Логофоноритмика как технология логопедической работы
Автор: Слётова Ирина Ивановна, учитель-логопед, МБДОУ " Детский сад № 1 "Светлячок" г. Скопин
Результаты логопедических обследований свидетельствуют, что среди дошкольников значительно возросло количество речевых нарушений. Соответственно, возрастает потребность воспитанников дошкольных образовательных организаций в логопедической помощи. Чтобы достичь высоких результатов, учителю-логопеду следует, во-первых, шире использовать методики, эффективные при занятиях с группой детей; во-вторых, интегрировать коррекционную работу в различные воспитательные мероприятия, проводимые другими педагогами детского сада. Ярко и эффективно такой подход может быть воплощен путем применения логофоноритмики – в качестве основного содержания самостоятельных логопедических занятий, а также ее элементов на музыкальных, развивающих и спортивных занятиях, во время прогулок и гигиенической гимнастики.
Логофоноритмика (ЛФР) представляет собой комплекс двух известных методических направлений – логопедической и фонетической ритмики – в системе логопедической работы в целом и в аспекте проведения с детьми отдельных логопедических занятий [4].
Суть ЛФР заключается в преодолении речевых и сопутствующих им неречевых нарушений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. С точки зрения нейрофизиологии, механизмом коррекционного воздействия является совершенствование пространственно-временной организации двигательных актов, включая артикуляционные; разрушении патологических динамических стереотипов и формировании новых – физиологических. Развитие общей моторики положительно влияет на согласованность функционирования речедвигательного и слухового анализаторов; совершенствуются слуховое восприятие, звукопроизношение, интонационное оформление речи [3].Сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии не только развивает речь, ритмическое чувство, координацию и выразительность движений, но и вызывает у ребенка эмоциональные эмоции, чувство радости и удовольствия [2].
ЛФР как система имеет трехуровневую структуру, краткая характеристика которой представлена в таблице 1.
В практическом плане, на первом и втором уровне используются упражнения, направленные на отработку статических поз, формирование правильного дыхания, реципрокную координацию движений (таблица 2).
Эти упражнения накладываются на задания, связанные с развитием двигательной памяти, голосовой функции, интонационной выразительности речи. Таким образом, педагог имеет возможность нормализовать двигательные и речевые функции детей.
На третьем уровне доминируют свободные движения под музыку, имеющее целью передать ее характер; движения, «подобранные» детьми как сопровождение стихотворного текста; мини-инсценировки. Успешность работы на этом этапе во многом зависит от правильно подобранного музыкально-ритмического и речевого материала. Также, необходимо, учитывая структуру речевых и двигательных нарушений у детей, постепенно повышать сложность материала. Чтобы успешно осуществить поставленные коррекционные задачи, занятие нужно насыщать игровыми приемами [1].
Далее представим наш опыт организации логофоноритмического занятия.
Логофоноритмические занятия будут оптимальный корректирующий эффект, если педагог продумает и равномерно распределит психофизическую нагрузку на детей. Мы используем следующее построение занятия.
1. Ритмическая разминка
2. Музыкально-ритмические упражнения на развитие или регуляцию:
-
основных свойств внимания
-
мышечного тонуса
-
ощущение темпа и ритма
-
координации движений
-
координации речи с движениями
-
речевой моторики
3. Слушание музыки или песни (1 произведение)
4. Пение (2-3 песни)
5. Упражнения на развитие моторики пальцев рук
6. Упражнения на развитие речевых мимических движений
7. Игра
8. Заключительная походка под марш спокойного характера.
Поскольку в первой части занятия дети имеют высокую «свежесть» восприятия, даем музыкально-ритмические упражнения, которые тренируют внимание, память, тормозные реакции, координацию движений. Особое место отводим упражнениям, регулирующих мышечный тонус – они пронизывают все формы работы.
Когда дети устают, переходим ко второй части занятия. Слушание музыки, пение дают детям возможность отдохнуть. После «спокойных» видов деятельности играем в подвижную игру, что и разряжает, и закрепляет выработанные навыки.
Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, настраивает их на следующие занятия.
Остановимся подробнее на некоторых этапах предложенной структуры занятия.
Ритмическая разминка
Цель ритмической разминки – дисциплинировать и организовать детей. Этому способствует ходьба, когда дети придерживаются четкости линий движения, точно совмещают движение с началом и концом музыки. Разучиваем шаги на цыпочках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходим к легкому бегу, чередование ходьбы и бега, прыжков, бега галопом. Отрабатываем элементы физкультурных и танцевальных движений.
