Экскурсия на родину С. А. Есенина
Автор: Барановская Юлия Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 161», г. РязаньПознавательно-развлекательное мероприятие для детей 6-7 лет.
Цель: Закрепить знания детей о поэтическом творчестве С. Есенина.
Задачи:
Обучающие:
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Ход мероприятия:
Слайд 1.
Звучит аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Над окошком месяц…», дети входят в музыкальный зал.
Педагог - «экскурсовод» идёт навстречу детям:
«Здравствуйте, добрый день. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Мне очень хочется рассказать вам о Рязанском крае и небольшом селе Константиново. Проходите, присаживайтесь…
Слайд 2
«Рязань – старинный город. Ему уже 923 года.
Красивым и нарядным выглядит он в дни празднования Дня города.
В этот день проходят концерты для взрослых и детей в театрах и на открытых летних площадках, праздник воздушных шаров, выступления рязанских десантников,
Слайд 3
А какие умельцы живут в Рязанском крае!
Посмотрите на изделия рязанских мастеров. Кто из вас знает, что это за промыслы и может назвать их?
Дети слушают педагога, рассматривают изображения на слайдах, называют промыслы:
Шиловское лозоплетение
Педагог: «И всё это делают своими руками Рязанцы.
Великий русский поэт, наш земляк, С.А.Есенин писал так: «Как прекрасна земля и на ней человек!».
Слайд 6
Мотивационный этап:
Речь экскурсовода прерывает голос в аудиозаписи: «Внимание! Внимание! Приглашаем Вас совершить экскурсию на родину С.А.Есенина на катере по реке Оке!».
Педагог – «Ребята, вы слышали? Нас приглашают на экскурсию. Я предлагаю вам отправимся в село Константиново, на родину поэта Сергея Александровича Есенина. А поскольку у нас нет возможности сейчас же поехать, мы совершим эту экскурсию с помощью компьютера, вы согласны?»
Дети принимают предложение.
Ориентировочный этап:
Воспитатель: - С набережной от Рязанского Кремля спускаемся к пристани, и на катере отправляемся в путь
Слайд 7:
Педагог: - «Плывёт наш катер по широкой реке Оке, убегают назад, к городу, берега реки, заливные луга, озёра. Убегают вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. Есенин очень любил природу родного края, много писал о ней. Многие из стихов мы уже учили с вами. Давайте расскажем их»
Исполнительский этап:
Дети рассказывают стихи
«Синее небо, цветная дуга…»
«Ночь»
«С добрым утром…»
«Тихо дремлет река…»
Педагог: – «Плывём мы с вами, ребята, отдыхаем, слушаем замечательные стихи. А ведь вы знаете, что в детстве С. Есенин очень любил играть. Помните, в какие игры любил играть Сергей?
Дети отвечают: в лапту, городки, бабки. Зимой катались на коньках, на санках.
Давайте и мы с вами поиграем в весёлую народную игру «Ручеёк».
Звучит русская народная мелодия в аудиозаписи. Дети играют в игру.
Слайд 8
Воспитатель:– «Как весело провели мы время на катере. И вот мы уже подплываем к селу Константиново. Вот и приплыли! .
Село Константиново, родина С.А. Есенина, привольно раскинулось на высоком берегу реки Оки.
Поэт любил своё село, свой дом, который был простой деревенской избой. Он тосковал вдали от Родины, от своего родного края, и посвятил ему много стихов.
Кто помнит, как поэт писал о своём доме?
Ребёнок читает стихотворение «Эта улица мне знакома…»
Войдя в дом, мы увидим приблизительно такую же обстановку, что
была и при жизни поэта».
На слайдах идёт показ обстановки дома С. Есенина
Слайд 9
Педагог – «Вот печь, стол с самоваром.
На стене – часы-ходики, в углу – старинная икона.
Слайд 10
Вот прялка, вот старый бабушкин сундук, кровать, покрытая лоскутным одеялом. На полу деревенские тканые половики.
Вот пальто – шушун.
Такой же носила мать поэта – Татьяна Фёдоровна.
Слайд 11
Про шушун писал Есенин в стихотворении, обращаясь к матери: «Не ходи так часто на дорогу, в старомодном, ветхом шушуне».
Слайд 12
Маленький Серёжа Есенин рос и воспитывался в доме своего дедушки – Фёдора Андреевича Титова.
Позже он писал «Дедушка был удивительный человек…Он имел прекрасную память и знал множество народных песен». Дедушка пел песни старые, тягучие, заунывные. Песни слышались днём на лугах, на поле, огородах, в кузнице, а вечером они пелись на молодёжных гуляниях.
