Лёгкие нашей планеты
Автор: Трищенкова Лариса Владимировна, воспитатель; Роткина Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 60» г. РязаниКонспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы.
Цель:
Способствовать:
Актуализация знаний: о живой природе; о модели нашей планеты; о профессиях, связанных с лесом, растениями; 5 признаков живого.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотоальбома на тему «Ботанический сад», беседа о Тимирязеве, изготовление гербария и сбор семян осенью, Знакомство с «Красной книгой» рязанского края;
Материал: схема выделения кислорода из листа; картинки деревьев, кустарников, травянистых, животных, рыб, насекомых, зверей, птиц , глобус, физическая карта, красная книга,2 полочки-лесенки с 5-ю ступеньками, кукла – Незнайка.
Организация детей: Дети сидят полукругом, лицом к доске.
Способствовать:
- Уточнению и систематизации представлений детей о роли растений в жизни человека;
- Развитию познавательного интереса к живой природе, среде обитания и взаимосвязи всего живого на земле;
- Воспитанию бережного отношения к природе, чувства ответственности за нее, желание преумножать ее богатства;
- Организовать познавательную деятельность детей при помощи предметных картинок, составления схем;
- Создать условия для деятельности детей по овладению знаниями о живой природе;
- Организовать практическую деятельность детей, направленную на умения видеть и доказывать результат
- У детей формируется понятие о том, что всё живое делится на мир растений и животных, что всё живое зависит от среды обитания;
- Закрепляются знания о строении растений: имеется стебель, листья, корни, семена или плоды. Растения делятся на 3 группы ( кусты, деревья, травянистые.)
- Уточняются и систематизируются представления детей о роли растений в жизни человека (связь дерева с человеком, как человек использует разные части дерева, что изготавливают из древесины, какие профессии связаны с деревом, как человек заботится о деревьях).
Актуализация знаний: о живой природе; о модели нашей планеты; о профессиях, связанных с лесом, растениями; 5 признаков живого.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотоальбома на тему «Ботанический сад», беседа о Тимирязеве, изготовление гербария и сбор семян осенью, Знакомство с «Красной книгой» рязанского края;
Материал: схема выделения кислорода из листа; картинки деревьев, кустарников, травянистых, животных, рыб, насекомых, зверей, птиц , глобус, физическая карта, красная книга,2 полочки-лесенки с 5-ю ступеньками, кукла – Незнайка.
Организация детей: Дети сидят полукругом, лицом к доске.
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап:
На столе стоит глобус.
В:Посмотрите, что сегодня нам приготовил Незнайка, говорит, мячик нашел, только он на палочке. Что это такое?
Д: Это модель нашей планеты Земля.
В: А Незнайка спрашивает, почему эта «модель» такая пестрая, почти вся голубого цвета. Как вы думаете почему именно нашу планету называют «голубой» ?
Д: Много воды, океаны, моря, реки, озёра.
В: Да, действительно, более половины всей поверхности Земли занимают водоёмы. А иногда можно о Земле услышать ещё: «Земная планета» Как вы думаете почему?
Д: На суше много растений, зелени.
В: Растений? Почему их так называют - растения?
Д: Это значит, они растут. Они живые.
В: Докажите
Д: Называют 5 признаков живого: растут, питаются, дышат, двигаются, размножаются.
В: А какие виды растений вы знаете?
Д: Деревья – это растение, у него есть корни, ствол, ветви, листья(хвоя), семена ( плоды). Кустарник- это растение, есть корень сразу из земли несколько веток, листья, семена (плоды). Травянистые – это растения- есть корень, стебель, листья, цветы, семена, плоды).
2. Практический этап:
В: А вы много знаете растений? А как они называются, помните? Тогда давайте поиграем.
Дидактическая игра. « Узнай и назови»
Цель: Закрепить знания о растениях, их классификации, доказать отличия деревьев от кустарников и травянистых.
Дид. задача: Ребёнок выбирает себе картинку растения, даёт его определение и называет признаки классификации.
В: Молодцы, хорошо поработали, много растений знаете. Наверное, все назвали, что растут на нашей планете? (нет планета большая, растений очень много). А что, разве в нашей местности, мало растений. Вот и Незнайка говорит, что у нас красивые леса.
Д: Нет, у нас лиственные, хвойные деревья растут, а есть ещё растения, которым надо много влаги, или которые любят много солнца.
В: Если у нас такие деревья не растут, то, как же мы можем о них узнать? Есть наука, которая изучает все растения. Как она называется? (ботаника) Какого учёного ботаника вы знаете?
