Море
Автор: Жарикова Елена Алексеевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №1"Светлячок", г.Скопин Рязанской областиКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Образовательная область: Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность).
Цель: организовать деятельность детей по ознакомлению с экосистемой моря, с морским животным- китом; способствовать развитию познавательной активности; создать условия для обогащения и активизации словаря по теме занятия.
Задачи:
- сформировать у детей первоначальные представления о морском животном – кит;
- развивать представления детей о пресной и морской воде;
- организовать деятельность по экспериментированию;
- воспитывать элементарные правила экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
Словарная работа: Пресная, млекопитающее, шероховатый.
Материалы: Пустая бутылка, морской камень, ракушка, письмо, слайды с изображением морских животных (акула, дельфин, краб, медуза, кит), стаканы с питьевой водой, соль, ложки для размешивания, салфетки, полиэтиленовые пакеты, аудиозапись «шум моря», аудиозапись «звуки кита»,стаканчики с загрязненной водой, пустые прозрачные стаканчики, воронки, салфетки бумажные и марлевые, ватные диски.
Предварительная работа: Чтение сказки П.П Ершова «Конек горбунок». Знакомство со сказочным персонажем «Нептун»
Ход занятия
Подгруппа детей - 8 человек.
(Дети проходят и садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное послание. Посмотрите (показывает бутылку с письмом внутри). Здесь написано: «Детский сад «Светлячок». Детям старшей группы «Ромашка». Как вы думаете, от кого может быть это послание?
Дети: От кого-то, кто живет в воде или от того. Обычно в бутылку кладут письмо люди, с которыми случается беда в море.
Воспитатель: Ну что ж, давайте достанем письмо и прочтем его. (Воспитатель или кто-либо из детей достает, читает): «Здравствуйте, ребята! Я – Нептун, царь всех морей и океанов узнал, что вы умеете беречь и охранять природу и знаете, как это делать. Большая беда случилась в Мировом океане! Вода сильно загрязнена! Морские обитатели гибнут! Подскажите мне, пожалуйста, надежный способ очистки грязной воды! Жду вашего ответа и приглашаю вас в путешествие в морские глубины».
Слайд №2
Воспитатель: Ребята, сможем мы выполнить просьбу Нептуна?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну что ж, тогда нужно не медлить, а отправиться в путешествие. На чем предлагаете добраться до моря?
Дети: Предполагаемые ответы детей (на самолёте, ковре – самолёте, на корабле)
Совместная деятельность воспитателя и детей – выбор средства передвижения (дети закрывают глаза – звучит шум моря).
Воспитатель: Кажется мы на месте, открывайте глаза, осмотритесь, я вижу ящик, что там. Кто хочет угадать на ощупь, что лежит в ящике?
Индивидуальная работа детей
(Дети опускают руки в тактильный мешок где лежат ракушка и камень с моря, описывают их)
Дети: Этот предмет гладкий (шероховатый), твердый, тяжелый (легкий).
- камень
- морская ракушка
Воспитатель: Правильно, эти предметы всегда можно найти на берегу моря.
А морская вода пресная или солёная?
Дети: Солёная.
Воспитатель: Хотите, я научу вас делать пресную воду солёной, морской? Предлагаю вам пройти в нашу волшебную лабораторию.
Дети садятся за столы парами.
Опыт№1
Воспитатель: Ребята что перед вами?
Дети: Стаканы с водой.
Воспитатель: Попробуйте воду. Какая это вода?
Дети: Это вода обычная, пресная. Такую воду мы пьём каждый день.
Воспитатель: А теперь добавьте в нее немного соли. Попробуйте, какая стала вода теперь.
Дети: Вода стала соленая.
Воспитатель: Как вы думаете можно пить такую воду?
Дети: Нет, такую воду пить нельзя.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она не утолит жажду, в ней много соли.
Воспитатель: Правильно, в море вода соленая и пить ее нельзя, но морские животные могут жить только в такой воде, а в речной пресной не смогут.
(Воспитатель предлагает детям подойти и встать в круг).
Физкультминутка: «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями).
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками).
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, каких животных живущих в море вы знаете?
Дети: Мы знаем таких животных как акула, дельфин, медуза, крабы.
(Воспитатель обращает внимание детей на экран, показывает им животных)
Слайды № 3,4,5,6,7
Слайд№ 8
Воспитатель: Отгадайте загадку, и скажите, что за животное здесь спряталось.
Он огромный, толстокожий,
А по виду с рыбой схожий,
Вверх фонтан воды летит,
Так приветствует всех …( кит)
Дети: Это кит.
(Воспитатель показывает на экране фото Кита)
Слайд № 9
Воспитатель: Правильно, это кит. В каких сказках говорится о ките?
Дети: В сказке о Коньке Горбунке.
Воспитатель: Как там говорится о ките?
Дети: Там говорится Чудо, Юдо, Рыба -Кит
Воспитатель: А вы как думаете Кит-это рыба?
Дети: Нет, кит -это не рыба.
