Играем в сказку
Автор: Юмашева Лариса Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65», г. РязаньСказки - прекрасный образец русского языка, они учат детей сочувствовать, переживать, сосредотачивают внимание ребенка, потому что в сказке использован прием цепного развития, действия: повторяются реплики, сходные эпизоды, пение песен. Все это направляет внимание на усвоение общего смысла сказки.
Используя в своей группе театрализованные игры по мотивам русских народных сказок, я поняла, какой любовью они пользуются у детей. Дети с удовольствием включались в игру: отвечали на вопросы кукол, выполняли их просьбы, перевоплощались в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребенку нравится играть, а игра – это воспитание и обучение, где так же присутствует юмор.
В нашей дошкольной педагогике, юмор занимает незначительное место, и лишь благодаря нашим мастерам художественного слова, он не исчез совсем. Театрализованные игры помогают создать в группе радостную, непринужденную обстановку.
Все театрализованные игры я разделила на 2 группы:
1 – настольно, теневой, театр на фланелеграфе.
2 – театр кукол, игры драматизации.
В играх первой группы ребенок не является действующим лицом, а ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает мимикой, интонацией.
Игры второй группы основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок играет сам, используя свои средства выразительности. Участвуя в играх – драматизациях, ребенок сам входит в образ, перевоплощается в него.
Чтобы привлечь детей к показу театра, вместе с детьми делали декорации: рисовали деревья, раскрашивали елочки, цветы, листочки. Не все у детей получалось, но их стремление всячески поддерживала. Дети научились двигать фигурки, подражать голосам, но самое главное стала развиваться речь детей, желание запомнить содержание сказки, ее последовательность, а также театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества.
За день два до занятия знакомила детей с песней « Колобка». Слушали песню в грамзаписи, смотрели диафильм, а так же мультфильм на диске. Вначале дети подпевали отдельные слоги «ля –ля», потом произносили слова( я колобок, от зайца ушел, от тебя убегу.)– слабослышащие дети старались передать мелодию песни.
Очень доступны стали детям сказки о животных. Они наделены человеческими чертами и действуют как люди. При знакомстве со сказкой « Три медведя», рассматривали медведей и сравнивали по величине стульчики, кроватки, столы. Рассказывая сказку, привлекала детей к проговариванию отдельных слов, где обращала внимание на интонационную выразительность речи: папа говорит грубым голосом, а Мишутка - тоненьким. В сказке «Репка» дети научились таким словам как: « баба тяни», «иди», « большая репа». Закрепили последовательность сказки, где дети действовали самостоятельно. В сказке « Теремок» научились понимать вопрос « Кто в тереме живет?» Находить персонажей из этой сказки и ставили их по порядку друг за другом. На вопрос «Кто сломал «Теремок? Дети находили игрушку медведя.
Чтобы узнать, как дети запомнили сказку, я подбирала соответствующие игрушки по сказкам. Спрашивала детей: «Из какой сказки эта игрушка?» Иногда вносила совсем другую игрушку (утенка) и спрашивала: «Есть эта игрушка в сказке «Колобок»?
Большое место занимает фольклор в самостоятельных играх детей, где предстоит большая возможность для развития речи. Играя в сюжетные игры, дети качают кукол, напевают колыбельные песни, играя в подвижные игры научились согласовывать движения со словами текста:
Я – рыжая лисица
Я –бегать мастерица.
Народный фольклор стал средством познания и художественного отражения действительности, выраженной в слове и через слово. Дети научились представлять в своем воображении не только отдельные образы, но и воспринимать целостные картины, эпизоды. Способны понять смысловое содержание произведения. У детей интенсивно стало развиваться воображение, расширился словарь детей. Дети стали понимать вопрос, отвечать на него дактильно или приближенно, интонацией могут передать голоса животных, их движения. В речи стало больше использоваться глаголов, речь обогатилась красочными эпитетами. Дети научились отгадывать загадки, драматизировать простые народные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок». Играя, в народные игры, дети могут взять на себя роль ведущего- «зайца», « лисы», « волка», «медведя» - и могут действовать согласно взятой на себя роли. Используя игровые мотивы для интеллектуального развития детей с нарушением слуха, я способствовала развитию у них логического мышления, памяти, развитию двигательных умений и навыков в манипуляции с предметами.
Мною разработана система занятий, игр, упражнений способствующих развитию у детей представлений об окружающем мире. Данная система работы способствует развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Ознакомление детей с малыми формами фольклора помогает ребенку открыть для себя многое в чувствах человека, его отношение к окружающему миру, поступкам отдельных людей – значит закладываются в душе первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Сказочные образы развивают речь детей, мышление, воображение, дают представление о морали и справедливости.
«Волнуя и радуя» она раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет пристально всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла, веру в победу справедливости.
Результаты моей работы показывают, что народный фольклор оказывает благоприятное влияние на творческую активность детей. Раскрывает их индивидуальность, характер, у детей идет интенсивное обогащение словаря и развитие речи. Фольклор дал возможность раскрыть в ребенке уверенность, самостоятельность, умение подготовить себя к дальнейшей жизни.
