Дикие животные осенью
Автор: Жук Светлана Александровна, воспитатель; Романова Елена Александровна, воспитатель; Салангина Наталья Викторовна, учитель-логопед; МБДОУ "Детский сад № 121" г. РязаньЗанятие по речевому развитию в старшей группе.
Цель - организовать познавательно - речевую деятельность, направленную на систематизацию и углубление представлений о диких животных, активизацию и актуализацию словаря по теме.Задачи:
- Организовать познавательно – речевую деятельность, направленную на отработку первичных умений способов словообразования (суффиксальный способ словообразования), совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных), автоматизацию в игровой деятельности произношения и дифференциацию поставленных звуков.
- Организовать практическую самостоятельную деятельность детей по делению слов на слоги и соотнесению картинки со слоговой моделью.
- Создать условия для закрепления знаний детей о диких животных и их отличительных особенностях.
- Создать условия, способствующие развитию координации речи с движением, мелкой моторики и операций мышления.
- Создать условия, способствующие организации рефлексивной оценки и подведению итогов занятия.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в лес. Какое время года сейчас?
Дети. Осень.
Воспитатель. Правильно. Давайте узнаем, какие изменения происходят осенью в жизни животных в лесу.
Ритуал начала занятия «Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце».
Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.
Воспитатель. Вот мы и очутились в лесу, на полянке. Но оказывается это не обычный лес, а волшебный. Посмотрите, здесь есть лесное радио. Давайте послушаем (дети садятся на стульчики и слушают).
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Воспитатель. О чем вы слушали стихотворения?
Дети. О том, как животные готовятся к зиме.
Воспитатель. Как же животные готовятся к зиме? Что об этом говорится в стихотворении?
Дети. – Утки улетают в теплые края.
- Медведь устраивает себе берлогу.
- Заяц меняет серый мех на белый. Его шуба становится более густой и теплой.
- Белка готовит в дупле запасы на зиму ( и т.п.).
(К стихотворению показ слайдов презентации).
Воспитатель. Давайте теперь отправимся дальше. (Перед детьми лежит изображение реки). Что же мы видим? (Перед нами речка). Сюда все звери ходят на водопой.
Подвижная игра «На водопой».
(Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-. Автоматизация правильного произношения в игровой деятельности).
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и предлагает выполнить упражнение.
Как- то раз лесной тропой
Звери шли на водопой
За мамой лосихой топал лосенок / громко топают/
За мамой лисицей крался лисенок /крадутся на носочках/
За мамой ежихой катился ежонок /движения в полуприсяде/
За мамой медведицей шел медвежонок / движения вперевалку/
За мамою белкой скакали бельчата / движения прыжками/
За мамой зайчихой – косые зайчата /прыгать, «ушки» из ладошек/
Волчица вела за собою волчат /крадутся большими шагами/
Все мамы и дети напиться хотят / поворачиваются в круг, встают на четвереньки и делают лакательные движения/.
Воспитатель. Вот мы и оказались с вами в лесной глуши.
Дидактическая игра «В лесной глуши».
(Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Автоматизация в игровой деятельности произношения и дифференциация поставленных звуков. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Игру проводит Логопед.
Логопед приглашает детей за стол, где плоскостное изображение дуба, из-за которого видны части тел диких животных.
Логопед. В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите , что вы видите.
Дети. Я вижу заячьи уши, значит за деревом прячется заяц ( и т.д. …беличий хвост, лисья голова, медвежья лапа, волчий хвост).
Логопед тем временем по порядку достает изображения животных и кладет их перед ребенком.
Дидактическая игра «Подели на слоги»
(Развитие навыков звукового и слогового анализа слова).
Логопед. Молодцы, вы угадали, кто прячется в лесной глуши. А теперь поселим каждое животное в домик: если в названии животного 1 слог- животное заселяем в одноэтажный домик, если 2 слога – в двухэтажный и т.п. (дети с логопедом прохлопывают слоги и расселяют животных в домики, построенные из кубиков).
(Развитие навыков звукового и слогового анализа слова).
Логопед. Молодцы, вы угадали, кто прячется в лесной глуши. А теперь поселим каждое животное в домик: если в названии животного 1 слог- животное заселяем в одноэтажный домик, если 2 слога – в двухэтажный и т.п. (дети с логопедом прохлопывают слоги и расселяют животных в домики, построенные из кубиков).
Дидактическая игра «Назови детеныша»
(Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные»).
Логопед. Ой, ребята, посмотрите какой ежик закатился к нам в гости (показывает су-джок шарик). А кто знает, как называется детеныш у ежа? А у лисы? У зайца? Волка? Медведя? А у нас много маленьких ежат. А я знаю сказку про ежонка. Давайте ее послушаем (дети слушают сказку и выполняют движения).
(Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные»).
Логопед. Ой, ребята, посмотрите какой ежик закатился к нам в гости (показывает су-джок шарик). А кто знает, как называется детеныш у ежа? А у лисы? У зайца? Волка? Медведя? А у нас много маленьких ежат. А я знаю сказку про ежонка. Давайте ее послушаем (дети слушают сказку и выполняют движения).
Сказка «Ежик» (су-джок терапия).
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Воспитатель. Ой, кажется, дождь начинается. Ребята, все под зонтик ко мне! Наш волшебный зонтик перенесет нас обратно в детский сад.
«Раз, два, три , покружись, в детский сад возвратись!»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что нового они узнали о диких животных осенью, в какие игры играли, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Воспитатель. Ой, кажется, дождь начинается. Ребята, все под зонтик ко мне! Наш волшебный зонтик перенесет нас обратно в детский сад.
«Раз, два, три , покружись, в детский сад возвратись!»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что нового они узнали о диких животных осенью, в какие игры играли, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.
Литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. – Издательство «Мозаика-Синтез», 2016. – 368 с.
2. Т.А Шорыгина «Птицы, какие они». Издательство «Гном и Д», 2006 -
96с.
3. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Е.А. Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
5. Е.А. Пожиленко. Энциклопедия развития ребенка: Для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей.- СПб.: КАРО, 2006. – 640с.
дошкольного образования / Под ред. Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. – Издательство «Мозаика-Синтез», 2016. – 368 с.
2. Т.А Шорыгина «Птицы, какие они». Издательство «Гном и Д», 2006 -
96с.
3. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Е.А. Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
5. Е.А. Пожиленко. Энциклопедия развития ребенка: Для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей.- СПб.: КАРО, 2006. – 640с.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 4MB).
Слайд №1. Титульный.
Слайд №2. Дикие утки.
Слайд №3. Медведь и берлога.
Слайд №4. Заяц.
Слайд №5. Белка.
Слайд №6. Волки.
Слайд №7. Лиса и тетерев.
Слайд №1. Титульный.
Слайд №2. Дикие утки.
Слайд №3. Медведь и берлога.
Слайд №4. Заяц.
Слайд №5. Белка.
Слайд №6. Волки.
Слайд №7. Лиса и тетерев.
Скачать вложение