Игры малой подвижности для детей с ОВЗ
Автор: Галкина Юлия Эдуардовна, Севагина Любовь Иосифовна, воспитатели МБДОУ "Детский сад № 105", г. РязаньИгры малой подвижности можно использовать как самостоятельную форму работы в развитии детей с ОВЗ. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является: снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному; развитие внимания, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции; формирование и закрепление двигательных умений; получение удовольствия и создание хорошего настроения; сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна, что важно для детей с ограниченными возможностями.
Спецификой данного вида игр являются:
- способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.),
- движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры),
- темп, в котором она ведется (медленный), количество повторений движений (3–6 раз).
Эти игры не требуют подробного объяснения правил: воспитатель показывает
движение сам или выбирает для этого кого-либо из детей. Игры малой подвижности не требуют большого пространства. В них можно играть в любую погоду и в любое время года, в любом помещении.
Игры малой подвижности способствуют, у детей с ОВЗ, развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, помогают сблизиться с другими детьми, что немаловажно для детей с особенностями в развитии. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно в непосредственно образовательной деятельности, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей.
Примером таких игр могут служить игры «Тень» и «Зоопарк».
Проект конспекта игры малой подвижности "Тень" для детей с ОВЗ
Возраст детей 5-6 лет
Галкина Юлия Эдуардовна, воспитатель
1. |
Возраст детей |
5- 6 лет |
2 |
Вид ОВЗ ребенка |
Дети с задержкой психического развития. |
3 |
Тема НОД |
Игра малой подвижности" Тень" |
4 |
Цель воспитателя |
Организовать деятельность детей, направленную на развитие внимательного отношения друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении. |
5 |
Педагогические задачи: |
Познакомить детей с правилами игры; организовать практическую деятельность; осуществить контроль игровой деятельности детей. |
|
- образовательные; |
Создать условия для воспитания умения устанавливать межличностные контакты. Способствовать воспитанию доброжелательных взаимоотношений между детьми. |
|
- коррекционные. |
Создать условия для координации совместных действий детей. |
6 |
Содержание игры |
Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д. |
7 |
Опишите условия, необходимые для проведения игры |
Выбирается один ведущий, который становится путником. Остальные дети – его тень. Задача детей максимально точно повторять движения ведущего. Первый раз ведущим может быть воспитатель или ребёнок, знающий правила игры.
|
Проект конспекта игры малой подвижности "Зоопарк" для детей с ОВЗ
Возраст детей 5-6 лет
Севагина Любовь Иосифовна, воспитатель
1. |
Возраст детей |
5 - 6 лет |
2 |
Вид ОВЗ ребенка |
Дети с ТНР |
3 |
Тема НОД |
Игра малой подвижности "Зоопарк" |
4 |
Цель воспитателя |
Организовать деятельность детей, направленную на воспитание умения взаимодействовать друг с другом. |
5 |
Педагогические задачи: |
Познакомить детей с правилами игры; организовать практическую деятельность; осуществить контроль игровой деятельности детей. |
|
- образовательные; |
Способствовать воспитанию внимательного отношения друг к другу. Организовать деятельность детей, направленную на преодоление барьера в общении. |
|
- коррекционные. |
Создать условия для исключения эмоциональной отгороженности детей |
6 |
Содержание игры |
Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, показывают каждый своё видение животного. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое. |
7 |
Опишите условия, необходимые для проведения игры |
Один из детей показывает животное, остальные пытаются отгадать. Вариант: все вместе изображают одно названное животное. |
Литература:
1. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Сборник игр и упражнений"Мозайка - Синтез", 2013.
2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2007.
3. Степаненкова Э.Я. Сборник Подвижных игр для работы с детьми 2-7лет. "Мозайка - Синтез", 2013.
4. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии СПб.: ″ДЕТСТВО-ПРЕСС″, 2002.
Скачать вложение