Д: Николай Иванович Вавилов- учёный ботаник создал ботанический сад, он изучал растения, не только нашей полосы, но и привозил из разных стран. Сейчас учёные тоже работают в этом саду.
Незнайка: Растения – это лёгкие нашей «планеты». Кто это докажет? Как это понять?
Д: Лёгкими мы дышим, дышим кислородом, а кислород выделяют растения. К. А. Тимирязев открыл закон выделения кислорода растений. ( Схема)
В: Да. Действительно, растения выделяют кислород, которым мы дышим, и именно за это их называют лёгкими.
А Незнайка говорит, что слышал в лесу звук топора, люди лес вырубали. Ведь вы говорите, что деревья – это чистый воздух. Зачем их рубить?
В: Кто сможет доказать, для чего ещё лес необходим человеку?
Д: Ещё для удобства: различные вещи, мебель дома, посуда. Для здоровья– чистый воздух, лекарства, отдых – парки, санатории. Для радости: красота (картины художников, стихи, музыка).
В: Нас кругом окружают вещи, сделанные из древесины, это делает нашу жизнь удобнее, благоустроеннее, комфортнее, красивее.
Вы еще не устали? Давайте отдохнем.
Динамическая пауза: «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле. (потягивания – руки в стороны)
Хорошо расти на воле!
Каждое старается, (потягивания – руки вверх)
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер, (дети машут руками)
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы (наклоны вперед)
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед – (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит, (вращение туловищем)
Да когда же отдых будет?
В: Размялись, присаживайтесь. Раз дерево так тесно связано с нашей жизнью, наверное, профессии многих людей имеют к нему отношение! Перечислите эти профессии.
Д: Лесоруб, лесозаготовитель, кораблестроитель, строитель, отделочник, плотник, столяр, резчик по дереву, краснодеревщик, лесник, садовод, селекционер, учёный- биолог, фармацевт, химик, биолог.
В: Очень много профессий связаны с деревом; дерево даёт человеку возможность потрудиться, устроить лучше свою жизнь,
Вот послушайте, что я прочитала в одной энциклопедии: в Индии, Индонезии и на тропических островах растёт хлебное дерево. Конечно, на нём нельзя увидеть батоны и булки. Его плоды круглые и тяжёлые, Из их мякоти местные жители пекут в золе лепёшки, похожие по вкусу на настоящий хлеб. А в Бразилии растёт Молочное дерево. Там его ещё называют « дерево-корова». Стоит только немного подрезать его кору и тот час потечёт белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.
В Индии, Японии и Китае растёт Конфетное дерево. Его плоды, подсушенные на солнце такие же сладкие, как настоящие конфеты.
А вот плоды колбасного дерева, хоть и напоминают внешним видом колбасу, но совсем несъедобные.
Вот какие чудеса растут на свете! Может кто- то из вас пробовал такие плоды? (нет) ничего удивительного, ведь деревья эти растут в далёких странах. Но ведь вы пробовали на вкус много других плодов. И хорошо знаете плодовые деревья и кустарники. Давайте проверим.
Дидактическая игра. «С чьей ветки эти детки»
Цель: Закрепить знания о плодово-ягодных растениях.
Дид. задача: Выбрать картинку, на которой изображён плод, назвать его. Поставить картинку на лесенку по классификации: плоды травянистых, кустарников, деревьев.
3. Рефлексивный этап:
В: А теперь давайте задумаемся над такой проблемой: растения необходимы человеку, человек очень ценит это, но используя, он их губит. Так из года в год люди вырубают леса, и их остаётся всё меньше и меньше. Может людям стоит прекратить срубать деревья?
Д: Нет, деревья необходимы. Человек привык использовать деревья и не сможет без этого обойтись.
В: Значит когда- нибудь настанут страшные времена и на земле не останется ни одного дерева?
Д: Этого не должно случиться, так как люди не только используют деревья, но и заботятся о них. Лес рубят с умом, вырубают только толстые, старые деревья. На просеке потом снова сажают лес.
В: Да, действительно. Человек не только использует лес, но и заботится о нём, а редкие, исчезающие виды растений занесены в красную книгу. Создано много заповедных зон, где эти растения растут под охраной государства. Какой у нас в области есть заповедник? (Окский). А как мы с вами можем охранять, беречь природу? Какие растения из Красной книги вы знаете?