В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки, которые рассказывала бабушка – Наталья Евтихиевна. Она знала много народных сказок и преданий. Именно она привила внуку любовь к литературе, поэтому став взрослым, поэт часто вспоминал ее с теплотой и нежностью.
Воспитатель читает стихотворение С.Есенина «Бабушкины сказки»:
В зимний вечер, по задворкам,
Разухабистой гурьбой,
По сугробам, по пригоркам,
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
Слайды 13 – 15
Не только Рязань, но и «…вся Россия поклоняется бессмертному поэту своему». /Показ слайдов с изображением памятников С. Есенину в различных городах России под аудиозапись «Не жалею, не зову, не плачу»/.
Стихи С. Есенина любит весь русский народ. Они звучат на концертах, по радио и телевидению.
На стихи С. Есенина написано много песен. Послушайте одну из них. /Воспроизведение одной из песен на стихи Есенина «Отговорила роща золотая», «Клён ты мой опавший», «Над окошком месяц», «Ты жива ещё, моя старушка»/.
Воспитатель читает стихотворение Е.Маркина:
«Ты не грусти, рязанская береза,
Перечеркнув разлуку долгих лет,
К тебе сегодня, вылитый из бронзы,
Навечно возвращается поэт.
И вечных песен искренность весеннюю
В обиду не давая никому,
Россия покланяется Есенину-
Бессмертному поэту своему!»
Педагог: - Вот и закончилась наша экскурсия.
Хоть и грустно с селом расставаться,
Но пора нам в Рязань возвращаться.
Пусть не все здесь стихи прозвучали,
Мы Есенина лучше узнали.
Он великий российский поэт,
Слава, слава ему много лет!
Рефлексивный этап:
Педагог: - Сейчас мы пойдём в группу и попробуем нарисовать то, что мы видели на экскурсии.
Дети отправляются в группу, где с воспитателем вспоминают, что они видели на экскурсии и что могли бы нарисовать.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей.
Перспективный этап:
Ребята, когда вы придете домой, расскажите родителям о нашей экскурсии, о нашем знаменитом и талантливом земляке С.А. Есенине.
Литература:
1. Баранов В. С. Александр Ширяевец: «Я из города — из плена к вам приду…»: Биографическая хроника в воспоминаниях, фотографиях, письмах. Самара: Русское эхо, 2012., 224 с.,
2. Башков В.П. В старинном селе над Окой. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
3. Марченко А. Есенин. Путь и беспутье М.: Астрель 2012., 608 стр.
4. Наумов, Е. Сергей Есенин. Жизнь и творчество - М.: Просвещение, 2015. - 280 c.
5. Ройзман М.Д. Все, что помню о Есенине.–М.: Советская Россия, 1973. - 64 с.
6. Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. М.: Новый индекс, 2012., 640 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://esenin.ru/ (http://ww.есенин.рф/) – Сайт, посвященный Сергею Есенину – «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»: биография, фотографии, произведения поэта, воспоминания современников, информация о есенинских местах и о частных коллекционерах, много лет бережно хранящих память о поэте.
2. http://esenin-s.ucoz.ru/ – С.А. Есенин: уникальные видео- и аудиозаписи, фотоснимки, школьные материалы и биографические сведения.
3. http://esenin.niv.ru/ – Сайт Сергея Есенина. Биография, фотографии, произведения, музей-заповедник в Константиново.
4. http://www.esenins.ru/ – Сайт «Современное есениноведение»
5. Сергей Есенин в проекте «Новая литературная сеть»
6. Есенин Сергей Александрович в Википедии
7. http://zinin-miresenina.narod.ru/ – Сайт «Мир Есенина» посвящен любителям творчества великого русского поэта. Представлены материалы, собранные ташкентским есенинолюбом Сергеем Ивановичем Зининым.
8. http://sergeiesenin.lit-info.ru/ – Сайт-памятник, посвященный жизни, творчеству и библиографическим редкостям о Сергее Есенине.
Музыкальные источники:
1. https://goo-gl.ru/5fRV
2. https://ipleer.fm/artist/281189-Russkaya_Narodnaya_Muzyka/
Задачи:
Обучающие:
- Повторить с детьми знакомые стихотворения Есенина («Синее небо, цветная дуга…», «Ночь», «С добрым утром…», «Тихо дремлет река…», «Эта улица мне знакома…»).
- Вспомнить некоторые факты из жизни поэта, например то, что он любил играть в народные игры: лапту, городки, бабки, а зимой кататься на коньках, на санках.
