Насекомые
Автор: Сизихина Елена Валентиновна, учитель-логопед, Моткова Галина Алексеевна, Холова Марина Павловна, воспитатели, МБДОУ №60, г. РязаньКонспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Интегрирование областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие и Физическое развитие.
Цель: способствовать:
· развитию связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук; систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых;
· развитию математических способностей с помощью дидактических игр;
· формированию навыка рисования с использованием нетрадиционных средств рисования;
· развитию логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, воображения;
· воспитанию интереса и любви к природе, чувства доброжелательности к насекомым, воспитанию эстетического вкуса, умения получать удовольствие и удовлетворение от проделанной работы.
Задачи: организовать деятельность детей, направленную:
· на уточнение, расширение и активизацию словаря по теме;
· на развитие длительности физиологического речевого выдоха;
· на закрепление умения считать порядковым и количественным счётом в пределах 10, находить «соседей» числа;
· на закрепление знания детей о последовательности дней недели;
· на знакомство с техникой – монотипия;
· на развитие технических навыков работы кистью.
Планируемый результат
· дети умеют употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и познавательной ситуацией, связывать их по смыслу (знают названия насекомых, отгадывают загадки);
· дети закрепят знания, полученные в течение учебного года математике (умеют считать от 1 до10 и обратно, определяют порядок насекомых);
· познакомятся с новым видом рисования - монотипией.
Предварительная работа:
· дидактические игры с цифрами, геометрическими фигурами;
· игры, направленные на развитие связной речи;
· наблюдение за насекомыми, рассматривание иллюстраций, беседы о насекомых, дидактические игры, чтение художественной литературы о насекомых.
Материал:
Картинки с изображением насекомых, силуэты бабочек, числовые карточки от 1 до 10, загадки о насекомых, мяч, листы бумаги, гуашь, кисточки, подставки под кисточки, емкости с водой, влажные салфетки для рук, неоточенный карандаш, карточки для игры «Четвертый лишний», «Встречу слово на дороге…», аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского.
Активизация и обогащение словаря: монотипия, припечатать.
Ход НОД
1. Мотивационно-организационный этап.
Логопед: Ребята, ярко светит солнце, на улице зелено и красиво, уже можно встретить множество насекомых.
– Назовите насекомых, которых вы знаете (ответ детей).
Пальчиковая гимнастика:
Прилетела к нам вчера полосатая пчела,
А за нею шмель Шмелёк и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза
Пожужжали, полетали, от усталости упали.
Логопед: Ребята, а вы хотите поиграть с насекомыми в игры?
2. Практический этап
Игра «Четвертый лишний» (на доске выставляются картинки
с изображением насекомых по одной картинке)
– Ребята, догадайтесь, кто лишний? (по одной картинке)
Комар, божья коровка, стрекоза, белка.
Жук, кузнечик, синица, таракан.
Змея, бабочка, муравей, пчела.
- Молодцы ребята, вы хорошо справились и умеете различать насекомых, птиц и животных.
Игра «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»
– Ребята, я бросаю мяч и называю слово. А вы ловите мяч и отбиваете слоги мячом и возвращаете мяч мне.
Физкультминутка.
- Вот какая стрекоза – очень круглые глаза
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг–скок, прыг-скок, сели.
Травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.
Дыхательное упражнение с удлинением фразы.
– Ребята, а теперь давайте восстановим свое дыхание и правильно подышим.
Ах!
Ах, какая пчелка!
Ах, какая красивая пчелка!
Ах, какая красивая и разноцветная пчелка!
Воспитатель:
– Ребята, вы сказали много красивых слов о пчелке? Она очень благодарна вам за это. А наша пчелка в группе сидела и слушала, как хорошо вы отвечали. И поэтому, она пригласила других насекомых к нам в гости, чтобы похвастаться вашими успехами.
– Некоторые пришли к нам сегодня в гости.
– Посчитайте нас, - просят насекомые.
– Давайте их пересчитаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Насекомых будем мы считать.
Стрекоза, кузнечик, божья коровка, муха,
Муравейка к нам спешит,
Вот пчела сюда летит.
Вслед за ней комар пищит.
– Сколько насекомых пришли к нам в гости? (7)
– Какой по счету муравей?
– Кто стоит справа от кузнечика?
– На каком по счету месте комар?
– Назови соседа пчелы
– Кто стоит на шестом месте?
Насекомые не только пришли к нам, но и принесли нам интересные
задания. В каждом конвертике лежит по одному вопросу от каждого насекомого.
– Хотите с ними поиграть?
– Кто, ребята, к нам прилетел первым? (насекомые по очереди задают вопросы, воспитатель достает из конверта карточки).
МУРАВЕЙ
– Нужно узнать геометрические фигуры
1. Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (треугольник)
2.Нет углов у меня
И похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
–Молодцы! А теперь очередь стрекозы.
СТРЕКОЗА
Я хочу узнать, знаете ли вы дни недели.
– Какой сегодня день недели?
– Какой был вчера?
– Сколько дней выходных? И какие?
– Какой пятый день недели?
ПЧЕЛА
– Отгадайте загадку про одного из моих друзей:
– Не зверь, не птица
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (Комар)
– Сколько лап у насекомых?
МУХА
– Ребята, мне очень нравится ваша считалка. Я всегда ее слушаю, когда к вам прилетаю.
Мы по лестнице бежим
И считаем этажи...
