Дикие животные средней полосы
Автор: Колесник Наталья Николаевна МБДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка», г. Рыбное, Рязанская область; Анурина Светлана Михайловна МАДОУ «Детский сад №148 «Ручеек», г. Рязань, Пащенко Ирина Михайловна, МАДОУ «Детский сад №148 «Ручеек», г. РязаньКонспект занятия по познавательному развитию для детей дошкольного возраста средней группы
Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоении ими представлений о диких животных средней полосы.
Способствовать созданию условий для понимания детьми важности бережного отношения к среде обитания диких животных.
Способствовать формированию у детей умений сравнивать различные объекты и находить там сходство и различия (на материале занятия)
Задачи:
1. Организовать мотивацию и знакомство с дикими животными (волк, лиса, заяц, медведь)
2. Организовать деятельность детей по различению диких животных, их признаках, их приспособлении к условиям жизни посредством дидактической игры.
3. Организовать контроль и оценку самостоятельной деятельности детей по теме занятия.
Методы и приемы
Практический (дидактических игр и упражнений).
Наглядный (использование демонстрационного материала)
Словесный (напоминание, указание, вопросы и др.).
Игровой (использование сюрпризных моментов, успокаивающие упражнения перед занятием).
Оборудование:
2 мольберта; картинки для игры «Четвертый лишний», набор игрушек диких животных; картинки диких животных (на доске); слайды «кто, где живет»; набор картинок – символов «Правила поведения в лесу»; картинки с двумя видами леса и карточки животных – для двух подгрупп; кукла Незнайка., ИКТ – презентация «Дикие животные»
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Д. Зуев «Тайны леса», «Волки», «В июль катилось лето», Г. Скребицкий «Белка», «Заяц», «Ёж», Соколов-Микитов «Медвежья семья» «Лоси», А. Клыков «Лисица».
Рассматривание иллюстраций диких животных.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Храбрый заяц» (Союз мультфильм - 1955)
Просмотр слайдов на тему «Животные и их жилища». «Как кричат дикие животные? »
Этап занятия |
Действия педагога |
Деятельность детей |
Расположение детей на занятии |
Действия ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперреактивности |
1. Мотивационный этап |
|
Дети играют в игры. Звучит колокольчик, для привлечения внимания детей
|
Дети сидят за столами, играют в настольные игры
|
Играет в игрушки
|
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Незнайка. Давайте у него спросим, что случилось у него, наверное, ему нужна наша помощь.
|
Дети спрашивают у Незнайки - Какая нужна помощь. Вам, Незнайка? Чем мы можем Вам, помочь?
|
Дети подходят и встают полукругом около педагога.
|
Стоит с детьми
| |
|
Вхождение в игру. |
|
| |
2.Ориентировочный этап |
Незнайка – Ребята, помогите мне разобраться с заданием, которое мне дал Знайка. «Узнать все о диких животных»
|
|
|
|
Вот у меня много картинок, а я не знаю, какие мне нужны. Кто из них дикие животные.
|
Д.И. «Четвертый лишний» |
Дети стоят у доски полукругом, выбирают отгадку из набора животных |
Вместе с детьми выполняет задание | |
3. Практический этап |
Воспитатель -Ребята, давайте проверим Незнайку, как он запомнил животных. Незнайка, мы тебе загадаем загадки, а ты попробуй на них ответь. А ребята тебе помогут
|
|
Дети стоят полукругом, отвечают на вопросы
|
|
|
Кто зимой холодный, ходит злой голодный (волк) Прыгает ловко, любит морковку (заяц) Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь) Какой зверь опасный ходит в шубе красной, снег разгребает, мышек хватает. За собой следы заметает (лиса)
Молодец, Незнайка, все загадки отгадал
|
Ответы детей
|
|
Дать задание: выстроить животных по росту (волк, лиса, медведь, заяц) |
Незнайка, а ты знаешь, где живут эти животные?
|
Помощь детей -В лесу, поэтому так и называют - лесные животные |
|
| |
Воспитатель - Все лесные обитатели живут как бы одной большой семьёй, в которой существуют свои правила и все им подчиняются, потому что зависят друг от друга, жить друг без друга не могут.
