Играй, играй, да дело знай!» (по украинской народной сказке «Колосок»)
Автор: Евтюшина Наталья Михайловна, Блохина Светлана Геннадьевна, воспитатели МБДОУ «Турлатовский д/с», Чекмачева Светлана Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 99», г. РязаньМетодическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для детей 4 – 5 лет. Технологии чтения – слушания.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением колоска и разных хлебобулочных изделий. Беседа «Откуда хлеб пришел». Лепка из соленого теста (бублики, пирожки, рогалики), игры с детьми «Лапта», «Чехарда».
Оборудование: петушок с колоском, пирожки, иллюстрации: мельницы, цепа, жернова, печи.
Цель:
-
Организовать деятельность детей по художественному восприятию литературы, направленную на знакомство с украинской народной сказкой «Колосок».
-
Способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.
-
Пробуждать интерес детей к слушанию сказок.
Задачи:
Создать условия для:
1. формирования интереса к слушанию украинской народной сказки «Колосок»;
2. формирования понятий: «трудолюбие»; «взаимопомощь», «справедливость»; умения оценивать свой поступок;
3. выражения детьми отношения к содержанию текста и для применения полученных знаний на практике.
Ход деятельности:
1. Мотивационный этап (до чтения)
Входит петушок, здоровается с детьми. А вы знаете кто это? (Ответы детей). А из какой сказки? (Ответы детей). Хотите узнать?
2. Ориентировочный этап
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Колосок».
- Давайте посмотрим иллюстрации к сказке «Колосок» (рассматривают). Видите, ребята, петушок трудится один, никто ему не помогает.
- Где же его друзья?
- Ребята, а вы хотите узнать, что там произошло?
- Почему друзья не вместе?
- Что же нам для этого нужно сделать
3. Исполнительский этап (во время чтения)
3.1 Чтение - слушание
Жили-были два мышонка, Круть и Верть , да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить (цепом постучать, отделить зернышки от соломы; покажите как) .
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал (дети договаривают).
- Только не я! - закричал(дети договаривают).
- Ладно,- сказал (дети договаривают), - я обмолочу. (выставить иллюстрацию по этому фрагменту).
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал (дети договаривают).
- Только не я! - закричал (дети договаривают).
- Ладно, - сказал (дети договаривают), - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить, да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.
- Только не я! - запищал (дети договаривают).
- Только не я! - запищал (дети договаривают).
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил (поставил значит, на протвине) в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.(как думаете, почему?)
- Ох и проголодался я! - пищит (дети договаривают).
- Ох и есть хочется! - пищит (дети договаривают).
И за стол сели
А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
- Ты нашёл! - громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. (Вы согласны с Петушком?)
3.2 Физкультминутка
Петушок, ребята устали, поиграешь с ними?
- Да, я приглашаю вас с собой на мельницу:
Петушок вставал с утра,
Мышат песней он будил;
Двор, однажды подметая,
Колосок он вдруг нашел.
Обмолотил, на мельницу сходил,
Намолол муки мешок,
Круто тесто, замесив,
Пирогов напек он много;
- Кушайте, пожалуйста!
3.3 Обобщающая беседа (после чтения)
- Почему именно так назвали мышат - Круть, Верть? (мышата – крутились вертелись,)
- А почему меня зовут Голосистое горлышко? (петушок умел громко красиво петь, был добрым , поэтому его все любили и называли ласково).
- Почему мышата в начале сказки кричали «Только не я!» петушку, когда он просил их помочь? (хотели поиграть, отдохнуть)
- Кто ленивый? (мышата)
- Кто трудолюбивый? (петушок)
- Почему мышата потом запищали? (они устали, проголодались)
- Почему Круть, Верть молча вышли из-за стола? (мышатам стало стыдно за свою лень)
- Что нужно было бы сделать мышатам, чтобы они поели пирожки вместе со мной (петушком)? (нужно было помогать)
- Почему я (петушок) не стал их удерживать? (потому что мышата не помогали петушку)
- Как вы думаете справедливо ли я (петушок)поступил ? (да, нет)
- Да, ребята, это украинская сказка, а украинский народ так же, как и русский очень уважает трудолюбивых и не любит ленивых.
3.4 Выражение своего отношения к содержанию текста (После чтения)
- Кто из героев тебе больше понравился? Почему?
3.5 Работа с пословицей
- Подходит ли пословица «Играй, играй да дело знай!» к этой сказке? Как вы ее понимаете?
4. Рефлексивный этап
- Захотелось ли вам послушать другие украинские сказки?
5. Перспективный этап
- Приходи, Петушок, завтра к нам, и мы поможем тебе испечь пирожки. У нас ребята – трудолюбивые. Да мышат своих захвати.
- Хорошо, ребята, приду, да мышат приведу.
- Ребята, а вы будете помогать? – спрашивает воспитатель. (ответы детей)
Петушок прощается и уходит.
Литература:
1. Украинская народная сказка «Колосок» – хрестоматия для чтения в детском саду.
2. Чиндилова О. В., Баденова А. В. «Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. – М.: Баласс, 2016. – 64 с.
Скачать вложение