1,2,3,4,5,6.7.8,9,10
И назад
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Вновь на улицу бежим.
– Молодцы.
БОЖЬЯ КОРОВКА
Игра «Считай дальше»
Воспитатель бросает мяч, а Вы должны считать дальше (от 1 до 10).
Назвать соседей числа 6, 3...
Назвать число после 7 и 9...
КОМАР
Предлагает прочитать нам запись 5+1=6 (пять плюс один равно шесть)
Другим способом: к пяти прибавить один получится шесть.
КУЗНЕЧИК
– Ребята, цифры так долго готовились к встрече с нами, что поссорились между собой и совсем перепутали свои места, надо им обязательно помочь
Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре. Вот те на.
Со своей стоять соседкой не желает ни одна.
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить.
– Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Все насекомые говорят нам: «Спасибо, молодцы! Математику вы знаете».
За то, что вы так хорошо отвечали, они приготовили вам сюрприз. Принесли подарок: музыку! И сейчас, мы вместе с ними полетаем на полянке.
Превращайтесь в насекомых и начинайте летать! Как только музыка закончится, все насекомые улетают к себе в домики, садятся на
стульчики и отдыхают. (Дети летают по группе)
А теперь возьмите стульчики, поставьте их к столам и наше занятие
продолжается.
Воспитатель
– Ребята, сегодня мы с вами говорим о насекомых.
– А скажите, мне, пожалуйста, каких насекомых вы знаете, которые летают в теплое время года и очень похожи на цветы? (бабочки).
– Если дети затрудняются с ответом, загадать загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
– Правильно, это бабочки.
Давайте мы с вами закроем глазки и перенесемся на красивую летнюю сказочную поляну, где много цветов.
(Звучит аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского.
На столах переворачиваем цветы, которые лежали лицевой стороной вниз.
На доске – бабочка).
– Открываем глазки.
– Ребята! Смотрите, какая красивая бабочка! Вы бы хотели нарисовать таких красивых бабочек?
– (Да)
– А для того, чтобы нам начать рисовать, нам надо приготовить наши ручки и пальчики к работе. Давайте мы с ними поиграем.
Пальчиковая игра “Пять и пять”.
Пять и пять пошли гулять,
Вместе весело играть,
Повернулись,
Улыбнулись,
В кулачек вот так свернулись.
Вот такие молодцы!
– Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).
– Что вы слышите?
– Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)
– Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.
– А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)
– Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию.
– Ой, а что это за музыка звучит? Смотрите ребята, это бабочка к нам в гости прилетела, она очень хочет нам помочь.
– Посмотрите на нашу бабочку. Мне кажется, ей немного грустно, потому что она одна. Давайте мы с вами нарисуем ей подружек. Перед каждым из вас лежит бабочка, но она не разрисована. Я предлагаю Вам этих бабочек разрисовать. Но рисовать мы с вами попробуем сегодня необычным способом. Раньше мы с вами еще так не рисовали. Этот способ рисования, или техника рисования, называется монотипия. Это очень интересный способ, когда рисовать надо только на одной половине, а вторую к ней припечатать: получится единое целое.
– Посмотрите на бабочку. У неё две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.
(Показываю прием рисования)
– А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной). Произошло волшебство!
– Хотите попробовать сами?
– Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Хотите попробовать? Да! Начинайте рисовать, и мы посмотрим, получится ли у вас волшебство. Возьмите, пожалуйста, кисточки правильно, вот так
– Вспомните, как мы рисуем кисточкой: широкие линии всем ворсом, тонкие – концом кисточки, мазки – прикладывая всем ворсом, пятна – концом кисти. Не забываем об аккуратности. После каждого цвета нужно промывать кисть.
– Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)
В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. Напоминаю о том, что надо постараться рисовать побыстрее, чтобы краска не успела просохнуть. Рекомендую выбирать краску погуще, чтобы узоры получились ярче.
По окончании работы дети сажают своих бабочек на концы на столах. Посмотрите ребята, какие у нас красивые и замечательные бабочки получились. Я думаю, нашей сказочной бабочке очень понравились подружки, которых мы ей нарисовали. Она очень обрадовалась и благодарна вам. Вы очень хорошо потрудились, но, к сожалению, пришло время расставаться с нашей сказочной поляной. Закрываем глазки и снова возвращаемся в нашу прекрасную группу.
3. Рефлексивный этап
После занятия мы с вами получше рассмотрим всех бабочек, которых мы нарисовали.
1. А теперь вспомним, о ком мы сегодня говорили на занятии?
2. Какие насекомые прилетали к нам в гости?
3. Что мы делали сегодня на занятии?
4. Попробуйте вспомнить, как называется техника рисования, в которой вы работали?
5. Что вам больше всего понравилось?
6. Что было самым сложным?
– Вот видите, какое интересное занятие у нас с вами получилось.
– Вы очень хорошо потрудились сегодня. Все молодцы.
Занятие окончено, всем спасибо!
Литература:
1. Вавилкина Н.А. Нетрадиционные способы изображения как средства развития творчества дошкольников. Рязань, РИРО, 1999.
2. Васильева С. А, Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999.
3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 2004. - 168с.
4. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования -,М, п/о Россия, 2007.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-пресс» С-Пб. 2005.
6. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет). – М. Мозаика-Синтез; Москва; 2013.
7. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
8. Швайко Д.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа – конспект.-М. Владос, 2008.
Скачать вложение