Методика использования разнообразных форм работы при обучении английскому языку детей дошкольного возраста
Автор: Митина Елена Алексеевна, ОГБУ ДО "Рязанский центр творчества", педагог дополнительного образования
Любой иностранный язык отличается от родного лексикой, фонетикой, грамматикой. Фонетика доставляет детям немало трудностей, так как отдельные звуки английского языка существенно отличаются от родных, знакомых звуков, да и родные звуки многие дети еще не выговаривают правильно. И, тем не менее, благодаря высокой подражательной способности, дети довольно скоро начинают правильно произносить звуки чужого языка. Для улучшения фонематического слуха детей незаменимо слушание детских песенок в исполнении носителей английского языка. Это позволяет детям более эффективно усваивать специфическую интонацию английских фраз, более точно воспроизводить звуки и звукосочетания. Во время исполнения песенок детьми процесс запоминания становится ярким, динамичным, совершенно нескучным, а главное, пение оттачивает артикуляционную память. Музыка становится благоприятным эмоциональным фоном, игровым началом в овладении новым языком, особенно при многократном повторении песенок, «рифмовок» и просто отдельных словосочетаний, что ведет к необходимому автоматизму в речевых навыках.
С лексикой проблем меньше. Опыт работы показывает, что дети способны запоминать большое количество иностранных слов. Родители покупают детям различные книжки с красочными картинками с названиями на английском языке. Дети с интересом рассматривают картинки и довольно легко запоминают названия различных предметов, животных, игрушек и т.п. На занятиях английского языка детский интерес к новым картинкам и игрушкам в полной мере удовлетворяется, так как в творческом объединении «Английский для дошкольников» имеется большое количество раздаточного и демонстрационного материала, с которым дети играют в дидактические игры, например: «Кто больше назовет картинок (игрушек)?», «Какая игрушка (картинка) пропала?». А игра «What’s this, tell me, please» всегда пользуется популярностью у детей – здесь они проявляют удивительную фантазию. Особое внимание на занятиях придается так называемому смешанному говорению, то есть в играх и «рифмовках» дети говорят по - английски и по – русски. Они очень любят такие стихи и с удовольствием их декламируют: «Good bye, good bye, Меня не забывай».
Или:
«По улице шел cat,
Он купил себе hat.
И возвращался в house,
Где его ждала mouse.
Cat повстречал doll,
С ней поиграл в ball.
За это знакомый cook
Ему подарил book.»
Детям нравится полная юмора «потешка» « I да Pie»:
«Я – по- английски I,
Пирог с начинкой pie,
Начинка – cherry jam.
I pie пожалуй, съем.
Я говорю: «Оne, two»,
И pie летит ко рту,
Считаю: « One, two, three»-
И pie уже внутри.
Такой послушный pie,
И не сказал: « Good bye».
В этих стихах и «рифмовках» дети, во-первых, быстро запоминают новую лексику, а во-вторых, что очень важно, - получают огромное удовольствие от легкости учебного процесса, который не утомляет детей, а наоборот, вызывает желание повторять считалки и стихи вновь и вновь; ведь интерес возникает, когда детям легко дается обучение. Чувствуя это, ребенок обретает уверенность в себе, перестает стесняться, становится более раскованным и общительным. Больше трудностей вызывает использование лексического материала на практике: в разговоре, в игре, в общении. Здесь не обойтись без грамматики, что, собственно и является основой в освоении маленькими детьми английского языка. И здесь тоже помогают игры, музыка, стихи. Освоение Gerund a обычно вызывает затруднения у детей. Но в игре «Теремок» дети легко усваивают эту грамматическую структуру. Каждый из гостей теремка поет веселую песенку, содержащую модель «I’m walking (jumping, running, hopping, flying):
One, two, tree,
One, two, three,
I’m walking, walking
Look at me!»