|
|
|
| |
Ребята, у вас есть дом, где вы живёте со своей семьёй? А в лесу есть дома |
У каждого животного есть свой дом в лесу. Только эти дома все разные. Где кому удобно, там и живут.
|
|
| |
|
Д.И «Кто где живет» (слайды - Где живёт медведь? …в берлоге, лиса…в норе, заяц…под кустом, а волчий дом называется…логово)
|
Делятся на 2 группы, подходят к разным мольбертам. Выполняют задание, меняются местами, проверяют друг у друга
|
Он – помощник. Смотрит за выполнением заданий сверстников | |
|
Игра с пальчиками и движениями. Зайка беленький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так, Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть Вот так, вот так Надо лапочки погреть Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать Вот так, вот так Надо зайке поскакать |
|
Выполняют вместе педагогом
|
Выполняет вместе с детьми.
|
Незнайка, а как ты думаешь, кто же создает уют в домах?
|
|
дети стоят полукругом у доски
|
| |
Как зовут мам у лесных детенышей?
|
ответы Незнайки неправильные, дети поправляют его
|
|
| |
|
Д.И. «Найди маму и детеныша»
|
Делятся на 2 группы, подходят к разным мольбертам. Выполняют задание, меняются местами, проверяют друг у друга
|
Он – помощник. Смотрит за выполнением заданий сверстников.
| |
Физминутка.
- Раз, два (присядка, руки на пояс) - Это заячья зарядка, ушки на макушке.
- Любят долго потянуться. (потягиваемся)
- Ну и хвостиком вильнуть.
- Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы, с зайкой вместе долго топчется на месте.
|
Дети проговаривают слова и выполняют движения
|
|
Выполняет вместе с детьми
| |
|
Незнайка. А ты знаешь, как себя вести нужно в лесу?
|
|
|
|
Ребята, давайте Незнайке расскажем, как правильно нужно вести себя в лесу.
|
дети называют правила поведения в лесу, которые не знают, добавляет воспитатель: - Не вырывать кустарники с корнем. - Не разорять птичьи гнезда. - Не разорять муравейники. - Не забирать из леса животных. - Не обижать лесных насекомых.
|
Дети выбирают символы – знаки поведения в лесу, выставляют на доску
|
Он - помощник. Вывешивает символы на магнитную доску.
| |
|
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь какое разрушительное влияние на природу, в том числе на животных, оказывает человек?
|
Ответы детей: Человек вырубает леса, загрязняет воздух, загрязняет водоёмы, также причиной является охота и истребление вредных, по мнению человека, животных
|
|
|
|
Д.Игра «В каком лесу жить лучше» |
Дети делятся на две подгруппы, распределяют животных. Воспитатель индивидуально спрашивает, почему именно в этот лес.
|
Играет вместе с детьми.
| |
Молодцы ребята! Мне сегодня очень понравилось, как вы помогали Незнайка, ребята, а что вы узнали о диких животных
|
Ответы детей и Незнайки:
Животные бывают дикими и домашними. У каждого животного свой дом (называют названия жилищ) Называют мам и детенышей.
|
дети стоят полукругом около Незнайки
|
Стоит вместе с детьми
| |
Незнайка – Ребята, спасибо вам за помощь. Мне пора бежать к Знайке, чтобы поделиться своими знаниями
|
|
|
| |
|
|
Возвращение в группу |
|
|
3.Заключительный этап |
Подумайте и скажите мне, что вы сегодня нового и интересного узнали? Что больше всего понравилось сегодня? Какие трудности вы испытали?
|
Ответы детей |
Дети стоят полукругом, отвечают на рефлексивные вопросы |
Стоит вместе с детьми |
Молодцы! Вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо за работу! Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике). |
|
|
|
Список литературы.
- Бочарова Н.И. Организация прогулок-походов с детьми среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Орел, 1988.
- Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология экологического воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа, 1995.
- Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. – 1988.- №7.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. - №5.
- Лучич М.В. Детям о природе. – Изд. 2-е. – М., 1989.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
- Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1998.
- Николаева С.Н. «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010.
Конспект с презентацией во вложении (архив zip, 10MB)
Скачать вложение