Математическая сказка
Автор: Заболотная Евгения Владимировна, воспитатель МБОУ «Окская СШ» - филиал Дашковская ОШ (дошкольная группа)Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 3-4 лет.
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление знания детей о геометрических фигурах, о их свойствах и формах: круга, квадрата, треугольника.
Программное содержание:
-
закрепить знание свойств геометрических фигур, умение соотносить сенсорный образец с предметами окружающего мира;
-
закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
-
создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);
-
подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная);
-
развивать внимание, память, мышление.
Словарная работа: активизировать употребление в речи детей названий геометрических фигур.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, чудесный мешочек, цифры-символы 1-3, карточки с изображением круга, квадрата, треугольника (приложение 1).
Раздаточный материал: цветные карандаши желтого и красного цвета по количеству детей, листы с изображением яблони на каждого ребенка (приложение 2).
Оборудование: телевизор, компьютер.
Предварительная работа: дидактическая игра «Геометрическое лото» (Приложение 3).
Ход деятельности:
Дети и педагог входят в группу, встают в круг.
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Упражнение «Подари улыбку»
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
– Сегодня я хочу рассказать вам не обычную сказку, а математическую (слайд 1). Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.
2. Исполнительский этап.
– В далекой математической стране жил да был…(на слайде 2 появляется круг) Кто ребята? (круг).
– Правильно, веселый круг. А какого он цвета? (желтый). Он легко катился по дорожкам и весело напевал: Ах, как хорошо на свете жить, так много предметов похожи на меня.
– Ребята, давайте вспомним, какие предметы имеют форму круга (часы, тарелка, мяч).
Жили рядом круг, квадрат
Друг от друга в двух шагах (слайд 3).
– Ребята, как вы думаете, в каком домике жил круг, а в каком квадрат? Почему вы так решили? (в домике с круглым окном жил круг, а в домике с квадратным окном – квадрат). Давайте посчитаем, сколько домиков? (Один, два). Сколько всего домиков? (два). Полина, покажи цифру 2.
Круг шутник и весельчак.
Ворчуном был друг квадрат.– Квадрат все время грустно вздыхал: я не могу катиться, так как круг, у меня ничего не получается.
– Как вы думаете, ребята, почему квадрат не может катиться? (у него есть углы). А какие предметы имеют квадратную форму? (стол, окно, часы, коробка).
– И вот решил круг научить квадрат радоваться всему. Отправились наши друзья на прогулку в лес, полный сказок и чудес (на слайде 4 появляются елочки).
– Сколько же здесь елочек, давайте посчитаем? (три). Оля, найди и покажи нам цифру 3. Какого цвета елочки? (зеленого). Ребята, на какую геометрическую фигуру похожа елочка? (на треугольник) Почему эту фигуру так назвали? (у нее три угла). Давайте посчитаем? (один, два, три). Сколько нужно треугольников, чтоб получилась елочка? (три).
Вдруг откуда ни возьмись, появился грустный еж.
– Ребята, на какую геометрическую фигуру он похож? (на треугольник). А грустит ежик от того, что ежата попросили его принести яблок, но на лесной яблоне их столько, что ему одному тяжело их собрать (слайд 5). Решили наши герои помочь ежику. Давайте и мы поможем. Присаживайтесь за столы. Посмотрите ребята, одинаковые яблоки на яблоне? А чем они отличаются? (нет, на одних нарисован треугольник, на других – круг). Раскрасьте, пожалуйста, яблоки с треугольником в желтый цвет, а яблоки с нарисованным кругом в красный. В какой цвет мы раскрасим яблоки с треугольником? (в желтый), а яблоки с кругом? (в красный).
Потрудились мы на славу
Пришло время отдохнуть.
Физкультминутка «Я иду, и ты идешь»
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
– Вот и помогли ежику собрать все яблоки.
А ежик подарил нашим друзьям волшебный мешочек. Что же в нем спрятано? Сейчас мы посмотрим.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (приложение 4).
В мешочке сложены круги, квадраты, и треугольники разного цвета. Во время игры дети по очереди опускают руку в мешочек, берут один предмет, определяют на ощупь его форму, называют этот предмет и достают.
– Ребята, какие же фигуры были спрятаны в мешочке (круги, квадраты, треугольники). Теперь у наших героев появилось много друзей.
Дидактическая игра «Найди свой домик» (приложение 5).
Педагог раскладывает в разных местах группы домики с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. У каждого ребенка в руках геометрическая фигура из «Чудесного мешочка». Дети свободно передвигаются по группе, по сигналу воспитателя «Найди свой домик» каждый должен подойти к той карточке, которая обозначает его фигуру.
– Вернулись наши друзья домой, и с тех пор квадрат никогда не грустил. Он понял, что с друзьями жить веселее. Они поддержат и помогут,И от беды они не вздрогнут.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
3. Рефлексивный этап.
– Понравилась, ребята, вам сказка?
– А что больше всего понравилось?
– О каких геометрических фигурах была эта сказка?
4. Перспективный этап.
- Ребята, давайте в завершении занятия каждый из вас построит геометрическую фигуру, которая нравится больше всех.
Предлагаю детям строительный конструктор. Они строят геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Литература, интернет-ресурсы:
2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Москва. 2008.
3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия. Москва, 2005.
4. Шорохова О.А. Играем в сказку. Москва, 2006.
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (docx, 1MB)
Скачать вложение