Д: Не ломать веток, не резать зря цветов, любоваться ими, следить за чистотой в парке, чтоб не было пожаров;
В: Конечно гораздо интереснее любоваться цветами , слушать шелест листвы, пение птиц, Недаром поэты и писатели о природе, о деревьях, цветах,
Может быть кто-нибудь из детей расскажет стихотворение (о берёзе, дубе)
В: Давайте теперь все вместе сделаем вывод о том, какое значение растения имеют на нашей планете:
( Растения – часть живой природы, они тесно связаны с человеком. Жизнь без растений была бы очень тяжёлой, неустроенной и грустной! На земле было бы меньше красоты, Очень хорошо, что на нашей планете есть деревья, кустарники, цветы. Мы обязаны заботиться о них.)
В: мы сегодня много вспомнили и узнали о жизни растений. Незнайка тоже остался доволен. Вот только завтра ему идти в гости к малышам, он переживает, что что-то забудет. Что же делать? Я знаю, что малыши любят яркие картинки. Мы чем-то можем помочь? (ответы детей) Хорошо, я приготовлю сейчас папочку, и вы все приготовите дома с мамами и папами рисунки, иллюстрации, утром в нее положите. Незнайка все сможет показать малышам.
Литература:
1. Николаева С. Н., Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2011.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию/–М.: ОА Воронкевич //М.: Просвещение. – 2005.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду //сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва. – 2003.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду //М.: ТЦ Сфера. – 2004.
На столе стоит глобус.
В:Посмотрите, что сегодня нам приготовил Незнайка, говорит, мячик нашел, только он на палочке. Что это такое?
Д: Это модель нашей планеты Земля.
В: А Незнайка спрашивает, почему эта «модель» такая пестрая, почти вся голубого цвета. Как вы думаете почему именно нашу планету называют «голубой» ?
Д: Много воды, океаны, моря, реки, озёра.
В: Да, действительно, более половины всей поверхности Земли занимают водоёмы. А иногда можно о Земле услышать ещё: «Земная планета» Как вы думаете почему?
Д: На суше много растений, зелени.
В: Растений? Почему их так называют - растения?
Д: Это значит, они растут. Они живые.
В: Докажите
Д: Называют 5 признаков живого: растут, питаются, дышат, двигаются, размножаются.
В: А какие виды растений вы знаете?
Д: Деревья – это растение, у него есть корни, ствол, ветви, листья(хвоя), семена ( плоды). Кустарник- это растение, есть корень сразу из земли несколько веток, листья, семена (плоды). Травянистые – это растения- есть корень, стебель, листья, цветы, семена, плоды).
2. Практический этап:
В: А вы много знаете растений? А как они называются, помните? Тогда давайте поиграем.
Дидактическая игра. « Узнай и назови»
Цель: Закрепить знания о растениях, их классификации, доказать отличия деревьев от кустарников и травянистых.
Дид. задача: Ребёнок выбирает себе картинку растения, даёт его определение и называет признаки классификации.
В: Молодцы, хорошо поработали, много растений знаете. Наверное, все назвали, что растут на нашей планете? (нет планета большая, растений очень много). А что, разве в нашей местности, мало растений. Вот и Незнайка говорит, что у нас красивые леса.
Д: Нет, у нас лиственные, хвойные деревья растут, а есть ещё растения, которым надо много влаги, или которые любят много солнца.
В: Если у нас такие деревья не растут, то, как же мы можем о них узнать? Есть наука, которая изучает все растения. Как она называется? (ботаника) Какого учёного ботаника вы знаете?
Д: Николай Иванович Вавилов- учёный ботаник создал ботанический сад, он изучал растения, не только нашей полосы, но и привозил из разных стран. Сейчас учёные тоже работают в этом саду.
Незнайка: Растения – это лёгкие нашей «планеты». Кто это докажет? Как это понять?
Д: Лёгкими мы дышим, дышим кислородом, а кислород выделяют растения. К. А. Тимирязев открыл закон выделения кислорода растений. ( Схема)
В: Да. Действительно, растения выделяют кислород, которым мы дышим, и именно за это их называют лёгкими.
А Незнайка говорит, что слышал в лесу звук топора, люди лес вырубали. Ведь вы говорите, что деревья – это чистый воздух. Зачем их рубить?
В: Кто сможет доказать, для чего ещё лес необходим человеку?
Д: Ещё для удобства: различные вещи, мебель дома, посуда. Для здоровья– чистый воздух, лекарства, отдых – парки, санатории. Для радости: красота (картины художников, стихи, музыка).
В: Нас кругом окружают вещи, сделанные из древесины, это делает нашу жизнь удобнее, благоустроеннее, комфортнее, красивее.
Вы еще не устали? Давайте отдохнем.
Динамическая пауза: «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле. (потягивания – руки в стороны)
Хорошо расти на воле!