Детей с речевыми нарушениями, особенно заикающихся, учим свободно, выразительно двигаться в соответствии с характером, темпа музыки. Стремимся оттачивать предлагаемый движение – дети неоднократно повторяют его с показом педагога.
Развитие основных свойств внимания
Чтобы научить детей переключаем внимание, предлагаем им упражнения, когда изменение характера музыки «провоцирует» изменение движения.
Например, под торжественную музыку дети ходят, под веселую – бегут. Или: под звучание в низком регистре идут, следуя движениям «медведя»; под звуки среднего регистра изображают ходьбу «цирковых лошадок»; под высокие звуки – прыгают, как «зайчики».
Развиваем устойчивость внимания с помощью такого упражнения: сначала ребенок наблюдает за движениями педагога, а затем самостоятельно, последовательно их повторяет.
Упражнения на развитие объема внимания: ребенок воспроизводит несложные движения, после того, как их одновременно показали двое детей.
Упражнения на распределение внимания предусматривают сразу не менее двух действий. Например, дети по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, а во вторую – бубен. Или под музыку на сильную долю такта делают шаги и одновременно подбрасывают вверх мяч.
Используем также игры, воспитывающие сосредоточенность внимания, как «Запрещено движение», «Пройди путь так же», «Сделай наоборот», «Ищи» и другие.
Развитие чувства темпоритма
На логоритмических занятиях разучиваем с детьми различные движения под музыку, выполняем упражнения с предметами, этюды, танцы. Постоянно обучаем детей различать медленный и быстрый темпы музыки, постепенно замедляться и ускоряться в движениях, речи, музицировании. Часто предлагаем воспитанникам прохлопать, простучать определенный ритм, спеть слова в заданном ритме.
Отметим, что при невротическом заикании нельзя быстро усложнять ритмические задачи, вводить различные изменения темпа и ритма. Необходимо начинать тренировки с простых ритмов и постепенно их усложнять.
Развитие речевой моторики
Обычно детям не очень нравится выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, а тем более, когда это приходится делать еще и дома. Мы оптимизировали артикуляционную гимнастику. Наши воспитанники ежедневно тренируют артикуляционный аппарат без зеркала в сопровождении специально подобранной (по темпу и ритму) музыки – с показом музыкального руководителя, а затем и без показа. Для музыкального сопровождения выбираем инструментальные мелодии или песни без слов (караоке) с жизнерадостным настроением, энергетикой. Рекомендуем те же произведения использовать родителям дома.
Многим детям с речевыми нарушениями сложно учить стихи, скороговорки или чистоговорки, так как они имеют слабую память, быстро истощаются от любой учебной деятельности. Поэтому, эту деятельность важно сделать как можно более интересной. Например, чтобы быстрее запомнить мелодию и ритм, мы выбираем мелодию к словам и помогаем, таким образом, детям успешно учить стихи.
Полезно составлять учебные песенки, в которых сложные для запоминания слова повторяются. Например, «песенки-запоминалочки» об овощах, фруктах, диких и домашних животных, профессиях, мебели, растениях и тому подобное. Мелодии песен должны быть простыми – на двух-трех звуках, а ритмическая основа – доступной для восприятия детьми. Такие песенки желательно петь с имитационными движениями, с игрой на детских музыкальных инструментах. Их могут составлять и родители вместе с детьми.
Чтобы легко и просто изучить некоторые антонимы, мы объединяем процесс с движениями и музыкой. Слова, как «высоко-низко», «долго-коротко», «громко-тихо», «быстро-медленно» соответствуют средствам музыкальной выразительности. Понять смысл и запомнить эти слова дети могут во время прослушивания музыки разного характера или во время самостоятельной музыкальной деятельности. Дети воспринимают антонимы благодаря сенсорным ощущениям. Они с удовольствием пропевают и показывают слова. В результате, получается веселый, ритмично имитационный танец, который можно использовать на физкультурных минутах, во время утренней зарядки.
Пение
На каждом занятии к детям «прилетают» новые песенки. Для этого используем скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Будучи мелодизированными, они становятся незаменимым материалом для развития просодики, плавного дыхания, четкости дикции, автоматизации звуков. В этих песнях должно быть простая мелодия – на одном-двух звуках – которую легко изменить с помощью ритмических, динамических, тембральных вариаций (имитировать голоса зверей). Мелодии можно играть на детских музыкальных инструментах, например, на металлофоне.
Часто предлагаем детям спеть известную песню без голоса, с помощью выразительного артикулирования под музыку или по слогам. Слоги могут быть теми, которые нужны в коррекционно-логопедической работе. Очень полезно во время пения их менять. Для дифференциации глухих и звонких звуков используем составы: па-ба; та-да тому подобное. Для дифференциации твердых и мягких звуков – ма-мя; та-тя и тому подобное. В итоге, скучные и изнурительные упражнения превращаются в интересную музыкальную игру. Во время нее дети могут стоять или ходить кругом.