- Развивать интонационную выразительность при чтении стихотворений.
- Развивать умение отражать полученные впечатления в художественно-творческой деятельности (рисование по представлению)
- Воспитывать интерес к родному краю, к поэзии.
- Воспитывать уважение к знаменитым землякам (поэту С.А.Есенину)
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Ход мероприятия:
Слайд 1.
Звучит аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Над окошком месяц…», дети входят в музыкальный зал.
Педагог - «экскурсовод» идёт навстречу детям:
«Здравствуйте, добрый день. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Мне очень хочется рассказать вам о Рязанском крае и небольшом селе Константиново. Проходите, присаживайтесь…
Слайд 2
«Рязань – старинный город. Ему уже 923 года.
Красивым и нарядным выглядит он в дни празднования Дня города.
В этот день проходят концерты для взрослых и детей в театрах и на открытых летних площадках, праздник воздушных шаров, выступления рязанских десантников,
Слайд 3
А какие умельцы живут в Рязанском крае!
Посмотрите на изделия рязанских мастеров. Кто из вас знает, что это за промыслы и может назвать их?
Дети слушают педагога, рассматривают изображения на слайдах, называют промыслы:
- Рязанская вышивка
- Михайловское кружево и михайловская вышивка
- Кадомский вениз
- Касимовская художественная роспись
- Скопинская керамика
Шиловское лозоплетение
Педагог: «И всё это делают своими руками Рязанцы.
Великий русский поэт, наш земляк, С.А.Есенин писал так: «Как прекрасна земля и на ней человек!».
Слайд 6
Мотивационный этап:
Речь экскурсовода прерывает голос в аудиозаписи: «Внимание! Внимание! Приглашаем Вас совершить экскурсию на родину С.А.Есенина на катере по реке Оке!».
Педагог – «Ребята, вы слышали? Нас приглашают на экскурсию. Я предлагаю вам отправимся в село Константиново, на родину поэта Сергея Александровича Есенина. А поскольку у нас нет возможности сейчас же поехать, мы совершим эту экскурсию с помощью компьютера, вы согласны?»
Дети принимают предложение.
Ориентировочный этап:
Воспитатель: - С набережной от Рязанского Кремля спускаемся к пристани, и на катере отправляемся в путь
Слайд 7:
Педагог: - «Плывёт наш катер по широкой реке Оке, убегают назад, к городу, берега реки, заливные луга, озёра. Убегают вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. Есенин очень любил природу родного края, много писал о ней. Многие из стихов мы уже учили с вами. Давайте расскажем их»
Исполнительский этап:
Дети рассказывают стихи
«Синее небо, цветная дуга…»
«Ночь»
«С добрым утром…»
«Тихо дремлет река…»
Педагог: – «Плывём мы с вами, ребята, отдыхаем, слушаем замечательные стихи. А ведь вы знаете, что в детстве С. Есенин очень любил играть. Помните, в какие игры любил играть Сергей?
Дети отвечают: в лапту, городки, бабки. Зимой катались на коньках, на санках.
Давайте и мы с вами поиграем в весёлую народную игру «Ручеёк».
Звучит русская народная мелодия в аудиозаписи. Дети играют в игру.
Слайд 8
Воспитатель:– «Как весело провели мы время на катере. И вот мы уже подплываем к селу Константиново. Вот и приплыли! .
Село Константиново, родина С.А. Есенина, привольно раскинулось на высоком берегу реки Оки.
Поэт любил своё село, свой дом, который был простой деревенской избой. Он тосковал вдали от Родины, от своего родного края, и посвятил ему много стихов.
Кто помнит, как поэт писал о своём доме?
Ребёнок читает стихотворение «Эта улица мне знакома…»
Войдя в дом, мы увидим приблизительно такую же обстановку, что
была и при жизни поэта».
На слайдах идёт показ обстановки дома С. Есенина
Слайд 9
Педагог – «Вот печь, стол с самоваром.
На стене – часы-ходики, в углу – старинная икона.
Слайд 10
Вот прялка, вот старый бабушкин сундук, кровать, покрытая лоскутным одеялом. На полу деревенские тканые половики.
Вот пальто – шушун.
Такой же носила мать поэта – Татьяна Фёдоровна.
Слайд 11
Про шушун писал Есенин в стихотворении, обращаясь к матери: «Не ходи так часто на дорогу, в старомодном, ветхом шушуне».
Слайд 12
Маленький Серёжа Есенин рос и воспитывался в доме своего дедушки – Фёдора Андреевича Титова.