Каждое старается, (потягивания – руки вверх)
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер, (дети машут руками)
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы (наклоны вперед)
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед – (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит, (вращение туловищем)
Да когда же отдых будет?
В: Размялись, присаживайтесь. Раз дерево так тесно связано с нашей жизнью, наверное, профессии многих людей имеют к нему отношение! Перечислите эти профессии.
Д: Лесоруб, лесозаготовитель, кораблестроитель, строитель, отделочник, плотник, столяр, резчик по дереву, краснодеревщик, лесник, садовод, селекционер, учёный- биолог, фармацевт, химик, биолог.
В: Очень много профессий связаны с деревом; дерево даёт человеку возможность потрудиться, устроить лучше свою жизнь,
Вот послушайте, что я прочитала в одной энциклопедии: в Индии, Индонезии и на тропических островах растёт хлебное дерево. Конечно, на нём нельзя увидеть батоны и булки. Его плоды круглые и тяжёлые, Из их мякоти местные жители пекут в золе лепёшки, похожие по вкусу на настоящий хлеб. А в Бразилии растёт Молочное дерево. Там его ещё называют « дерево-корова». Стоит только немного подрезать его кору и тот час потечёт белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.
В Индии, Японии и Китае растёт Конфетное дерево. Его плоды, подсушенные на солнце такие же сладкие, как настоящие конфеты.
А вот плоды колбасного дерева, хоть и напоминают внешним видом колбасу, но совсем несъедобные.
Вот какие чудеса растут на свете! Может кто- то из вас пробовал такие плоды? (нет) ничего удивительного, ведь деревья эти растут в далёких странах. Но ведь вы пробовали на вкус много других плодов. И хорошо знаете плодовые деревья и кустарники. Давайте проверим.
Дидактическая игра. «С чьей ветки эти детки»
Цель: Закрепить знания о плодово-ягодных растениях.
Дид. задача: Выбрать картинку, на которой изображён плод, назвать его. Поставить картинку на лесенку по классификации: плоды травянистых, кустарников, деревьев.
3. Рефлексивный этап:
В: А теперь давайте задумаемся над такой проблемой: растения необходимы человеку, человек очень ценит это, но используя, он их губит. Так из года в год люди вырубают леса, и их остаётся всё меньше и меньше. Может людям стоит прекратить срубать деревья?
Д: Нет, деревья необходимы. Человек привык использовать деревья и не сможет без этого обойтись.
В: Значит когда- нибудь настанут страшные времена и на земле не останется ни одного дерева?
Д: Этого не должно случиться, так как люди не только используют деревья, но и заботятся о них. Лес рубят с умом, вырубают только толстые, старые деревья. На просеке потом снова сажают лес.
В: Да, действительно. Человек не только использует лес, но и заботится о нём, а редкие, исчезающие виды растений занесены в красную книгу. Создано много заповедных зон, где эти растения растут под охраной государства. Какой у нас в области есть заповедник? (Окский). А как мы с вами можем охранять, беречь природу? Какие растения из Красной книги вы знаете?
Д: Не ломать веток, не резать зря цветов, любоваться ими, следить за чистотой в парке, чтоб не было пожаров;
В: Конечно гораздо интереснее любоваться цветами , слушать шелест листвы, пение птиц, Недаром поэты и писатели о природе, о деревьях, цветах,
Может быть кто-нибудь из детей расскажет стихотворение (о берёзе, дубе)
В: Давайте теперь все вместе сделаем вывод о том, какое значение растения имеют на нашей планете:
( Растения – часть живой природы, они тесно связаны с человеком. Жизнь без растений была бы очень тяжёлой, неустроенной и грустной! На земле было бы меньше красоты, Очень хорошо, что на нашей планете есть деревья, кустарники, цветы. Мы обязаны заботиться о них.)
В: мы сегодня много вспомнили и узнали о жизни растений. Незнайка тоже остался доволен. Вот только завтра ему идти в гости к малышам, он переживает, что что-то забудет. Что же делать? Я знаю, что малыши любят яркие картинки. Мы чем-то можем помочь? (ответы детей) Хорошо, я приготовлю сейчас папочку, и вы все приготовите дома с мамами и папами рисунки, иллюстрации, утром в нее положите. Незнайка все сможет показать малышам.
Литература:
1. Николаева С. Н., Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2011.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию/–М.: ОА Воронкевич //М.: Просвещение. – 2005.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду //сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва. – 2003.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду //М.: ТЦ Сфера. – 2004.
Скачать вложение