Наш край березовый и нежный
Автор: Матвеева Ирина Вячеславовна – музыкальный руководитель, Пронина Елена Анатольевна – воспитатель, МБДОУ №123 г. РязаньСценарий музыкально-литературного развлечения для старших дошкольников
Цель: способствовать воспитанию интереса и эмоционально-положительного отношения к знаменитым землякам, любви к малой Родине на основе ознакомления с природой, культурой и традициями родного края через творчество Сергея Александровича Есенина.
Задачи:
- организовать практическую деятельность детей, направленную на систематизацию и обобщение знаний детей о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина;
- организовать действия детей, направленные на выработку умений проявлять эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения, любимые Сергеем Александровичем Есениным, интерес и любовь к родному краю;
- создать условия для развития просодической стороны речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.
- организовать отработку умений выразительно читать стихи и навыки актёрского мастерства;
- создавать условия для совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Оборудование: сборники стихов С.Есенина; фотографии поэта и слайды с изображением природы с. Константиново; аудио записи песен на слова С. Есенина; аудиозаписи стихотворений в исполнении С. А. Есенина; русские народные костюмы для детей и взрослых; оборудование для проведения подвижных игр «Перетяни канат», «Гори, гори ясно».
Предварительная работа:
- слушание песни «Отговорила роща золотая» сл. С. Есенина, муз. Г.Пономаренко;
- игра на ложках «Калинка» русская народная мелодия;
- разучивание песен «С добрым утром», сл. С. Есенин, муз. Г. Струве, русская народная песня «Бабушка кисель варила»;
- разучивание стихотворений «Гой ты, Русь моя родная», «Закружилась листва золотая»;
- проведение беседы о творчестве С. Есенина.
Ход занятия
Ведущий:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана - дурака.
И сидим мы, еле дышим
Время к полночи идет
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели
Ну, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть – то до зари?»
Ну, а нам какое дело –
Говори, да говори!
Ведущий: Каждый год 3 октября жители нашего города и Рязанской области отмечают день рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. В этот день в каждом уголке нашей необъятной Родины и за её пределами звучат стихи и песни, устраиваются литературные гостиные, поэтические вечера.
- Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить большой праздник – день рождения нашего земляка, рязанского поэта Сергея Есенина. Он родился более ста лет тому назад, на рязанской земле в селе Константиново. В нашем саду стало доброй традицией проводить праздники, посвящённые творчеству знаменитого поэта.
«Родился я с песнями в травном одеяле
Зори меня вешние в радугу свивали».
- Вот портрет Сергея Есенина (слайд с портретом Сергея Есенина).
У него были ясные, голубые как небо глаза, светлые пшеничные волосы.
Сергея Есенина называют певцом русской природы, у него очень много стихов о родном крае. Все они певучие, красивые, можно сказать разноцветные.
Давайте послушаем одно из таких стихотворений:
Закружилась листва золотая… (слайды рязанской природы)
Ведущий: Детство Есенина прошло среди полей и степей. Рос озорным и непослушным. Стихи начал писать рано, лет с девяти. Но сознательное творчество пришло к нему в 16-17 лет. Поэзия его удивительно земная, близкая к каждому из нас. Конечно же, надо вспомнить ту, благодаря которой появился на свет на нашей земле известный всему миру поэт.
Стихотворение «Письмо к матери» (слайды с фотографиями матери)
Ведущий: В девять лет Сергей Есенин пошел в школу в родном селе Константиново. У поэта написано много стихов о красоте рязанского края, о матери, о родном доме. Его стихи красочны, лиричны, напевны. Именно поэтому многие стихи Есенина положены на музыку. И мы с вами знаем одну из таких песен, называется она «С добрым утром!»
(Слайды с видами села Константиново, звучит песня «С добрым утром!» в исполнении детей)
Ведущий: В детстве и юности Сергей Есенин был очень задорным и веселым юношей, часто бывал на разных праздниках, посиделках, ярмарках, принимал участие во всех развлечениях.
Выбегают два ряженных.
1-й ряженный: Расступись, честной народ,
Сюда ярмарка идёт!
2-й ряженный: На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости –
Давно вас ждут, друзья!
1-й ряженный: Собирайся народ, интересное вас ждёт!
2-й ряженный: На печи не лежи, свою удаль покажи!
(Игра «Перетяни канат»).
Ведущий: Поэт очень часто принимал участие в играх, и, почти всегда был в них заводилой.
1-й ряженный: А ну, ребята, а ну, девчата!
2-й ряженный: Выходи рядком, и играть начнём!
(Проведение русской народной игры «Гори, гори ясно»).
Ведущий: Сергей Есенин очень любил родной край и воспевал его в своем творчестве.
(слайды природы рязанского края, на фоне песни «Отговорила роща золотая»)
Звучит стихотворение: «Гой ты, Русь моя родная».
Ведущий: Поэт часто ездил за границу. Возвращаясь на родину, он всегда помнил о своих родных, односельчанах и привозил много подарков. По приезду Сергея Есенина всегда устраивали праздник, на котором играли на различных музыкальных инструментах.
(Выступление ансамбля «Ложкари»).
Ведущий: В доме Сергея Есенина часто звучали знакомые русские народные песни. Их знала и пела мама поэта – Татьяна Федоровна. О ней шла молва, как о замечательной песеннице. Каких только песен она не знала: игровые, и обрядовые, и шуточные. И Сергей Есенин, подрастая, слушал их, запоминал и подпевал.
Вот и мы сегодня споем народную песню «Бабушка кисель варила».
Ведущий: Поэт прожил короткую жизнь, но в памяти и сознании народа он жив и сегодня, время не властно над его творчеством.
Звучит аудиозапись «Мне осталась одна забава…»
Ведущий читает стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья».
Литература:
1. Александрова О.И. Художественный мир поэзии С.А. Есенина. Учебное пособие. – М.: АСТ. 2007 – 357с.
2. Алексеева М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду. Учебное пособие. – М.: Академия. 2005 – 214с.
3. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Учебник для ВУЗов. – М.: Юрайт. 2010 – 510с.
4. Музыкальный руководитель. 2005 г. №1
Вложение содержит архив с изображениями и конспектом занятия (zip, 1,2MB)
Скачать вложение