Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Автор: Иванова Алевтина Владимировна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 35», г. Рязань
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Работая учителем-логопедом в МАДОУ «Детский сад №35», активно применяю в своей коррекционно-развивающей работе компьютерные технологии. Убеждена в том, что они делают мою работу с детьми более увлекательной, разнообразной. Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он окружен различными цифровыми гаджетами. Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это мотивация. Наблюдая за детьми, пришла к выводу, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ. Такой образ восприятия наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго удерживает внимание детей. Дошкольники получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Благодаря использованию ИКТ в логопедической работе, предотвращается утомление, поддерживается познавательная активность, повышается эффективность логопедической работы в целом. Высокая мотивация приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта.
В своем коррекционно-образовательном процессе использую такое оборудование, как:
- Образовательный комплекс SKY 36049 (Интерактивный стол),
- Интерактивная доска,
- Логопедический тренажёр «Говорящее» зеркало.
Образовательный комплекс SKY 36049 (Интерактивный стол), является эффективным техническим средством, при помощи которого значительно разнообразить коррекционный процесс с детьми. Всё управление заданиями сводится к простым и всем знакомым движениям пальца по экрану, точно, как на любом планшете или другом сенсорном устройстве. Интерактивный стол использую, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Детям очень нравится необычность такой работы, им хочется снова и снова приходить на занятия, чтобы выполнить увлекательное задание на интерактивном столе.
В настоящее время в моей логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Ее использование помогает мне сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным. Даже с помощью самого простого программного обеспечения интерактивной доски можно сделать множество интересных заданий, где наградой ребенку за правильный ответ будут ожившие сказочные персонажи или другие чудеса.
Введение Логопедического тренажёра «Говорящее» зеркало в коррекционную работу позволило воплотить мою мечту, как логопеда, о формировании самоконтроля ребенка через анализ собственной звучащей речи. При прослушивании воспроизведенного текста ребенок находит собственные ошибки и исправляет их. Данный метод позволяет в более быстрые сроки формировать самоконтроль за правильным звукопроизношением.
Компьютерную технику внедряю в работу с детьми:
- на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
- на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
- на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
- на этапе развития связной речи.
Работа с детьми включает в себя диагностический блок и профилактически-коррекционный.
Диагностический блок. Начинаю коррекционную работу с диагностики всех аспектов речевых проблем дошкольника. Есть множество традиционных логопедических методик и альбомов для диагностики. Обследование с использованием электронной версии альбома, на мой взгляд, имеет множество плюсов и облегчает работу специалиста. Альбом составлен в том же алгоритме, что и традиционные альбомы, сделанные на бумажном носителе. Он представляет собой презентации, содержащие наглядный материал для диагностики речевого развития детей.
Профилактически-коррекционный блок. Использование ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно, как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.
Групповое занятие может сопровождаться мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования стойкого интереса к обучению.
Процесс обучения дошкольника с нарушением речи требует много времени и сил, как от ребенка, так и от педагога. Основной прием коррекционной работы – это повторяющиеся упражнения. В результате таких повторений возникает нужный навык. Использование компьютерных средств на определенном этапе работы позволяет создать дополнительный интерес ребенка к коррекционному процессу, поддерживать его длительное время. Высокая мотивация приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта.
Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что изменен подход к организации коррекционно-развивающей деятельности. В основе, которой, лежат современные ИКТ методы коррекции нарушений речи, учитывающие особенности детей с дефектами произношения. Также может быть рекомендован для практической работы учителей-логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование ИКТ на логопедических занятиях повышает динамику речевого развития детей.
Литература
1. Колобухина Н.В. Современные технологии в работе учителя – логопеда. Практическая дефектология. №2 (14) 2018. с. 58-62.
2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. / сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2022. – 544 с.
3. Шабалина С.А., Сатина Д.В. Цифровые технологии в работе учителя – логопеда. В сборнике: Специальное образование: Методология: Практика: Исследования. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. Ярославль 2021. с. 58-64.
4. Батырь И.В. Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно - коммуникационных технологий в логопедической практике». Информ – образование. № 2(4) 2021. с. 165-174
5. Паунькина С.В. Что такое логопункт? Вопросы дошкольной педагогики. №8(25). С.17-18.
Интернет-ресурсы:
1. https://minobrnauki.gov.ru/
2. https://infourok.ru/
3. http://brusnichka-ds.ucoz.ru/
4. https://fgoskomplekt.ru/
Скачать вложение