Где прячется здоровье?
Автор: Короткова Инесса Анатольевна, воспитатель высшей категории, МБДОУ «Детский сад №69», г. РязаньКонспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию.
Тип занятия: подгрупповое.
Возрастная группа: старшая группа, 4-5 лет.
Цели:
Познавательные: способствовать формированию у детей представлений о зависимости здоровья от двигательной активности, чистоты тела, правильного питания.
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса; закреплению знаний об элементарных правилах ухода за собой.
Воспитательные: способствовать воспитанию бережного, осознанного и ответственного отношения к своему здоровью; развитию коммуникативных навыков детей.
Задачи:
- Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.
- Развивать способность следить за ходом мыслей партнёра по общению, вступать с ним в речевой контакт.
- Формировать умение выстраивать свои собственные мысли, доказывать свои рассуждения.
- Воспитывать любознательность, желание заботиться о своем здоровье.
Активизация словаря: физические упражнения, физкультура, дыхательные упражнения, полезные продукты.
Планируемый результат: дети имеют представление о правильном питании, об элементарных правилах ухода за собой, о необходимости двигательной активности.
Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье, чтение литературы, загадывание загадок.
Методические приемы: беседа, физкультминутка, обращение к жизненному опыту детей, художественное слово, использование наглядности, исследовательские действия.
Оборудование: модель цветка здоровья с белыми лепестками, цветные лепестки с обозначающими символами, колокольчик, кассета (звуковое письмо), ёмкость с водой, бутылочки по количеству детей, ночник «колобок», 2 корзинки, поднос с «продуктами», магнитофон, фрукты.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Мотивационно-организационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости! Поздоровайтесь с ними с душой и сердцем! (Дети здороваются по-разному) Знаете, а вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «здравствуйте». Это значит – здоровья желаю. (Дети рассаживаются на стульчики)
- Сегодня я хочу рассказать вам старую легенду.
«Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали боги решать, каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным».
Другой сказал: «Человек должен быть здоровым».
Третий сказал: «Человек должен быть умным».
Но один бог сказал: «Пусть человек будет и сильным, и здоровым, и умным». Но решили они спрятать главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать-решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека»
Так и живёт человек с давних времён, пытаясь найти своё здоровье. Значит, здоровье-то, оказывается, спрятано во всех нас – и во мне, и в наших гостях, и в каждом из вас, ребята.
Воспитатель: А что же это значит, быть здоровым? Здоровый человек – это какой человек?
Дети: Когда человек весёлый, красивый, радостный, когда всё получается, у человека хорошее настроение, ничего не болит, и т.п.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали. Вы слышите?
Чудесный волшебный звон,
Может мне послышался он?
(Слышен звон колокольчика)
2. Содержательный этап.
Воспитатель: Ребята, я совсем забыла. Это же нам письмо пришло от Феи здоровья (Воспитатель достаёт конверт, в нём кассета и задания)
- Письмо-то не простое, а звуковое. Давайте включим и послушаем (включаем аудиозапись)
ФЕЯ (голос) – Здравствуйте, милые дети! Мой любимый цветок здоровья заболел. Он был очень красивый. И вдруг все лепестки стали белые. Прошу вас, вылечите, пожалуйста, мой цветок здоровья, чтобы он снова стал прежним: весёлым, ярким и разноцветным.
Воспитатель: Поможем Фее, ребята? (дети соглашаются)
ФЕЯ (голос) - Спасибо, добрые дети! Вот вам волшебный «колобок», который будет загораться каждый раз, если лепесток «оживает» и задания. До свидания, ребята.
Воспитатель: Посмотрим, что же нам оставила Фея за задания. Возьму первый листочек.
«ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ»
- Как вы, ребята, понимаете эти слова?
Дети: Надо заниматься физкультурой. Тот, кто часто ходит пешком, много бегает, прыгает, не сидит долго перед телевизором – тот всегда весел и здоров.
Воспитатель: Давайте подумаем, какую пользу приносят физические упражнения?
Дети: Физические упражнения укрепляют мышцы, прогоняют сон, дарят хорошее настроение.
Воспитатель: А как вы двигаетесь?
Дети: Мы играем в мяч, бегаем; прыгаем на скакалке, катаемся на санках, на роликах, на лыжах, на велосипеде; играем в подвижные игры; танцуем, делаем зарядку.
Воспитатель: Умницы! Давайте все вместе сейчас и сделаем зарядку!
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем и встаём,
И ничуть не устаём!
( Загорается «колобок»)
Воспитатель: С первым заданием мы справились. Оранжевый лепесток – это…физические упражнения, или физкультура. Теперь мы знаем, что без движения нет здоровья! (воспитатель приклеивает первый лепесток)
Воспитатель: Чтобы оживить второй лепесток и узнать, как он называется, я покажу вам фокус. (Дети подходят к столу, на котором поднос с бутылочками и тазик с водой)
- Возьмите по бутылочке и загляните внутрь. Что там лежит?
Дети: Ничего там нет.
Воспитатель: Сейчас мы увидим, что там прячется. Один, два, три – невидимка из бутылочки беги! Опустите бутылочки в воду (Дети опускают бутылочки в ёмкость с водой и нажимают на них, из бутылочек выходит воздух)
- Что же за невидимка сидел в бутылочке?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Конечно, ребята, это воздух. Все мы знаем:
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Душат все – и я, и вы!
- Давайте проверим, так ли это? Сейчас вы постарайтесь глубоко вдохнуть и закрыть рот и нос ладошками. Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха? Правильно, каждая клеточка нашего организма взбунтовалась: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем!»
Воспитатель: Давайте выполним с вами упражнения на дыхание:
1. «Погреемся» - руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам и произнести «у-х-х».
