Мы исследователи
Автор: Цыганова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад №161, г. РязаньИнтегрированное познавательное занятие с элементами экспериментирования для второй младшей группы.
Цель: Создать условия, направленные на формирование представлений о свойствах воды.
Задачи:
– Организовать:
1. Интерес к познанию окружающего мира в процессе экспериментирования.
2. Понимание признаков и разнообразных свойств воды (прозрачная, текучая, безвкусная, бесцветная, не имеет запаха, имеет разную температуру, в ней растворяются некоторые вещества)
3. Обогащение словаря детей за счёт прилагательных, использование малых фольклорных жанров, раскрывающих отношение человека к воде, подчёркивающих значимость для всего живого.
4. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Материал: клеёнки, передники для каждого ребёнка, графин с узким горлышком, аквариум, поднос, тазик, центр воды и песка, салфетки, полотенчики, бокалы, пульверизатор, лимон, чайные ложечки, соль, лист белой бумаги, пластмассовые стаканчики, крышки картонные от коробок, предметы (игрушки) для аквариума, формочка, лопатка, Капитошка (олицетворяющий капельку – шарик воздушный синего или голубого цвета (приклеить глазки, носик, ротик), ведёрко (подставка), вода (тёплая и холодная), настольный декоративный фонтанчик, баночки с крышечками, гуашь.
1. Мотивационный этап.
Дети сидят на стульях. За ширмой находится второй воспитатель, играющий роль Капитошки.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла добрая, улыбающаяся капелька. А зовут её – Капитошка. Она предлагает поиграть с водой. Ребята, вы любите играть с водичкой?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Ребята, у меня 2 тазика. Окуните руки в воду. Какая это вода?
Дети:
- Тёплая.
Воспитатель:
- Окуните руки в другой тазик. Какая это вода?
Дети:
- Холодная.
Воспитатель:
- С какой водой вы бы хотели поиграть?
Дети:
- С тёплой.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель:
- Подходите скорее сюда. Капитошка приглашает вас поиграть. (Дети подходят к пустому тазику). Приготовьте свои ладошки, сомкните их и ловите в них водичку, старайтесь удержать водичку в ладошках (Воспитатель поливает из маленькой леечки воду на ладошки детям, приговаривая):
Вот водичка капает: кап, кап, кап!
Ручки моем мы вот так: так, так, так!
Вот водичка капает: кап, кап, кап!
Мы водичку наберём: так, так, так!
И умоем личико чистенькой водичкой,
Вот как хорошо!
Водичка, водичка, умой моё личико!
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели!
(Дать каждому полотенце, чтоб вытерли лицо и руки. Полотенца у каждого ребёнка висят на спинке стула. Перед началом занятия у всех детей надеты непромокаемые передники).
3. Исполнительский этап.
Воспитатель:
- Ребята, а для чего нужна вода?
Дети:
- Пить, умываться, купаться, варить суп, компот.
Воспитатель:
- Что может происходить с водой?
Дети:
- Вода может литься, течь, журчать, бежать, (струиться).
Воспитатель:
- А знаете, что ещё может происходить с водой? Подставьте свои ладошки над тазиком (воспитатель брызгает из пульверизатора)
Дети:
- Разбрызгиваться. (Дети вытирают руки полотенцем)
Воспитатель:
- Путём разбрызгивания мы ухаживаем за цветами. Ребята, Капитошка хочет угостить вас водичкой (воспитатель разливает воду из бутылки в бокальчики). Послушайте, что ещё может делать водичка.
Дети:
- Вода булькает.
Воспитатель:
- Понюхайте, вода пахнет?
Дети:
- Нет!
Если скажут «Да»:
Воспитатель:
- А теперь я в воду накапаю сок лимона (выдавливаю сок из половинки лимона). Понюхайте, вода пахнет?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Чем пахнет вода?
Дети:
- Вода пахнет лимоном.
Воспитатель:
- Попробуйте воду на вкус (наливаю воду из чайника). Давайте вместе попьём водичку. Вода имеет вкус? Какая вода по вкусу: Сладкая? Солёная? Горькая?
Дети:
- Никакая, просто вода, без вкуса.
Если скажут, что вода имеет вкус:
Воспитатель:
- В стаканчик добавляю немного соли, размешиваем. Возьмите чайные ложки, попробуйте, какая стала вода по вкусу?
Дети:
- Солёная.