Вместе с пением предлагаем детям выполнять движения: хлопать, сжимать и расправлять пальчики, выполнять пальчиковую упражнение «Кольцо» – когда каждый пальчик, в соответствии с пульсом музыки, «приветствуется» с большим пальчиком. Это развивает артикуляционную и пальчиковую моторику, слуховую и зрительную внимание и память. У детей задействованы все анализаторы, повышается эмоциональность восприятия. Дети с удовольствием выполняют упражнение, у них улучшается дикция, дыхание, появляется мотивация к обучению и познанию нового.
Слушание песен
Часто в течение одного, а то и нескольких занятий, включаем в аудиозаписи одну и ту же мелодию детской песни несколько раз. Дети ее слушают и, если хотят, – напевают на определенный состав «ля-ля-ля», «па-па-па» и другие.
Через некоторое время проверяем, узнают дети ту песню, которую слушали несколько дней. Даем прослушать фрагменты нескольких песен и говорим, что среди них «заблудилась» наша знакомая песенка. Просим детей ее найти. Реакция обычно – удивление и интерес. И это уже хорошо – мы пробудили у детей познавательный интерес. В конце концов они находят нужную песню и очень радуются, что это им удалось.
Если раньше не все дети внимательно слушали предложенные педагогом песни, то после такой задачи слуховая реакция детей значительно активизируется.
Часто применяем при работе метод аудирования. Он популярен среди тех, кто изучает иностранные языки. Многие дети с речевыми дефектами на слух плохо воспринимают любые звуки, особенно в аудиозаписи. У них в той или иной степени нарушено восприятие, слуховое внимание, память. Некоторые из детей имеют слабую концентрацию внимания, поэтому его нужно постоянно активизировать. Для аудирования можно специально записать на аудионоситель короткую песенку, стишок, цепочку слогов. Постепенно дети научатся «слышать» и охотно повторять то, что им предлагают.
Пальчиковый театр
Для развития у детей моторики пальцев часто применяем пальчиковые игры и пальчиковый театр. Сначала рассказываем детям сказку с помощью персонажей бумажного театра. В следующий раз дети «оживляют» сказку, оформляют ее музыкально-шумовыми звуками. Даже придумывают короткие песенки для действующих лиц. Мелодия может быть веселой или грустной, в зависимости от настроения персонажа сказки. Когда дети изучат сказку почти наизусть, то могут попробовать рассказывать ее самостоятельно.
Ежедневное слушание сказок и историй развивают слуховое внимание детей, повышают степень его концентрации в течении длительного времени. Необходимость многократно «играть» с услышанной сказкой, используя имена действующих лиц и последовательность событий, развивают память. Дети любят озвучивать сказки, а для этого нужно внимательно следить за сюжетом – это активизирует процесс слушания. Такая деятельность развивает у детей внимание к слову, мыслительные процессы, творческое воображение, память, сенсомоторную сферу.
Отметим, что обучение детей в соответствии с предложенной системой, обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой. Поэтому, особое внимание на логофоноритмику следует обратить учителям-логопедам, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста, так как развитое фонематическое восприятие является основой грамотного письма. Исправление недостатков письма – это длительный и сложный процесс. Поэтому, очень важно предотвратить возникновение этих недостатков еще в дошкольном возрасте.
Итак, подведем итоги.
Логофоноритмика:
-
способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики детей, формируют навыки взаимосогласованности движений.
-
ускоряет процесс формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов;
-
позволяет корректировать эмоциональное состояние детей, развивать слуховую, зрительную память, представления об окружающем мире, что позитивно отражается на формировании речи в целом.
-
положительно влияет на развитие речевых и фонематических процессов, что способствует более эффективной и полноценной подготовке детей к овладению школьной программой.
Литература:
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А, Волкова. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
2. Демакова И. Г. Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] / И. Г. Демакина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/614242/(дата обращения: 30.01.2019).
3. Логоритмика [Электронный ресурс] : курс лекций для студентов спец. 1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия / [авт.-сост. Л. Г. Аленкуц] ; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. коррекционной работы. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 37 Кб). — Витебск., 2012. — Режим доступа: www.lib.vsu.by (дата обращения: 30.01.2019).
4. Родионова Ю. Н. Фонетическая ритмика и логофоноритмика как нетрадиционные методики проведения логопедических занятий / Ю. Н. Родионова // Современный детский сад. – 2018. – № 1. – С. 45-47.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 27KB)
Скачать вложение