Литературное море
Автор: Ермачкова Надежда Геннадьевна, воспитатель, Кубанова Елена Игоревна, воспитатель, Рывкина Нина Павловна, учитель-логопедКонспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по развитию речи
Цель: Развитие речи дошкольников.Задачи:
- Развивать связную монологическую речь детей.
- Обучать навыкам чтения.
- Воспитывать любовь к чтению.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:
- Сегодня, дорогие ребята, нас ждут интересные встречи и увлекательные игры. Мы отправимся путешествовать по морю, но по морю необычному. (На экране изображение моря). А называется наше море «Литературное».
Как называется первая пристань, прочитайте. (На экране слайд)
"Стихи для самых маленьких"
- Вы догадались, о ком мы сейчас будем говорить? (на экране портрет)
Ребенок:
- Агния Львовна Барто писала стихи для самых маленьких. Своими стихами она учит детей относиться друг к другу вежливо, решать возникшие вопросы, быть отзывчивыми и верными в дружбе. Помогать малышам и тем, кто нуждается в помощи. Начиная с маленького возраста и до тех пор, пока не станем совсем взрослыми.
Эти стихи остаются с нами на всю жизнь, усиливают способность к сопереживанию и дают первые уроки доброты.
Стихи А. Л. Барто нас учат быть добрыми, заботливыми, душевными.
Пристань №2 .
(на экране портрет и слайд с обложками книг писателя)
Ребенок: Корней Иванович Чуковский удивительный детский писатель. Он родился 31 марта 1882 года в городе Петербурге. Он был очень весёлым человеком, и даже свой день рождения отмечал 1 апреля в день смеха.
А свою настоящую фамилию и имя Николай Васильевич Корнейчуков переделал и стал Корней Чуковский. К. И. Чуковский радовал своими сказками ещё ваших бабушек и дедушек, они не представляли своей жизни без сказок Чуковского.
Воспитатель: А давайте мы с вами проверим, знаем ли мы сказки Чуковского. Я буду читать отрывки из сказок, а вы отгадывайте из какой сказки:
Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла. Муха денежку нашла...
Дети: «Муха-цокотуха» (на экране появляется картинка мухи)
Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник
Бармалей!
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких, да, очень маленьких детей!
– У меня зазвонил телефон!
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
– Что вам надо?
– Шоколада.
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать.
Буду, буду я посуду, и любить и уважать!
Одеяло убежало, улетела простыня.
И подушка, как квакушка, убежала от меня.
Сказки Чуковского учат добру, послушанию, смелости.
Пристань №3
(слова на экране)
Посмотрите на слова. Название пристани нужно составить из первых букв этих слов (сова, утка, трава, ели, енот, внук).
Ребенок: Сутеев написал чудесные сказки для детей. Но не только. Он сам иллюстрировал свои произведения, был художником-мультипликатором.
Когда мы с вами читали сказки Сутеева, вы тоже были художниками-иллюстраторами вместе со своими родителями.
- Вот они, ваши чудо книги. ( Выставка книг.)
Воспитатель: А теперь викторина! (на экране задания)
Кого первым заяц угостил яблоками? ("Мешок яблок")
ворону- медведя- зайчиху- ежика.
- Кто принёс зайчихе грибы? («Мешок яблок»)
бельчата — коза — крот — ёжик
- Чего не было в подарках? ("Мешок яблок")
овощи — грибы — фрукты — мёд
Кто не жил в теремке? («Разные колёса».)
ёжик — петух — лягушка — заяц
- Чья была телега? («Разные колёса»)
медведя — вороны — зайца — ёжика
- Кто первым спрятался под гриб? («Под грибом»)
воробей — муравей — бабочка — мышка
От кого прятался заяц? («Под грибом»)
от волка — от медведя — от лисы — от собаки
- Кто не прятался под грибом? («Под грибом»)
воробей — мышка — бабочка — лягушка
Кто не строил кораблик? («Кораблик»)
лягушонок — цыплёнок — мышонок — муравей
- Кто увидел яблоко? (Сказка «Яблоко»)
ёжик — заяц — ворона — медведь
Сказки Сутеева учат добру, взаимовыручке, смелости.
Пристань №4
Угадайте, как называется следующая пристань. (Слайды с ребусами на экране)
(Дети отгадывают ребус: к слову марш прибавить два звука из слова акула.)
Ребенок: Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) — автор множества стихов, переводов, пьес. Произведения Маршака читали не только наши мамы и папы, но и бабушки с дедушками. (Портрет на экране).
А в детстве мы запоминаем на всю жизнь «Сказку о глупом мышонке», «Сказку об умном мышонке», «Тихую сказку», «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Азбуку про всё на свете», сказку «12 месяцев».
Воспитатель: В этом году мы читали произведения Маршака. А самое любимое произведение - «Азбука про всё на свете».
Дети показывают буквы и читают стихи.
Аист с нами прожил лето.
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот.
Булку просит бегемот. И т.д.
С.Я.Маршак учит любить Родину и родное слово.
Пристань № 5.
Узнайте по первым звукам фамилию автора в словах: (Слайд на экране)
бегемот, индюк, аист, носорог, кит, ирис.
Ребенок: Виталий Бианки писатель-сказочник. Он наблюдал за жизнью животных, птиц, насекомых и писал интересные рассказы. (На экране портрет писателя с произведениями)
Воспитатель: Мы с вами читали рассказ В. Бианки «Лесные домики».
А теперь внимательно смотрите на экран и скажите, где, чей домик (показ сюжетных картинок на экране).
– В какую игру играли ласточки Береговушки? (выбрать ответ: пятнашки, прятки, классики).
