Модель развивающей предметно-пространственной среды групп и кабинетов в ДОУ
Автор: Дронова Татьяна Вячеславовна, заведующая МБДОУ «Детский сад № 106» г. Рязани; Галахова Светлана Кямильевна, заместитель заведующей по ВМР МБДОУ «Детский сад № 106» г. Рязани; Черникова Елена Евгеньевна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГБУ ДПО «РИРО»С целью создания инновационных условий соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в детском саду началась работа и была разработана модель развивающей предметно-пространственной среды групп и кабинетов детского сада. Предполагаемая инновационная модель включает следующие компоненты:
- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.).
- изучить и внедрить в свою практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников с учетом их возрастных особенностей;
- организовать среду таким образом, чтобы она способствовала эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (двигательной, игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской);
- создать комфортные условия обучения и воспитания воспитанников в группе и тесного сотрудничества с родителями.
Алгоритм преобразования развивающей предметно-пространственной среды групп и кабинетов детского сада:
1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Провести оценку и анализ развивающей предметно-пространственной среды групп и кабинетов детского сада (приложение №1).
3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы (приложение №2).
4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров.
6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной развивающей среды групп и кабинетов в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
В результате проведенной работы мы предполагаем получить следующие результаты:
1. Кудрявцев В., О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014 №2.
2. Нищева Н.В., Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2006.
3. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
4. Петровский В. А., Кларина М.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении – М.: научно – методическое объединение “ Творческая педагогика ”: Новая школа, 1993.
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (doc, 5.39MB)
1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Провести оценку и анализ развивающей предметно-пространственной среды групп и кабинетов детского сада (приложение №1).
3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы (приложение №2).
4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров.
6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной развивающей среды групп и кабинетов в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
В результате проведенной работы мы предполагаем получить следующие результаты:
- оформление групп и кабинетов в детском саду в едином стиле;
- совершенствование мини среды в групповых комнатах на основе создания в них центров развития;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разработке дизайн-проектов мини среды групповых помещений, кабинетов;
- рост количества педагогов, представляющих опыт создания современной предметно-развивающей среды.
1. Кудрявцев В., О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014 №2.
2. Нищева Н.В., Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2006.
3. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
4. Петровский В. А., Кларина М.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении – М.: научно – методическое объединение “ Творческая педагогика ”: Новая школа, 1993.
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (doc, 5.39MB)
Скачать вложение