Позже он писал «Дедушка был удивительный человек…Он имел прекрасную память и знал множество народных песен». Дедушка пел песни старые, тягучие, заунывные. Песни слышались днём на лугах, на поле, огородах, в кузнице, а вечером они пелись на молодёжных гуляниях.
В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки, которые рассказывала бабушка – Наталья Евтихиевна. Она знала много народных сказок и преданий. Именно она привила внуку любовь к литературе, поэтому став взрослым, поэт часто вспоминал ее с теплотой и нежностью.
Воспитатель читает стихотворение С.Есенина «Бабушкины сказки»:
В зимний вечер, по задворкам,
Разухабистой гурьбой,
По сугробам, по пригоркам,
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
Слайды 13 – 15
Не только Рязань, но и «…вся Россия поклоняется бессмертному поэту своему». /Показ слайдов с изображением памятников С. Есенину в различных городах России под аудиозапись «Не жалею, не зову, не плачу»/.
Стихи С. Есенина любит весь русский народ. Они звучат на концертах, по радио и телевидению.
На стихи С. Есенина написано много песен. Послушайте одну из них. /Воспроизведение одной из песен на стихи Есенина «Отговорила роща золотая», «Клён ты мой опавший», «Над окошком месяц», «Ты жива ещё, моя старушка»/.
Воспитатель читает стихотворение Е.Маркина:
«Ты не грусти, рязанская береза,
Перечеркнув разлуку долгих лет,
К тебе сегодня, вылитый из бронзы,
Навечно возвращается поэт.
И вечных песен искренность весеннюю
В обиду не давая никому,
Россия покланяется Есенину-
Бессмертному поэту своему!»
Педагог: - Вот и закончилась наша экскурсия.
Хоть и грустно с селом расставаться,
Но пора нам в Рязань возвращаться.
Пусть не все здесь стихи прозвучали,
Мы Есенина лучше узнали.
Он великий российский поэт,
Слава, слава ему много лет!
Рефлексивный этап:
Педагог: - Сейчас мы пойдём в группу и попробуем нарисовать то, что мы видели на экскурсии.
Дети отправляются в группу, где с воспитателем вспоминают, что они видели на экскурсии и что могли бы нарисовать.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей.
Перспективный этап:
Ребята, когда вы придете домой, расскажите родителям о нашей экскурсии, о нашем знаменитом и талантливом земляке С.А. Есенине.
Литература:
1. Баранов В. С. Александр Ширяевец: «Я из города — из плена к вам приду…»: Биографическая хроника в воспоминаниях, фотографиях, письмах. Самара: Русское эхо, 2012., 224 с.,
2. Башков В.П. В старинном селе над Окой. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
3. Марченко А. Есенин. Путь и беспутье М.: Астрель 2012., 608 стр.
4. Наумов, Е. Сергей Есенин. Жизнь и творчество - М.: Просвещение, 2015. - 280 c.
5. Ройзман М.Д. Все, что помню о Есенине.–М.: Советская Россия, 1973. - 64 с.
6. Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. М.: Новый индекс, 2012., 640 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://esenin.ru/ (http://ww.есенин.рф/) – Сайт, посвященный Сергею Есенину – «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»: биография, фотографии, произведения поэта, воспоминания современников, информация о есенинских местах и о частных коллекционерах, много лет бережно хранящих память о поэте.
2. http://esenin-s.ucoz.ru/ – С.А. Есенин: уникальные видео- и аудиозаписи, фотоснимки, школьные материалы и биографические сведения.
3. http://esenin.niv.ru/ – Сайт Сергея Есенина. Биография, фотографии, произведения, музей-заповедник в Константиново.
4. http://www.esenins.ru/ – Сайт «Современное есениноведение»
5. Сергей Есенин в проекте «Новая литературная сеть»
6. Есенин Сергей Александрович в Википедии
7. http://zinin-miresenina.narod.ru/ – Сайт «Мир Есенина» посвящен любителям творчества великого русского поэта. Представлены материалы, собранные ташкентским есенинолюбом Сергеем Ивановичем Зининым.
8. http://sergeiesenin.lit-info.ru/ – Сайт-памятник, посвященный жизни, творчеству и библиографическим редкостям о Сергее Есенине.
Музыкальные источники:
1. https://goo-gl.ru/5fRV
2. https://ipleer.fm/artist/281189-Russkaya_Narodnaya_Muzyka/
Презентация к занятию во вложении (pdf, 4MB)
Скачать вложение