Глупый осудит, а умный – рассудит
Автор: Федорова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка» г. Рыбное Рязанской области; Пришутова Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» г. Рыбное Рязанской области; Сивоглазова Наталья Алимжановна, воспитатель, воспитатель, Детский сад - филиал МОУ «Азеевская средняя школа» Рязанской областиКонспект НОД по художественно – эстетическому воспитанию для детей 4 – 5 лет (технология продуктивного чтения-слушания).
Автор и название произведения |
«Яблоко» В.Сутеев Возрастная группа: 4 – 5 лет | ||
Художественная задача текста |
Способствовать формированию у детей нравственных качеств: доброжелательности, чувства справедливости; умения оценивать вклад других в общее дело; умение рассуждать по справедливости. | ||
Цель воспитателя |
Способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев. | ||
Тема НОД |
«Глупый осудит, а умный – рассудит».
| ||
Этапы деятельности |
Задачи |
Действия воспитателя и детей |
Образовательные области |
Мотивационный этап (до чтения) |
Создать условия для формирования интереса к слушанию сказки В. Сутеева «Яблоко». |
Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей: осень). А мы с вами знаем, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Вот и я для вас сорвала самое красивое яблоко. - А вы любите яблоки? (ответы). И я люблю! - Яблоко одно, а нас много!? Как же нам быть? (ответы детей)
|
Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. |
Ориентировочный этап (до чтения) |
Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос. |
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке В. Сутеева «Яблоко». - Посмотрите, какая у меня есть иллюстрация к сказке В. Сутеева « Яблоко». (рассматривают). Здесь звери попали в такую же ситуацию, как у нас. Видите, яблоко одно, а зверей много! И медведь задумался, что же делать? Ребята, а вы хотите узнать, как поступили звери в сказке? что же нам для этого нужно сделать? |
Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие.
|
Исполнительский этап (до и после чтения) |
- Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, сопереживать героям, оценивать их поступки;
- Способствовать воспитанию эмоционального восприятия текста.
- Обогащать словарь по теме; - Создать условия для развития общей моторики.
- Создать условия для формирования понятий: «доброжелательность», «справедливость»; - Создать условия для формирования умения оценивать вклад других в общее дело и свой.
- Создать условия для развития мелкой моторики.
|
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь! — Крра-крра! Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется. — Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз. — Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? (Действительно, как это яблоко может бегать и шипеть? Ответы детей принимаются, но не комментируются) Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. (Вот, оказывается, что случилось!) — Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил? Остановился Ежик и говорит: — Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал. Заяц подскочил к Ежу: — Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл! К ним Ворона подлетела. — Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала. Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит: — Моё яблоко! Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул… Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет: — Что такое? Что за шум? Все к нему: — Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю всё, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил: — Кто яблоко нашёл? — Я! — сказал(взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Заяц. — А кто яблоко сорвал? — Как р-раз я! — каркнула(взрослый делает паузу, ребенок продолжает сам или вместе со взрослым) Ворона. — Хорошо. А кто его поймал? — Я поймал! — пискнул( пауза – договаривание) Еж. — Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить… — Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона. (Как же быть? Ответы детей принимаются, но не комментируются) — Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.(Вот как нужно поступить!) И все хором воскликнули: — Как же мы раньше не догадались! Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал(пауза – договаривание) Зайцу: — Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел. Второй кусочек(пауза – договаривание) Вороне отдал: — Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала. Третий кусочек(пауза – договаривание) Ежик себе в рот положил: — Это мне, потому что я поймал яблоко. Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил: — А это тебе, Михаил Иванович… — Мне-то за что? — удивился Медведь. — А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил! И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
Теперь, предлагаю поиграть. Игра «Какое яблоко?» с мячом. (Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку с вопросом: «Какое яблоко?». Дети возвращают мяч с ответом.) (использовать мнемотаблицы, для детей с низким уровнем развития речи).
Беседа по иллюстрациям книги: - Кто нашел яблоко? - У кого Заяц попросил помощи? - Подумал ли Заяц о том, что за помощь с Вороной придется делиться? - А подумала ли Ворона, что она помогает Зайцу? - Почему яблоко «побежало»? - А Ёжик знал, что произошло, пока он спал? - Ворона (Заяц, Ёжик) думала, чье яблоко? - Из-за чего лесные жители поссорились? - Кто помог рассудить спор? - А медведь сильный, мог бы он отобрать яблоко? - А он отобрал? - А о чем Медведь спрашивал лесных жителей? - Что он понял? - Как вы думаете, понравилось лесным жителям это решение? Почему? (никого не обидели) - А кто поделил яблоко? На сколько частей? Кому четвертая часть? - Что значит, поделить по справедливости?
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, где звери тоже пытались поделить, только не яблоко, а апельсин. Игра «Мы делили апельсин…» Мы делили апельсин, (сложенными ладошками рубим)
- Ребята, а почему волк сердится? (не угостили) - Что надо сделать, чтобы волк не сердился? (поделиться)
|
Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Физическое развитие. |
Рефлексивный этап |
- Создать условия для обращения детей к личному опыту. |
- А вы когда-нибудь попадали в такую ситуацию?
|
Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие. |
Перспективный этап |
- Создать условия для применения полученных знаний на практике. |
- Так как же мы поступим с нашим яблоком? (ответы детей, с предложением поделить яблоко на всех) Воспитатель делит яблоко и угощает всех детей |
Речевое развитие.
|
Предполагаемая цель ребенка |
Узнать, что произошло в сказке, как решить проблему. | ||
Работа до чтения |
Рассматривание иллюстраций и пособий, чтение книг, связанных с,добротой, дружбой. | ||
Работа во время чтения |
Чтение, вопросы, ответы. | ||
Работа после чтения |
Выражение своего отношения к тексту, обсуждение, вопросы, словесные игры. | ||
Вопросы для рефлексии |
- А вы когда-нибудь попадали в такую ситуацию? | ||
Выход на самостоятельную деятельность |
- Так как же мы поступим с нашим яблоком? (деятельность можно предложить на вторую половину дня) |
О.В.Чиндилова, А.В. Баденова - « Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. –М. : Баллас, 2016. – 60с.
Вложений нет
Скачать вложение