– Какой хищник охотился на Береговушку? (орёл, чеглок-сокол, ястреб).
– Кто строит гнездо в камнях и на песке? (иволга, пеночка, зуёк). Где живёт зуёк? (в камнях).
– Кто строит домик из веточек, накидывая их на другие ветки? (витютень, белка, чомга). Понравился ли домик витютня Береговушки? А почему не понравился?
– Какая птичка строит домик на воде из сухого тростника? (зуёк, пеночка, чомга).
– Кто строит домик из сучьев, палок и внутри утепляет мхом? (белка, иволга, пеночка).
– Кто строит шалашик в траве из сухой травы и мха? (чомга, зуёк, пеночка).
– Кто вьёт лёгкий домик из волосков, пенки и стебельков? (иволга, пеночка, витютень).
– На что похож домик иволги? (на плетёную корзину).
Почему её домик не понравился ласточке? (потому что качается).
– Нашла ли ласточка свой домик? А где её домик находится?
Мы узнали, какие домики у птиц, как птицы прячутся от врагов и выращивают своих птенцов.
Из других рассказов: "Теремок", "Купание медвежат", "Синичкин календарь", "Лис и мышонок", "Сова", мы узнавали о чудесах, которые происходят в живой природе.
Скажем все вместе:
«Большое спасибо Бианки за рассказы о живой природе».
Пристань №6.
Игра «Чью фамилию спрятали буквы? (Игра на экране, слайд с портретом писателя)
Ребенок: Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году. И уже в 15 лет напечатал своё первое стихотворение. Он автор многочисленных стихов для детей, басен. Автор гимна Российской Федерации.
Журнал «Пионер» в 1935 году опубликовал поэму Михалкова «Дядя Стёпа». Редактор журнала решил публиковать её немедленно. Но нужны были иллюстрации, а за такой короткий срок рисунков не сделать. И вдруг редактор посмотрел внимательно на поэта и неожиданно произнёс:
«Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать вас. Вы — самый настоящий дядя Стёпа»!
Сергей Владимирович был очень высокий! Он — долгожитель, прожил 97 лет. Умер в 2009 году. Посмотрите, это был очень приятный человек.
Воспитатель: А теперь игра «Угадайкино».
Я буду вам читать отрывки из произведений Михалкова, а вы будете его называть.
«В доме восемь дробь один
у заставы Ильича
жил высокий гражданин по прозванью Каланча»...
(«Дядя Стёпа»)
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал Щенок.
Два часа его звала, два часа его ждала
за уроки не садилась, и обедать не могла»... («Щенок)
«На прививку, первый класс!
Вы слыхали? Это нас! Я прививки не боюсь,
если надо — уколюсь! Ну, подумаешь, укол!
Укололи — и пошёл» («Прививка»)
«Заходите к нам ребята, посмотреть и посчитать.
Родились у нас котята. Их. Поверьте. Ровно пять.
(«Котята»)
«Тра-та-та! Тра-та-та! Мы везём с собой кота! Чижика, собаку, Петьку-забияку, обезьяну, попугая! Вот кампания какая!» («Песенка друзей»)
Давайте ещё раз скажем о том, чему нас учат стихи Михалкова.
Дети читают: (Слайд на экране)
Быть добрыми, сильными. Находчивыми, решительными, помогать друг другу, не быть лентяями, не быть хвастунишками, уважать старших и пожилых людей, любить свою Родину и защищать её.
Пристань №7
Угадайте название пристани по последним звукам слов: паровоз, сила, горох, колесо, удод, чтение, хор. (Слова на экране)
Ребенок: Борис Заходер родился в городе Калуге. Он окончил литературный институт, сразу решив, что будет писателем. Б.В. Заходер писал для детей и о детях, об их горестях и радостях. В сказках Заходера всегда побеждает добро.
Воспитатель: Но больше всего нам известен этот писатель как переводчик. Он перевёл на русский язык стихи польских писателей, произведения В.Гёте. Произведения Милна «Винни-Пух и все, все, все...», «Алиса в стране чудес» Л. Кэролл, «Мэри Поппинс» зазвучали в переводе Б. Заходера весело и по-новому.
Давайте вспомним 33 родных сестрицы из «Песенки-азбуки.
Ребенок: АБВГДЕЖ — прикатили на еже. ИКЛМНО — быстро вылезли в окно. ПРСТУФХ — оседлали петуха. ЦЧШЩЭЮЯ — вот и все мои друзья. О каких животных написал Б. Заходер в "Мохнатой Азбуке" вы узнаете, если расшифруете слова:
АЮДГКА, ЛАШКА, ЯЦАПЛ, ИДЮНК. (Слова на экране)
Спасибо за чудесные сказки Б.Заходеру.
Пристань №8.(на экране портрет поэта)
- Ребята, это портрет Александра Сергеевича Пушкина.
Ребенок: Это писатель, без которого нельзя представить русскую и зарубежную литературу. Пушкин — это чудесный русский язык.
Он написал много чудесных, гениальных стихов. Его сказки тоже чудесны.
Воспитатель: Давайте их вспомним. Дети читают на экране названия сказок: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».
Игра «Волшебный мешочек».
Дети достают следующие предметы: зеркальце, белочку, петушка и читают отрывки из сказок.
Воспитатель: Итак, ребята. О чем мы сегодня говорили?
Где плавали? Почему это море так называется?
(ответы детей)
Воспитатель: Каждое произведение нас многому учит.
И в заключении наша считалочка.
«Как хорошо уметь читать»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Вложение содержит архив с презентацией (zip, 7MB)
Скачать вложение