Елочки зимой
Автор: Седова Ирина Витальевна, воспитатель, Сакаева Ирина Васильевна, воспитатель, Скулкова Наталья Ивановна, учитель-дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 123», г. РязаньКонспект занятия по рисованию и ознакомлению с окружающим миром для детей (второго года обучения) с нарушением слуха.
В нашу группу ходят дети с нарушениями слуха. Дефект слуха изначально нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания. В работе с глухими детьми МБДОУ «Детский сад № 123» реализует адаптированную основную образовательную программу, написанную на основании «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» (авторы: Носкова Л.П., Головчиц Л.А., и др.), и программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы). Работа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития детей с ОВЗ (глухих, слабослышащих) на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития ребенка с ОВЗ (глухих, слабослышащих), структуры дефекта, индивидуальных особенностей.
Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Отметим, что проблема развития речи у детей с нарушением слуха является каждодневным актуальным вопросом для педагогов сада. Без специального обучения речь у таких детей не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста используем фонетическую ритмику для вызывания звуков, учим слова на табличках – глобальное чтение, также развиваем слухо-зрительное восприятие произносимых педагогами слов, самостоятельное приближенное произношение предъявляемого речевого материала в конкретных речевых ситуациях. Ведется подготовительная работа к усвоению дактильного слова. Дети учат дактилемы с учителем-дефектологом на занятии по развитию речи и закрепляют с воспитателями.
При подготовке ребенка с нарушениями слуха к обучению важно формировать возможность оперирования отдельными признаками предметов, т.е. выделять признаки предметов (цвет, форму, величину), обобщать конкретные и житейские понятия, группировать предметы по отдельным признакам и, наконец, классифицировать предметы. Наиболее подробно коррекционная работа с дошкольника¬ми с нарушениями слуха представлена в работе А.А.Венгер, Г. Л. Выгодской, Э.И. Леонгард.
Так как ведущая деятельность в дошкольном возрасте - это игра, то в комплексных занятиях, где не только проходит основная деятельность: лепка, рисование, аппликация, физкультура, но также много проводится пальчиковых, подвижных, дидактических игр и т.д. Развитие мелкой моторики рук, подвижности других частей тела приводит к активности детей, наблюдательности, улучшается память, образное мышление. Дети становятся более внимательными, дружными. Поэтому нашими главными педагогическими задачами являются:
1. Развитие мелкой моторики мышц кисти;
2. Развитие координационных способностей;
3. Совершенствование функций дыхания;
4. Развитие устной речи;
5. Формирование слухового восприятия и произношения.
Комплексные занятия у детей с нарушением слуха проходят с использованием картинок, на которых натуралистично изображены предметы. Словарь слов к каждому занятию смотрим из программы Носковой Л.П. и обсуждаем с учителем-дефектологом. Пишем словарь на табличках и выставляем на специальном наборном полотне с кармашками.
Рассмотрим особенности реализации программы, на примере комплексного занятия по рисованию и ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет с нарушением слуха, на тему: « Ёлочки зимой».
Цель:
- организовать деятельность детей, направленную на формирование представлений у детей зимних погодных явлениях;
- способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать и закреплять признаки времени года – зима ( холодно, светит солнце, но не греет, дует ветер, идет снег);
- привлечь внимание детей к бережному отношению к природе и учить замечать красоту времени года – зима, праздника – Новый год.
Задачи:
создать условия:
- для формирования интереса обозначать зимние погодные явления, самостоятельно выбирая табличку;
- для побуждения детей к приближенному и точному произнесению погодных явлений сопряженно и отраженно (солнце светит, но холодно, дует ветер, идет снег);
- для формирования умения передавать образ нарядной елки, ее строение и форму, используя тампоны поролоновые;
- для закрепления приёмов рисования красками (гуашью);
- закрепить знания цветов (зеленого, желтого, красного, синего);
- для развития чувство цвета;
- для развития эстетического восприятия, творческого воображения,
- для укрепления кисти рук.
