Гласные звуки или путешествие Красной шапочки
Автор: Ефремова Светлана Витальевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №145", г. РязаньКонспект комплексного итогового занятия для обучающихся с ТНР в старшей группе.
Цель: закрепить знания о гласных звуках.
Коррекционно-обучающие задачи:
- выделение звука [у] на слух в потоке и сочетании звуков;
- распознавание по беззвучной артикуляции звуков [а], [у], [и], [о], [э];
- определение гласного звука в середине слов; звуковой анализ слова «ВОЛК»,
- уточнение представлений детей о основных фонетических понятиях: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слог», «слово»;
- соотнесение зрительных образов букв с соответствующим звуком, дифференциация понятий – «звук» и буква»;
- совершенствование грамматического строя речи: практическое усвоение образования относительных прилагательных от существительных;
- образование существительных с помощью суффиксов -ик- и -ищ-;
- автоматизация поставленных звуков на базе стихов (свистящих, шипящих;[л]).
Коррекционно-развивающие задачи:
- закрепление умения определять эмоциональные состояние человека и передавать их в мимике, речи и движениях;
- развитие памяти, внимания, восприятия, мышления;
- развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
- воспитание у детей доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картина с изображением Красной шапочки в лесу; изображения домов из кирпича, дерева, глины, соломы, льда; схема для характеристики звуков; магнитные и деревянные гласные буквы, символы для обозначения гласных звуков; мяч; игра "Тропинка из гласных звуков".
Раздаточный материал: пеналы с цветными символами звуков, предметные картинки односложных слов, картинки для определения первых звуков в слове и слияние этих звуков в слог; изображение дома с гласными буквами; красные карандаши.
Ход занятия
Организационно – мотивационный этап (психогимнастика).
Учитель-логопед: Добрый день! Сегодня мы будем путешествовать! Вы удивились? Наверное, нас ждет что-то интересное, давайте покажем, как мы этому рады(дети улыбаются). К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода(дети хмурят брови).
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
Выполнение действий по тексту
Учитель-логопед: Посмотрите на картинку, кто идет по дороге?
Ребенок наизусть(автоматизация звука [ш]):
Шла Красная шапочка по дорожке.
Мимо каштана могучего,
Мимо шиповника колючего,
Мимо елочек с шишками,
Камышей с лягушками.
Прямо к бабушкиной избушке
На опушке с ромашками.
Учитель-логопед: Мы сегодня отправимся вместе с Красной шапочкой.
Основной этап. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
1. Учитель-логопед:
Посмотрите на Красную Шапочку и догадайтесь, какой звук она произносит(определение звука по артикуляции)?
Дети: Звук [а].
Учитель-логопед: Тянем ниточку [а]. Какой это звук?
Гласные тянутся в песенке долгой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
2. Учитель-логопед: УУУУУУ.
Как вы думаете, кто может издавать такой звук? Такой звук мы слышим, когда воет волк.
Тянем ниточку [у], тоже гласный.
Выделение гласного [у] из потока звуков.
Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки, которые он будет произносить и спрятаться, услышав [у].
3. Учитель-логопед: Животные издают (производят) звуки, а люди произносят звуки речи.
Назовите, какие еще гласные звуки вы знаете.
Дети: гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
Догадайтесь, какой звук я произнесла (беззвучная артикуляция).
А какого цвета шапочка у девочки?
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Сегодня на занятии звуки помогут Красной Шапочке обхитрить Волка и найти дорогу к дому бабушки.
4. Соотносим гласные звуки со зрительным символом.
Идем по тропинке из символов гласных и произносим звук, наступая на символ.
5. Определение гласного звука в середине односложного слов (на столах картинки).
Сядет тот, кто определит гласный звук в названии картинки.
6. Звуковой анализ слова. Характеристика по схеме слова «ВОЛК».
Учитель-логопед:
Какой первый звук в слове?
Возьмите соответствующую фишку и положите первой.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель-логопед: Какой гласный звук в слове «ВОЛК»?
Следующий?
Какой звук в конце слова?
Сколько всего звуков, сколько гласных звуков, а сколько слогов, сколько согласных (ответы детей). Мы не станем разговаривать с волком, а сами найдем дорогу к дому бабушки.
Тогда волк решил зарычать на нас: РЫ. Какой гласный мы услышали?
7. Дифференциация гласных Ы-И в слогах.
Учитель-логопед:
Согласные звучат твердо перед гласным Ы, но нам на помощь пришел добрый гласный И, перед ним согласные звучат — мягко.
Игра «Волшебники»:
учитель-логопед бросает мяч ребенку и говорит прямой слог с гласным Ы, ребенок возвращает мяч проговаривая слог с гласным И (РЫ-РИ; ПЫ-ПИ; МЫ-МИ).
8. Индивидуальная работа(определение первого звука в слове и слияние прямых слогов)
Учитель-логопед: Посмотрите на картинки, определите первые звуки в названии и образуйте слог.
9. Учитель-логопед: Мы знаем, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем (сопровождаем показом). Буквы - дома для звуков, а вот и дома, где живут люди.
II Формирование лексико-грамматических категорий.
1. Образование относительных прилагательных.
Учитель-логопед:
Перед нами дом из кирпича, он какой?
Из дерева, какой?
Из соломы?
И т. п.
А в каком доме живет бабушка Красной шапочки? (ответы детей)
2. Развитие общей моторики, координация речи с движением.
Образование существительных с помощью суффиксов -ик- и -ищ- .
Учитель-логопед (сопровождает показом):
У бабушки дом(стоит руки на поясе), а маленький дом мы как назовем(приседает)?
А огромный дом(встает, руки вверх)? (домик-дом-домище).
У бабушки нос, у Красной шапочки носик, а у волка носище ( нос-носик-носище); аналогично: рот, живот, холм, кот. Итог занятия.
О чем мы говорили на занятии?
Что вам больше всего понравилось?
Какие звуки речи мы знаем?
Чем звуки отличаются от букв?
Звуки есть везде, но их нельзя увидеть.
Их можно услышать и произнести. У каждого есть дом, вот и звукам пора отправиться по домам: достань букву и назови ее.
Игра «Волшебный мешочек», дети определяют гласную букву тактильно.
Литература:
1. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
Скачать вложение