Экологическая сказка как метод формирования познавательной активности дошкольника и его позитивного отношения к природе
Автор: Баранихина Мария Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №105», г. РязаньЭкологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Организация образовательной деятельности в современных технологиях требует от воспитателя совершенствования практической деятельности путем поиска новых форм и методов воспитания и развития дошкольников.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения. Развивать фантазию ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки.
Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать, импровизируя, а можно сделать сказку своим помощником в интеллектуальном развитии ребенка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром. Она – универсальный учитель.
Если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий, позитивного отношения к миру природы.
Цель использования экологических сказок: дать точную, научно -достоверную информацию в доступной для детей форме. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей.
Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей природы? Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Для эффективного использования экологических сказок был составлен перспективный план работы, который рассчитан на 36 занятий, каждое занятие планируется 1 раз в неделю. Весь материал был разбит на 3 блока. Организация работ идет по 3 блокам, каждый из которых представлен темами:
1. живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде);
2. неживая природа (воздух, вода, почва, космос);
3. человек (влияние человека на окружающую среду, функционирование организма).
Экологические сказки целесообразно использовать как на занятиях по ознакомлению с окружающим, так и вне занятий. Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы.
Экологические сказки, такие как: «Почему у земли платье зеленое», «Храбрый опенок», «История одной Капли», можно использовать целиком, а так же отдельными фрагментами.
Эффективно применение следующих приемов:
- обсуждение прочитанного;
- проблемный анализ;
- установление причинно – следственных связей;
- введение сказочных персонажей;
- ответы на сказочные вопросы;
- придумывание сказок детьми.
Придумывая собственные экологические сказки, дети развивают способность к логическому мышлению, познают для себя природные взаимосвязи человека с окружающей средой.
Многие сказки или фрагменты можно использовать для организации различных игр экологического содержания.
Одной из форм закрепления пройденного материала являются театрализованные представления по сюжетам сказок.
Дошкольники с большим удовольствием иллюстрируют сказки. Ребята создают целые книжки иллюстраций к тексту.
Образ любимых персонажей, сюжеты сказок, дети передают в поделках из природного материала, аппликаций, оригами.
Очень занимательно проходят экскурсии с использованием экологических сказок и введением сказочных персонажей, а так же опытническая деятельность.
Основная задача для педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.
Работа ведется планомерно, поэтапно, комплексно, реализуясь во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, изодеятельности, в труде, самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, экологические сказки направлены на ознакомление детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с проблемами влияния человека на природу; на формирование позитивного отношения к природе, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде и, в целом, благоприятно влияют на формирование познавательной активности дошкольников.
Список литературы:
2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. М.: ИНФРА-М, 2016.– 256с.
3. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017.– 66с.
4. Рыжова Н.А. Не просто сказки…//Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2012.– 192с.
5. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, №7, 2015. – 192с.
Скачать вложение