Моя семья
Автор: Прошина Алла Константиновна, учитель-логопед; Локтаева Светлана Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 85", г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Цель:
Организовать познавательную и речевую деятельность детей, направленную на систематизацию знаний о семье.
Программное содержание:
Предварительная работа: заучивание стихов и пословиц о семье, рассматривание семейных фотографий, чтение литературных произведений о семье, празднование Дня Матери, сюжетно-ролевая игра «Семья».
Оборудование: презентация «Моя семья» (1-6 слайды – для воспитателя, 7-21 слайды – для учителя – логопеда), семейные фотографии детей, воспитателя, атрибуты для этюдов, плоскостные светофоры красного и зелёного цвета по количеству детей.
Ход образовательной деятельности:
I часть занятия (проводит воспитатель)
(1 слайд – моя семья) Дети садятся полукругом.
(2 слайд - фотоальбом)
Чтение воспитателем отрывка из стихотворения «Семейная фотография»
Н. Голя и Г. Григорьева:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нём.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы…
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
(3 слайд - эмблема семьи)
Вопросы к детям и диалог с ними:
- Дети, вы принесли фотографии из ваших семейных альбомов. На снимках члены ваших семей.
- Что такое семья? (Семья – группа людей, состоящая из мамы, папы, детей и других близких родственников, живущих вместе).
- Какая должна быть семья?
- Что скрепляет семью? Что её разрушает?
- На фотографиях мы видим мужчин и женщин, девочек и мальчиков.
- Кем в семье может быть мужчина? (Папой, дедушкой, братом, дядей, племянником).
- Какой дедушка по характеру, внешнему виду? (Мудрый, добрый, заботливый, опытный).
- Какой папа? (Сильный, заботливый, храбрый).
- Кем в семье может быть женщина? (Мамой, бабушкой, сестрой, тётей, племянницей).
- Какая бабушка по характеру, внешнему виду? (Добрая, мудрая, заботливая, старенькая).
- Какая мама? (Трудолюбивая, ласковая, любимая, весёлая).
- Кем может быть в семье мальчик? (Сыном, внуком, братом).
- Каким может быть мальчик? (Маленьким, шустрым, младшим, шаловливым, любознательным).
- Кем может быть в семье девочка? (Дочкой, внучкой, сестрой).
- Какой может быть девочка? (Маленькой, старшей, доброй, умной).
Сценки – миниатюры в исполнении детей («Малыш», «Дошкольник», «Бабушка», «Дедушка», «Папа», «Мама»)
- Посмотрите сценки и узнайте членов ваших семей.
(4 слайд – фотография семьи воспитателя)
Рассказ воспитателя по фотографии о членах её семьи (Имена и отчества членов семьи, места работы, учёбы, увлечения, совместная деятельность).
(5 слайд – эмблема семьи)
Рассказы детей о своих семьях (выступления 4-5 чел.)
(6 слайд – разные поступки детей)
Игра - физкультминутка «Радость – огорчение»
(стоя около стульев, дети поднимают красный светофор – огорчение, зелёный светофор – радость).
- Вы съели на завтрак всю кашу.
- Вы подрались с другом.
- Вы разбросали все вещи по комнате.
- Вы помогли маме помыть посуду.
- Вы нагрубили бабушке.
- Подарили папе подарок, сделанный своими руками.
- Пожелали всем спокойной ночи.
- Порвали книжку.
- Хорошо вели себя в детском саду.
Обобщение воспитателя вместе с детьми: в семье должно быть больше радости, меньше огорчений.
(7 слайд - эмблема семьи)
II часть занятия (проводит учитель – логопед)
Вопросы к детям:
- Что такое семья? (Дедушка, бабушка, папа, мама, дети).
(8 слайд – фотография большой семьи)
- Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
- Кто может быть главным в семье? (Главный в семье – дедушка, бабушка, папа или мама).
- Кто самый старший, тот и глава семьи.
(9 слайд – эмблема многодетной семьи)
- Как называется семья, в которой много детей? (Многодетная).
(10 слайд – фотография многодетной семьи)
- Многодетной считается семья, в которой воспитывается 3 и более детей.
- У кого из вас многодетная семья? Сколько детей в вашей семье?
- Бывают семьи у животных и птиц. Они состоят из самца, самки и детёнышей.
(11 слайд – фотография кошачьей семьи)
- Кто главный в этой семье? (Кот). Кто мама? (Кошка). Как называются детёныши? (Котята). Значит, эта семья как называется? (Кошачья семья).
(12 слайд – фотография утиной семьи)
- Расскажите об этой семье. (Мама – утка, папа – селезень, дети – утята. Это утиная семья).