Вид деятельности: познавательная, игровая, художественная.
Материалы и оборудование: демонстрационный: наборное полотно с табличками, елки нарисованные, мольберт, картинки с изображением зимних погодных явлений, игрушечная нарядная елка, игрушка Мишка.
Материал: половина альбомноголистас нарисованной зеленой елкой, желтая, синяя, красная гуашь, разведенная водой, тампоны, стаканчики с водой, салфетки.
Словарь: зима, светит солнце, холодно, дует ветер, идет снег, праздник Новый год, елка, шары круглые (желтый, синий, красный), краска (желтая, синяя, красная).
Предварительная работа:
Наблюдение за погодой, падающим снегом и огоньками в окнах домов из окошка группы и на прогулке, рассматривание иллюстраций о времени года - зима, книжек-самоделок по теме «Зима», рассматривание иллюстраций о празднике Новый год.
Отгадывание загадки про елку.
Ход деятельности:
1. Мотивационный этап
Занятие проходит в группе. Под бубен дети входят в группу.
Дети стоят в кругу с педагогом.
Воспитатель: - Ребята, там за окном холодно, светит солнце, падает снег, какое время года?
Дети: - Зима.
Воспитатель: - Слышите, кто-то стучит. Кто это?
Дети: - Мишка.
Воспитатель: - Будем играть с мишкой.
Дети выполняют вместе с воспитателем движения по стихам малоподвижной игры:
- Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши!
Руки в стороны по швам.
Хватит снега всем: и нам, и вам.
С. Исаева.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: - Скоро будет праздник-Новый год. Мишка нам принес ёлочки, чтобы мы их украсили.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим елочку.
Рассматривание ёлочки с игрушками.
Воспитатель: - Какого цвета шары на ёлке?
Дети: - Красные, синие, желтые.
Воспитатель предъявляет таблички.
3. Исполнительный этап
Воспитатель: - Будем рисовать шары на ёлку тампонами.
Показ способа рисования шаров воспитателем.
Воспитатель: - Смотрите, я покажу, как рисовать шары. Набираем на тампон желтую краску, затем слегка поставим на листе яркую толстую точку. Промываем тампон, промокаем лишнюю жидкость о салфетку и только потом берем другую краску –красную, синюю и также ставим точки на елке (воспитатель сопровождает объяснение примерным показом). Вот и получились шары желтые, красные, синие. Красиво.
Воспитатель:
- Будем играть.
Пальчиковая гимнастика: «Елочка»:
Перед нами елочка: Кулачки, указательный палец выставить.
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики, Шарики из пальцев вверх, вниз.
Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и
среднего пальцев,
обе ладони сложены:
Звезды, человечки. Средний и указательный на столе.
Н.Нищева
Воспитатель: - Дети нарисуйте свои шары на елке.
3. Исполнительский этап
Воспитанники с помощью воспитателя рисуют шары на ёлках.
4. Рефлексивный этап
Воспитатель:- Что мы сегодня делали?
Дети:- Мы играли, рисовали,говорили,слушали.
Воспитатель: - Что мы рисовали?
Дети: - Мы рисовали на елке шары.
Воспитатель: - Верно, шары. Какого цвета шары?
Дети: - Желтые. Красные. Синие. Красивые.
Воспитатель: - Мишке и мне понравились ваши ёлочки, мишка улыбается.
5. Перспективный этап
Воспитатель: - Ребята, давайте пообещаем Мишке, что еще нарисуем елочки в снегуи покажем Мишке в следующий раз. Вы хорошо занимались. Молодцы! Идите играть.
Литература:
1. Носкова Л.П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста. - М.,1991.–119 с.
2. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
3. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации/авт. – сост. Е.В. Рындина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 176 с.
4. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М.:Владос,2004. – 344 с.
5. Пелымская Т.В.,Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М.: 2003. – 224 с.
6. Сакулин аН.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
7. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.
Скачать вложение