезанные из картона) с картинками (звуки М МЬ); 2 корзинки; картинки-«Корова», «Кошка»; карточки с цифрами, картинки с домашними животными; карандаши; листы-прописи.
Ход занятия
1. Мотивационно-организационный этап.
Фонетическая разминка
Педагог:
- В деревне Маслёнкино жила девочка Маша. А во дворе обитали животные. Назовите их, выделяя голосом ударный гласный звук (КОРОООВА, БЫЫК,,,).
- Маша была маленькая и говорить ещё не умела. Зато умела плавно и громко петь: УАО!
Серёжа, повтори Машину песенку (аналогично: АИУ, АО-ИУ, УИ-ОА…). Предлагаю отправиться на экскурсию и заглянуть на деревенский двор. Посмотрим, чем сегодня там занимаются домашние животные, вдруг им наша помощь нужна. В пути мы будем выполнять задания, используя первую букву имени этой девочки. Вы не забыли, как её зовут? (Ребёнок: «Маша, первая буква М»).
2. Основная часть
«Мосты» (звучит запись шума воды)
Педагог:
- Впереди шумная река. Нам необходимо перебраться на другой берег. Каким образом это можно сделать? (предложения детей). Предлагаю построить мост. И вот какая задача: необходимо каждому выбрать 2 бревна с буквой «М» и любой буквой обозначающий гласный звук (дети выполнят задание). А теперь «стройте мост» перед собой и читайте слоги, которые вас получаться (дети выкладывают брёвна и читают: АМ, МО, УМ, ИМ…)
«Чьи голоса?»
Педагог:
- Ну, вот мы и на другом берегу (звучит запись голосов животных). К кому же мы в гости попали?
Дети:
- Мы пришли в гости к домашним животным.
Педагог:
- Да, мы попали на деревенский двор (на доске наборное полотно с липучками, дети рассаживаются на стульчики). Я слышала, как кошка с котёнком мяукали. А вы?
(ответы детей с появлением «домашних животных» на липучках)
Физминутка
Педагог:
- Вы, наверное, устали, предлагаю размяться:
Я в деревне отдыхаю,
Вам животных называю:
Кролик, лошадь и коза,
Кот, корова и свинья,
А ещё баран с овцой,
Да верный пёс – помощник мой (дети выполняют упражнения).
«Мячи с картинками (звуки М, Мь)»
Педагог:
- Пока мы играли, котёнок и телёнок так расшалились, что все мячи п двору разбросали. А скоро вечер, и нужно помочь им прибраться. Наша задача разложить их в 2 корзины. На всех мячах есть картинки. Как звучит голос телёнка? (МУУУУ) Как звучит в этом слове звук М? (твёрдо) Значит, в эту корзину собираем мячи с картинками со звуком (М) Как звучит голос котёнка? (Мяу) Как звучит в этом слове звук (Мь)? (мягко) Значит, в эту корзину собираем мячи - со звуком Мь (дети выполняют задание, а педагог контролирует)
«Измени слог» (2 команды)
Ребёнок 1 команды: -Ма
Ребёнок из второй команды: -Мя.
(аналогично: мы-ми, му-мю…., и наоборот)
«1,2,3,4,5..»
Педагог: - А теперь давайте посмотрим, чем занимались хозяева (на одном столе – карточки с цифрами, на другом – картинки животных).
- Вам (обращение к первой команде) предлагаю выбрать картинки с цифрами. А вам (обращение к второй команде) – картинки с цифрами (все дети выполняют задание).
- А теперь каждая пара придумывает предложение, как мы с Сашей: «Два розовых поросёнка моются» (дети парами проговаривают получившиеся предложения).
3. Заключительный этап.
Педагог:
- Наступил вечер, и нам пора возвращаться.
- А напомните мне, пожалуйста, где мы сегодня были, кого видели?
- Расскажите, чем занимались животные, и кому мы помогли?
- А какое задание было самым первым в нашей экскурсии?
В путешествии нам помогали звуки (М) и (Мь), а живут они в одном доме буквы М, которая приготовила вам задание (дети выполняют задание на развитие графических навыков).
4. Рефлексия.
- Что для вас сегодня было самым трудным?
- А какое задание было самым весёлым?
- Что бы вам хотелось повторить ещё раз?
Литература:
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 48 с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. - 2е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика Синтез, 2008. - 322 с.
3. Журова Л.Е. Обучение детей грамоте в детском саду. - М., 2008. - 211 с.
Скачать вложение