Воспитатель: Правильно. Хотя кит и похож на рыбу, он не рыба, а зверь, млекопитающее. Потому, что кит кормит детенышей молоком. Кит – это самое большое на земле животное, длина его тела достигает в длину 20 метров.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем питаются киты?
Дети: Киты питаются водорослями, маленькими рыбками.
Воспитатель: Правильно, Киты питаются рыбой, мелкими крабами, едят даже мелких акул.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, киты пьют соленую воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: Всю воду которую он заглатывает с пищей, выпускает в виде фонтана.
Слайд № 10
Воспитатель: А еще Кит издает разные звуки, щелкает, скрипит, и быстро-быстро трещит.
(Звучит аудиозапись – звуки кита)
Воспитатель: Дети, мы любуемся китом, превращаем пресную воду в солёную и совсем забыли про письмо Нептуна. Давайте посмотрим на море, что с ним случилось?
Воспитатель показывает на экране фотографию с изображением моря в котором плавают пластиковые бутылки, бумага, пакеты и другой мусор.
Слайд № 11
Дети: Это море в котором плавает мусор.
Воспитатель: А как этот мусор попал в воду?
Дети: Этот мусор бросили люди.
Воспитатель: Море-это дом для многих живых существ. К сожалению люди забывают об этом, и часто оставляют на пляжах банки, бумагу, полиэтиленовые пакеты, набегает волна и весь мусор оказывается в море.
Воспитатель: Ребята, мусор вредит морским обитателям?
Дети: Да, думаем, что вредит.
Воспитатель: Предлагаю вам поэкспериментировать и узнать, чем может вредить мусор который плавает в море, морским животным?
Дети встают и проходят к столу.
Опыт №2
Воспитатель: Дети представьте, что ваша рука-это морское животное. Морские животные обитают в воде и их тело мокрое, смочите свою руку водой. Сожмите пальцы в кулак, наденьте на него полиэтиленовую упаковку.
(Ребенок сжимает пальцы в кулак, надевает на запястье полиэтиленовую упаковку. С помощью руки ребенок изображает голову лебедя или другой птицы, на шею которой надет кусочек такой упаковки).
Воспитатель: А теперь попробуйте снять пакет не прибегая к помощи второй руки. Получается ли у вас снять его?
Дети: Нет, это очень трудно сделать.
Воспитатель: Морским животным тоже сложно. Как думаете почему?
Дети: У них нет рук.
Воспитатель: У птиц и зверей нет рук, как у нас, им сложно освободится от мусора.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможет ли погибнуть животное если на голове у него окажется пакет? Если животное проглотит его?
Дети: Да, может.
Воспитатель: Почему?
Дети: из-за нехватки воздуха.
Воспитатель: А еще, ребята, бывает так, что вода в море загрязняется нефтью. Нефть похожа на черное подсолнечное масло, только она очень ядовита и губительна для рыб и других морских обитателей. Я предлагаю вам разными способами очистить грязную воду и помочь Нептуну и морским обитателям.
(Дети и воспитатель проходят к столам, на которых приготовлены стаканчики с загрязненной водой (в воду добавлено подсолнечное масло, разбавленное черной гуашью), пустые прозрачные стаканчики, воронки, различные материалы для изготовления фильтров (салфетки бумажные и марлевые, ватные диски, песок, уголь и др.).
Самостоятельная деятельность детей
Дети приступают к фильтрованию загрязненной воды разными способами по выбору. По окончанию работы дети вместе с воспитателем определяют, в каком стаканчике вода получилась наиболее прозрачной и делают вывод о наиболее эффективном способе фильтрования воды
Воспитатель: Поставим стаканчики с фильтрованной водой в ряд и внимательно посмотрим, в каком стаканчике вода наиболее прозрачная? С помощью какого фильтра вода очищается лучше всего?
Дети: Вода лучше всего очистилась с помощью фильтра из марлевой салфетки, ватного диска и угля.
Воспитатель: Хорошо. Значит, какой ответ мы дадим Нептуну? Какой способ очистки загрязненной воды оказался наиболее надежным?
Дети: Наиболее эффективный способ очистки загрязненной воды – ее фильтрование с помощью фильтра, изготовленного из марлевой салфетки, ваты и угля.
Воспитатель: Дети, мы нашли способ для Нептуна очистить воду. Пора вернуться в группу и написать ему об этом.
Дети возвращаются в группу.
Воспитатель: Ну вот и всё наше путешествие закончено. Кто мне скажет где мы были?
Что нового вы сегодня узнали? С кем познакомились? Что делали? Для чего мы очищали воду?
Всё верно, на сегодняшнем занятии мы с вами узнали как сделать из пресной воды солёную, познакомились с обитателем моря –китом; научились очищать загрязнённую воду, а самое главное, вы должны запомнить, что в природе мусорить нельзя, потому что от мусора гибнут животные.
Литература:
1. Николаева С. Н., Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2011.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию/–М.: ОА Воронкевич //М.: Просвещение. – 2005.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду //сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва. – 2003.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду //М.: ТЦ Сфера. – 2004.
Презентация во вложении (pptx, 942KB)
Скачать вложение