(13 слайд – фотография собачьей семьи)
- Кого мы видим на этом слайде? (Папа – пёс, мама – собака, дети – щенята. Это собачья семья).
(14 слайд – фотография медвежьей семьи)
- Представьте семью лесных животных. (Папа – медведь, мама – медведица, детёныш – медвежонок. Это медвежья семья).
(15 слайд – фотография пчелиной семьи)
- У насекомых тоже есть семья. Группа пчёл, состоящая из рабочих пчёл, матки и трутней. Как такая семья называется? (Пчелиная).
(16 слайд – фотография грибной семьи)
- Семья бывает и у растений. Например, грибы растут рядом, имеют общий корень в земле. Он называется грибница. Эта семейка какая? (Грибная семья).
(17 слайд – картинка с изображением школьного класса)
- Это ученики в школе. Они родственники друг другу? (Нет). Они дружат друг с другом? (Да).
- Что ученики вместе делают в школе? (Учатся).
- Итак, в классе нет родственников, но в школе ребята дружат друг с другом, у них общий интерес - учёба. Группу людей, которые дружат, у них общие интересы, дела, но они не являются родственниками, тоже можно назвать семьёй.
(18 слайд – фотография школьного класса)
- Как такая семья будет называться? (Школьная семья).
- Как вы думаете, кто главный в школьной семье? (Учитель).
(19 слайд – картинка с изображением группы воспитанников детского сада)
- Можно детей в группе детского сада назвать семьёй? (Да). Почему? (Дети в группе дружат, вместе играют и вместе занимаются, гуляют, ходят на экскурсии, помогают друг другу во всём).
(20 слайд – фотография группы воспитанников детского сада)
- Как называется такая семья? (Садовская семья).
(21 слайд – эмблема семьи)
Обобщение учителя - логопеда:
Слово семья имеет несколько значений:
семья – это близкие родственники, где есть глава семьи и члены семьи;
семья – это группа людей, объединённых дружбой, общими интересами и делами.
Литература:
1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
2. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.: Толковый словарь русского языка. – М.: ИТИ Технологии. – 2006.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 11MB)
Организовать познавательную и речевую деятельность детей, направленную на систематизацию знаний о семье.
Программное содержание:
- Уточнить знания детей о членах семьи, их родственных связях, используя семейные фотографии.
- Способствовать созданию собирательного образа членов семьи, опираясь на личный опыт общения с родственниками.
- Упражнять в умении передавать через пантомиму физиологические особенности человека, связанные с возрастными изменениями, используя соответствующие образу атрибуты.
- Совершенствовать умение составлять короткие рассказы, используя фотографии; употреблять в речи имена и отчества родных.Уточнить лексическое значение слова семья, словосочетания многодетная семья.
- Раскрыть многозначность слова семья.
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных суффиксальным способом.
- Формировать умение оценивать свои поступки и проявлять заботу о членах своей семьи.
Предварительная работа: заучивание стихов и пословиц о семье, рассматривание семейных фотографий, чтение литературных произведений о семье, празднование Дня Матери, сюжетно-ролевая игра «Семья».
Оборудование: презентация «Моя семья» (1-6 слайды – для воспитателя, 7-21 слайды – для учителя – логопеда), семейные фотографии детей, воспитателя, атрибуты для этюдов, плоскостные светофоры красного и зелёного цвета по количеству детей.
Ход образовательной деятельности:
I часть занятия (проводит воспитатель)
(1 слайд – моя семья) Дети садятся полукругом.
(2 слайд - фотоальбом)
Чтение воспитателем отрывка из стихотворения «Семейная фотография»
Н. Голя и Г. Григорьева:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нём.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы…
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
(3 слайд - эмблема семьи)
Вопросы к детям и диалог с ними:
- Дети, вы принесли фотографии из ваших семейных альбомов. На снимках члены ваших семей.
- Что такое семья? (Семья – группа людей, состоящая из мамы, папы, детей и других близких родственников, живущих вместе).
- Какая должна быть семья?
- Что скрепляет семью? Что её разрушает?
- На фотографиях мы видим мужчин и женщин, девочек и мальчиков.
- Кем в семье может быть мужчина? (Папой, дедушкой, братом, дядей, племянником).
- Какой дедушка по характеру, внешнему виду? (Мудрый, добрый, заботливый, опытный).
- Какой папа? (Сильный, заботливый, храбрый).
- Кем в семье может быть женщина? (Мамой, бабушкой, сестрой, тётей, племянницей).
- Какая бабушка по характеру, внешнему виду? (Добрая, мудрая, заботливая, старенькая).
- Какая мама? (Трудолюбивая, ласковая, любимая, весёлая).
- Кем может быть в семье мальчик? (Сыном, внуком, братом).