Литература
Используя в своей группе театрализованные игры по мотивам русских народных сказок, я поняла, какой любовью они пользуются у детей. Дети с удовольствием включались в игру: отвечали на вопросы кукол, выполняли их просьбы, перевоплощались в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребенку нравится играть, а игра – это воспитание и обучение, где так же присутствует юмор.
В нашей дошкольной педагогике, юмор занимает незначительное место, и лишь благодаря нашим мастерам художественного слова, он не исчез совсем. Театрализованные игры помогают создать в группе радостную, непринужденную обстановку.
Все театрализованные игры я разделила на 2 группы:
1 – настольно, теневой, театр на фланелеграфе.
2 – театр кукол, игры драматизации.
В играх первой группы ребенок не является действующим лицом, а ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает мимикой, интонацией.
Игры второй группы основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок играет сам, используя свои средства выразительности. Участвуя в играх – драматизациях, ребенок сам входит в образ, перевоплощается в него.
Чтобы привлечь детей к показу театра, вместе с детьми делали декорации: рисовали деревья, раскрашивали елочки, цветы, листочки. Не все у детей получалось, но их стремление всячески поддерживала. Дети научились двигать фигурки, подражать голосам, но самое главное стала развиваться речь детей, желание запомнить содержание сказки, ее последовательность, а также театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества.
За день два до занятия знакомила детей с песней « Колобка». Слушали песню в грамзаписи, смотрели диафильм, а так же мультфильм на диске. Вначале дети подпевали отдельные слоги «ля –ля», потом произносили слова( я колобок, от зайца ушел, от тебя убегу.)– слабослышащие дети старались передать мелодию песни.
Очень доступны стали детям сказки о животных. Они наделены человеческими чертами и действуют как люди. При знакомстве со сказкой « Три медведя», рассматривали медведей и сравнивали по величине стульчики, кроватки, столы. Рассказывая сказку, привлекала детей к проговариванию отдельных слов, где обращала внимание на интонационную выразительность речи: папа говорит грубым голосом, а Мишутка - тоненьким. В сказке «Репка» дети научились таким словам как: « баба тяни», «иди», « большая репа». Закрепили последовательность сказки, где дети действовали самостоятельно. В сказке « Теремок» научились понимать вопрос « Кто в тереме живет?» Находить персонажей из этой сказки и ставили их по порядку друг за другом. На вопрос «Кто сломал «Теремок? Дети находили игрушку медведя.
Чтобы узнать, как дети запомнили сказку, я подбирала соответствующие игрушки по сказкам. Спрашивала детей: «Из какой сказки эта игрушка?» Иногда вносила совсем другую игрушку (утенка) и спрашивала: «Есть эта игрушка в сказке «Колобок»?
Большое место занимает фольклор в самостоятельных играх детей, где предстоит большая возможность для развития речи. Играя в сюжетные игры, дети качают кукол, напевают колыбельные песни, играя в подвижные игры научились согласовывать движения со словами текста:
Я – рыжая лисица
Я –бегать мастерица.
Народный фольклор стал средством познания и художественного отражения действительности, выраженной в слове и через слово. Дети научились представлять в своем воображении не только отдельные образы, но и воспринимать целостные картины, эпизоды. Способны понять смысловое содержание произведения. У детей интенсивно стало развиваться воображение, расширился словарь детей. Дети стали понимать вопрос, отвечать на него дактильно или приближенно, интонацией могут передать голоса животных, их движения. В речи стало больше использоваться глаголов, речь обогатилась красочными эпитетами. Дети научились отгадывать загадки, драматизировать простые народные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок». Играя, в народные игры, дети могут взять на себя роль ведущего- «зайца», « лисы», « волка», «медведя» - и могут действовать согласно взятой на себя роли. Используя игровые мотивы для интеллектуального развития детей с нарушением слуха, я способствовала развитию у них логического мышления, памяти, развитию двигательных умений и навыков в манипуляции с предметами.
Мною разработана система занятий, игр, упражнений способствующих развитию у детей представлений об окружающем мире. Данная система работы способствует развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Ознакомление детей с малыми формами фольклора помогает ребенку открыть для себя многое в чувствах человека, его отношение к окружающему миру, поступкам отдельных людей – значит закладываются в душе первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Сказочные образы развивают речь детей, мышление, воображение, дают представление о морали и справедливости.
«Волнуя и радуя» она раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет пристально всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла, веру в победу справедливости.
Результаты моей работы показывают, что народный фольклор оказывает благоприятное влияние на творческую активность детей. Раскрывает их индивидуальность, характер, у детей идет интенсивное обогащение словаря и развитие речи. Фольклор дал возможность раскрыть в ребенке уверенность, самостоятельность, умение подготовить себя к дальнейшей жизни.
1. Акинин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М, ХЛ, 1991
2. Аверкин В., Русские частушки, М, Музыка, 1990
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М, Учпедгиз, 1957
4. Боголюбская М.К., Шевченко В.В., Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М., Просвещение, 1970
5. Бударина Т.А., Маркеева О.П., Знакомство детей с русским народным творчеством, С-П, 2001
Скачать вложение