Когда дети уже самостоятельно и непринужденно играют в эту игру, можно усложнить задание. Каждый из жителей теремка чем-нибудь занят. Взрослый или один из детей задает каждому вопрос: «What are you doing?» Ответы разные, но содержат одну грамматическую основу: « I’m jumping (I’m swimming, I’m playing) и т.д., в зависимости от количества изображаемых детьми животных.
В своей работе я применяю практику итоговой проверки усвоенных детьми грамматических структур. Для этого я беру достаточно большую инсценировку, в которую входят ранее пройденные грамматические модели. Это могут быть маленькие диалоги, монологическая речь, песенки, стихи, «рифмовки».
В инсценировке «День рождения бурого мишки» дети используют грамматические структуры:
-What have you got? - I’ve got a doll (a bear, a cock etc.)
-Can you run? - Yes, I can. (No, I can’t)
-Please, give me a car. (or another toy) – Here you are. – Thank you.
-Happy birthday to you. This ship (or another toy) is for you. – Thank you.
- Mother, meet my friend. – Nice to meet you. - Nice to meet you too.
-Where are you? – I am on the chair (under the table, on the floor, near the wall) etc.
-Do you like milk? - Yes, I do (No, I don’t).
Would you like some cake? – Yes, please. (No, thank you).
Особую роль на таких занятиях играет музыкальная деятельность детей. Английский язык интересен сам по себе как для взрослых, так и для детей. Тонкий юмор, игривость и озорство английских дразнилок, «потешек», считалок, многогранность персонажей, специфические английские звукосочетания и звукоподражания – все это не может оставить равнодушным маленького человека.
Дети знают много песен, охотно их исполняют хором и индивидуально, с удовольствием двигаются под музыку, танцуют и поют. Я стараюсь создать максимально комфортную и доброжелательную атмосферу на занятиях, обращая особое внимание на смену деятельности детей. Сочетание грамматических упражнений с упражнениями на внимание, исполнение стихов, «рифмовок», песенок, дидактические и подвижные игры на закрепление лексико - грамматического материала поддерживают интерес детей к происходящему, не дают им заскучать во время занятий и предоставляют возможность активно участвовать в процессе общения на иностранном языке.
Особо нужно сказать об открытых занятиях и развлечениях на английском языке, где дети с удовольствием демонстрируют свои умения, в особенности исполнение стихов и песен на английском языке. Здесь не остается робких или равнодушных. Поддерживаемые атмосферой живого интереса и доброжелательности зрителей, дети активно выступают на концертах для родителей и других детей.
Данная методика способствует повышению интереса у детей дошкольного возраста к изучению английского языка и является важным предварительным этапом, готовящим ребенка к обучению в школе.
С лексикой проблем меньше. Опыт работы показывает, что дети способны запоминать большое количество иностранных слов. Родители покупают детям различные книжки с красочными картинками с названиями на английском языке. Дети с интересом рассматривают картинки и довольно легко запоминают названия различных предметов, животных, игрушек и т.п. На занятиях английского языка детский интерес к новым картинкам и игрушкам в полной мере удовлетворяется, так как в творческом объединении «Английский для дошкольников» имеется большое количество раздаточного и демонстрационного материала, с которым дети играют в дидактические игры, например: «Кто больше назовет картинок (игрушек)?», «Какая игрушка (картинка) пропала?». А игра «What’s this, tell me, please» всегда пользуется популярностью у детей – здесь они проявляют удивительную фантазию. Особое внимание на занятиях придается так называемому смешанному говорению, то есть в играх и «рифмовках» дети говорят по - английски и по – русски. Они очень любят такие стихи и с удовольствием их декламируют: «Good bye, good bye, Меня не забывай».
Или:
«По улице шел cat,
Он купил себе hat.
И возвращался в house,
Где его ждала mouse.
Cat повстречал doll,
С ней поиграл в ball.
За это знакомый cook
Ему подарил book.»
Детям нравится полная юмора «потешка» « I да Pie»:
«Я – по- английски I,
Пирог с начинкой pie,
Начинка – cherry jam.
I pie пожалуй, съем.
Я говорю: «Оne, two»,
И pie летит ко рту,
Считаю: « One, two, three»-
И pie уже внутри.