- Каким может быть мальчик? (Маленьким, шустрым, младшим, шаловливым, любознательным).
- Кем может быть в семье девочка? (Дочкой, внучкой, сестрой).
- Какой может быть девочка? (Маленькой, старшей, доброй, умной).
Сценки – миниатюры в исполнении детей («Малыш», «Дошкольник», «Бабушка», «Дедушка», «Папа», «Мама»)
- Посмотрите сценки и узнайте членов ваших семей.
(4 слайд – фотография семьи воспитателя)
Рассказ воспитателя по фотографии о членах её семьи (Имена и отчества членов семьи, места работы, учёбы, увлечения, совместная деятельность).
(5 слайд – эмблема семьи)
Рассказы детей о своих семьях (выступления 4-5 чел.)
(6 слайд – разные поступки детей)
Игра - физкультминутка «Радость – огорчение»
(стоя около стульев, дети поднимают красный светофор – огорчение, зелёный светофор – радость).
- Вы съели на завтрак всю кашу.
- Вы подрались с другом.
- Вы разбросали все вещи по комнате.
- Вы помогли маме помыть посуду.
- Вы нагрубили бабушке.
- Подарили папе подарок, сделанный своими руками.
- Пожелали всем спокойной ночи.
- Порвали книжку.
- Хорошо вели себя в детском саду.
Обобщение воспитателя вместе с детьми: в семье должно быть больше радости, меньше огорчений.
(7 слайд - эмблема семьи)
II часть занятия (проводит учитель – логопед)
Вопросы к детям:
- Что такое семья? (Дедушка, бабушка, папа, мама, дети).
(8 слайд – фотография большой семьи)
- Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
- Кто может быть главным в семье? (Главный в семье – дедушка, бабушка, папа или мама).
- Кто самый старший, тот и глава семьи.
(9 слайд – эмблема многодетной семьи)
- Как называется семья, в которой много детей? (Многодетная).
(10 слайд – фотография многодетной семьи)
- Многодетной считается семья, в которой воспитывается 3 и более детей.
- У кого из вас многодетная семья? Сколько детей в вашей семье?
- Бывают семьи у животных и птиц. Они состоят из самца, самки и детёнышей.
(11 слайд – фотография кошачьей семьи)
- Кто главный в этой семье? (Кот). Кто мама? (Кошка). Как называются детёныши? (Котята). Значит, эта семья как называется? (Кошачья семья).
(12 слайд – фотография утиной семьи)
- Расскажите об этой семье. (Мама – утка, папа – селезень, дети – утята. Это утиная семья).
(13 слайд – фотография собачьей семьи)
- Кого мы видим на этом слайде? (Папа – пёс, мама – собака, дети – щенята. Это собачья семья).
(14 слайд – фотография медвежьей семьи)
- Представьте семью лесных животных. (Папа – медведь, мама – медведица, детёныш – медвежонок. Это медвежья семья).
(15 слайд – фотография пчелиной семьи)
- У насекомых тоже есть семья. Группа пчёл, состоящая из рабочих пчёл, матки и трутней. Как такая семья называется? (Пчелиная).
(16 слайд – фотография грибной семьи)
- Семья бывает и у растений. Например, грибы растут рядом, имеют общий корень в земле. Он называется грибница. Эта семейка какая? (Грибная семья).
(17 слайд – картинка с изображением школьного класса)
- Это ученики в школе. Они родственники друг другу? (Нет). Они дружат друг с другом? (Да).
- Что ученики вместе делают в школе? (Учатся).
- Итак, в классе нет родственников, но в школе ребята дружат друг с другом, у них общий интерес - учёба. Группу людей, которые дружат, у них общие интересы, дела, но они не являются родственниками, тоже можно назвать семьёй.
(18 слайд – фотография школьного класса)
- Как такая семья будет называться? (Школьная семья).
- Как вы думаете, кто главный в школьной семье? (Учитель).
(19 слайд – картинка с изображением группы воспитанников детского сада)
- Можно детей в группе детского сада назвать семьёй? (Да). Почему? (Дети в группе дружат, вместе играют и вместе занимаются, гуляют, ходят на экскурсии, помогают друг другу во всём).
(20 слайд – фотография группы воспитанников детского сада)
- Как называется такая семья? (Садовская семья).
(21 слайд – эмблема семьи)
Обобщение учителя - логопеда:
Слово семья имеет несколько значений:
семья – это близкие родственники, где есть глава семьи и члены семьи;
семья – это группа людей, объединённых дружбой, общими интересами и делами.
Литература:
1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
2. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.: Толковый словарь русского языка. – М.: ИТИ Технологии. – 2006.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 11MB)
Скачать вложение