Воспитатель:
– Мы видим соль в стакане? (обозначить стакан с растворённой солью кружком из самоклейки)
Дети:
- Нет, она растворилась.
Воспитатель:
- У самой воды нет ни запаха, ни вкуса. Что же такое – вода?
Дети:
- Вода – это жидкость.
Воспитатель:
- Назовите другие жидкости.
Дети:
- Сок, кефир, молоко, кисель, ряженка, компот, чай.
Воспитатель:
- Какого цвета вода?
Дети:
- Бесцветная.
Если скажут, что вода белого цвета:
Воспитатель:
- Вспомните предметы белого цвета: молоко, лист бумаги. (можно взять лист бумаги и поставить рядом прозрачную баночку с водой или стакан. На основе наглядности дети убедятся, что чистая вода не имеет цвета – она бесцветная).
Дети:
- Чистая вода не имеет цвета – она бесцветная
Воспитатель:
- Действительно, чистая вода не имеет цвета – она бесцветная. А теперь Капитошка предлагает поиграть в игру «Тонет – не тонет». Перельём воду в аквариум, в котором лежат игрушки. Вы видите игрушки в воде?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Вода прозрачная, поэтому вы видите игрушки. Капитошка приготовила нам сюрприз. Перед вами волшебные баночки с чистой, прозрачной водой. (Воспитатель открывает баночку, показывает, что в баночке действительно находится вода. Предлагает детям поплясать с баночкой под весёлую музыку).
Воспитатель:
- Посмотрите на свои баночки, что произошло с водой?
Дети:
- Вода стала зеленого цвета.
Воспитатель:
- Какая вода была сначала?
Дети:
- Бесцветная.
Воспитатель:
- Почему это произошло? Открутите крышечку баночки. Что вы видите на внутренней стороне крышки?
Дети:
- Гуашь.
Воспитатель:
- Вода может менять цвет в зависимости от того, что туда добавили. А теперь Капитошка предлагает немного отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика.
Текст |
Движения |
Вот колодец большой С чистой, светлой водой. |
Пальцы в кулак, большой палец поднять вверх |
Прилетели к нему птицы: Дай колодец нам напиться. |
Кисти рук скрестить, изображая крылья птиц |
Эти птицы воду пьют, |
Первый палец сомкнуть с третьим |
Эти песенки поют. |
Первый и четвёртый пальцы сомкнуть и разомкнуть |
Пейте, милые сестрицы, Хватит здесь на всех водицы. |
Пальцы в кулак, большой палец поднять вверх |
Песни все свои пропели, Встрепенулись, улетели. |
Кисти рук скрестить, изображая крылья птиц |
Да и нам с тобой пора, Вот и кончилась игра! |
Завести руки за спину |
4.Рефлексивный этап.
Воспитатель:
- Какие ребята молодцы! Как хорошо с водичкой играли! Что больше всего вам понравилось?
Дети:
- Играть с водой.
Воспитатель:
- С какой водичкой приятней играть?
Дети:
- С тёплой, с чистой.
Воспитатель:
- Что больше всего запомнилось?
Дети:
- Сюрпризный момент с окрашиванием воды в баночках с крышечками, внутри которых была гуашь.
Воспитатель:
- (Воспитатель включает настольный декоративный фонтанчик.) Ребята, что вы видите и слышите?
Дети:
- Вода льётся, разбрызгивается, булькает, течёт, журчит, бежит, струится).
Воспитатель:
- Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Лёд твёрдый, а вода?
Дети:
- Жидкая.
Воспитатель:
- Лимон пахнет, а вода?
Дети:
- Не пахнет.
Воспитатель:
- Чай сладкий, а вода?
Дети:
- Безвкусная.
Воспитатель:
- Молоко белое, а вода?
Дети:
- Прозрачная.
5. Перспективный этап.
Воспитатель:
- Вот видите, ребята, как много интересного мы узнали о воде. А тебе, Капитошка интересно было?
Капитошка:
- Да, было очень интересно! А я ведь к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла вам раскраски, на которых нарисованы тучки с дождиком. Хотела с вами вместе пораскрашивать. Но у меня уже осталось очень мало времени, поэтому я оставлю вам раскраски, а сама побежала по своим делам. До свидания!
Воспитатель:
- До свидания, Капитошка, приходи к нам в гости ещё! Будем с ребятами опять играть! (Капитошка уходит, а дети раскрашивают картинки. После окончания работы устраивается выставка рисунков.)
Список литературы:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 92с.
2. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005. – 128с.
3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
Скачать вложение