2. «Сердитый ёжик» - присесть пониже, обхватить голени, опустить голову, произнести «ф-р-р».
3. «Лесоруб» - поднять руки, сцепленные в замок над головой, вдох; резко опустить их между ног и произнести «ха-а».
Воспитатель: Почему мы на зарядке выполняем разные дыхательные упражнения?
Дети: Чтобы наш организм обогатился кислородом.
Воспитатель: Воздух, богатый кислородом – чистый, свежий воздух. Где же есть такой воздух?
Дети: На улице, в лесу, у моря, в парке.
Воспитатель: А в группе?
Дети: Надо чаще проветривать.
Воспитатель: Почему лучше всего дышать носом, а не ртом?
Дети: Если дышать ртом зимой, то может заболеть горло, организм сразу попадут вредные микробы. Если дышать носом, то воздух согревается, вредные микробы задерживаются в носу на волосках.
(Загорается «колобок»)
Воспитатель: Так как же называется второй лучик здоровья?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Вот и со вторым заданием справились. Зелёный лепесток – это воздух. Без него мы погибнем.
- Что же за третье задание приготовила Фея для нас? Ага! Послушайте пословицу:
«ХОЧЕШЬ, НЕ ХОЧЕШЬ, А ЕСТЬ НАДО»
- Почему так пословица говорит? Зачем человеку еда? Как вы считаете? Дети: Еда придаёт человеку силы, энергию.
Воспитатель: В магазинах продают много разных продуктов. Если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру и узнаем, можно ли вам доверить домашнее хозяйство. У меня на столе две корзинки – зелёная и красная. В зелёную корзинку надо положить полезные продукты, а в красную – не очень полезные, которые можно есть редко и понемногу.
ИГРА «РАЗБЕРИ ПРОДУКТЫ»
(плитка шоколада, чипсы, сухарики, конфеты, печенье, мороженое, лимонад, киндер яйцо, яблоко, лимон, молоко, творог, йогурт, чеснок, сметана, апельсин)
Воспитатель: Молодцы! Ни разу не ошиблись! Обязательно скажу вашим мамам, что вы знаете и умеете выбирать полезные продукты. Посмотрите, в третий раз «колобок» нам подмигнул. Значит, мы справились и с третьим заданием. Как же называется третий, жёлтый лепесток? Правильно – полезная еда! (воспитатель прикрепляет лепесток)
- Какое интересное следующее задание. Все говорят:
«НАДО, НАДО УМЫВАТЬСЯ…»
- А зачем?
Дети: Чтобы быть чистым, смыть микробы, хорошо выглядеть, чтобы кожа была чистой, чтобы хорошо пахнуть.
Воспитатель: Предлагаю вспомнить правила чистоты (дети перечисляют)
1. зубы чисти утром и вечером
2. каждое утро умывайся, а вечером перед сном принимай душ
3. подстригай ногти
4. чисти уши
5. причёсывайся
6. мой руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета
Воспитатель: Конечно, потому что от воды и мыла у микробов тают силы. Сейчас мы покажем, как мы умеем мыться.
ИГРА «КТО УМЕЕТ ЧИСТО МЫТЬСЯ» (имитация движений)
1. Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы!
2. Кто не хочет быть грязнушкой,
Хорошенько моет уши?
Это мы! Это мы!
3. Умываться мы умеем,
Мы мочалкой моем шею.
Это мы! Это мы!
4. Чтобы чисто вымыть ноги
Мы помылим их немного.
Это мы! Это мы!
5. А потом помоем ловко
Мы над тазиком головку.
Это мы! Это мы!
6. Мы помылись как большие,
Вот мы чистые какие!
Посмотри! Посмотри!
Воспитатель: Молодцы! Разогнали всех микробов! Посмотрите, и колобок опять радуется. Вот мы «оживили» и четвёртый, красный, лепесток. Чтобы быть здоровым, нужно дружить с водой!
- Ребята, почти весь цветок уже ожил. Остался последний лепесток. Что же ещё нам Фея предлагает? В игру поиграть «Каким я хочу быть».
Правила такие: я буду хлопать на все слова, а вы на те, какими хотите быть. Я вас буду путать, а вы постарайтесь не ошибиться. Справитесь? Да я и не сомневаюсь в вас!
Я ХОЧУ БЫТЬ:
- сильным слабым весёлым любимым
- ловким здоровым храбрым плаксивым
- больным грустным радостным счастливым
- умным трусливым красивым чистым
Воспитатель: От нашей замечательной игры оживает последний, синий, лепесток. Значит, мы правильно выбрали, какими мы хотим быть. Ой, посмотрите, заулыбался наш цветок, выздоровел, потому что вы, ребята, справились со всеми заданиями. Мы теперь знаем, что здоровье – это самое главное!
3. Рефлексивный этап
Воспитатель: Давайте, ребята. ещё раз повторим, от чего оно зависит (дети перечисляют с опорой на символы на цветке здоровья)
- Я опять слышу этот волшебный звон. Наверное, Фея за нами наблюдала и хочет ещё что-то сказать.
ФЕЯ (голос) – Милые дети! Как я рада! Спасибо вам большое! Знаете, я думаю, цветок здоровья нужно оставить у вас, чтобы он напоминал вам о том, как беречь своё здоровье. И ещё – вам награда – фрукты, полезные продукты! Спасибо за помощь, ребята! До свидания!
Воспитатель: Ну что ж, ребята! Вы сегодня молодцы! Я горжусь вами! Фее помогли, цветок здоровья «оживили». Давайте повернёмся к нашим гостям и все вместе скажем, кто должен заботиться о вашем здоровье:
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- А сейчас помоем руки и будем угощаться фруктами – полезными продуктами!
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.
3. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
4. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
6. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
7. http://festival.1september.ru/articles/596608/ - публикация на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»»
Скачать вложение