Такой послушный pie,
И не сказал: « Good bye».
В этих стихах и «рифмовках» дети, во-первых, быстро запоминают новую лексику, а во-вторых, что очень важно, - получают огромное удовольствие от легкости учебного процесса, который не утомляет детей, а наоборот, вызывает желание повторять считалки и стихи вновь и вновь; ведь интерес возникает, когда детям легко дается обучение. Чувствуя это, ребенок обретает уверенность в себе, перестает стесняться, становится более раскованным и общительным. Больше трудностей вызывает использование лексического материала на практике: в разговоре, в игре, в общении. Здесь не обойтись без грамматики, что, собственно и является основой в освоении маленькими детьми английского языка. И здесь тоже помогают игры, музыка, стихи. Освоение Gerund a обычно вызывает затруднения у детей. Но в игре «Теремок» дети легко усваивают эту грамматическую структуру. Каждый из гостей теремка поет веселую песенку, содержащую модель «I’m walking (jumping, running, hopping, flying):
One, two, tree,
One, two, three,
I’m walking, walking
Look at me!»
Когда дети уже самостоятельно и непринужденно играют в эту игру, можно усложнить задание. Каждый из жителей теремка чем-нибудь занят. Взрослый или один из детей задает каждому вопрос: «What are you doing?» Ответы разные, но содержат одну грамматическую основу: « I’m jumping (I’m swimming, I’m playing) и т.д., в зависимости от количества изображаемых детьми животных.
В своей работе я применяю практику итоговой проверки усвоенных детьми грамматических структур. Для этого я беру достаточно большую инсценировку, в которую входят ранее пройденные грамматические модели. Это могут быть маленькие диалоги, монологическая речь, песенки, стихи, «рифмовки».
В инсценировке «День рождения бурого мишки» дети используют грамматические структуры:
-What have you got? - I’ve got a doll (a bear, a cock etc.)
-Can you run? - Yes, I can. (No, I can’t)
-Please, give me a car. (or another toy) – Here you are. – Thank you.
-Happy birthday to you. This ship (or another toy) is for you. – Thank you.
- Mother, meet my friend. – Nice to meet you. - Nice to meet you too.
-Where are you? – I am on the chair (under the table, on the floor, near the wall) etc.
-Do you like milk? - Yes, I do (No, I don’t).
Would you like some cake? – Yes, please. (No, thank you).
Особую роль на таких занятиях играет музыкальная деятельность детей. Английский язык интересен сам по себе как для взрослых, так и для детей. Тонкий юмор, игривость и озорство английских дразнилок, «потешек», считалок, многогранность персонажей, специфические английские звукосочетания и звукоподражания – все это не может оставить равнодушным маленького человека.
Дети знают много песен, охотно их исполняют хором и индивидуально, с удовольствием двигаются под музыку, танцуют и поют. Я стараюсь создать максимально комфортную и доброжелательную атмосферу на занятиях, обращая особое внимание на смену деятельности детей. Сочетание грамматических упражнений с упражнениями на внимание, исполнение стихов, «рифмовок», песенок, дидактические и подвижные игры на закрепление лексико - грамматического материала поддерживают интерес детей к происходящему, не дают им заскучать во время занятий и предоставляют возможность активно участвовать в процессе общения на иностранном языке.
Особо нужно сказать об открытых занятиях и развлечениях на английском языке, где дети с удовольствием демонстрируют свои умения, в особенности исполнение стихов и песен на английском языке. Здесь не остается робких или равнодушных. Поддерживаемые атмосферой живого интереса и доброжелательности зрителей, дети активно выступают на концертах для родителей и других детей.
Данная методика способствует повышению интереса у детей дошкольного возраста к изучению английского языка и является важным предварительным этапом, готовящим ребенка к обучению в школе.
Литература
1. Малышева Н.К. Секреты английских звуков. – М.:«Дрофа», 2006.- 64 с.
2. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для самых маленьких. Учебник. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2013. - 112 с.
Скачать вложение