Организация психолого-педагогического сопровождения семьи в коррекционно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Автор: Езенкова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №13" муниципального образования - городской округ город КасимовДля педагогов, работающих в группах ДОУ компенсирующей направленности.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Родители являются первыми педагогами. « Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» - гласит закон Российской Федерации «Об образовании».
Поэтому в нашем детском саду работа с семьёй занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, требует особой заботы и внимания, так как состояние ребенка является психической травмой и для родителей.
Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель коррекционно-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ:
- сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
Для решения данной цели в работе поставили ряд задач:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Коррекционно-педагогическую помощь оказываем по следующим направлениям:
- диагностическое -с целью изучения воспитательного потенциала семей и организации взаимодействия;
- профилактическое - социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в семье в условиях образовательного процесса;
- информационно-просветительское - психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение родителей;
- консультативное - консультирование родителей по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам коррекции нарушений в развитии детей.
- психокоррекционное - совместная деятельность специалистов ДОУ и родителей по разработке индивидуальных образовательных маршрутов;
- социокультурное -оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, через проведение совместных с родителями мероприятий.
Обозначив этапы совместной работы педагогов и родителей, мы определили и принципы:
- не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
- находиться в партнерской позиции с родителями;
- вести конструктивный диалог «педагог-родитель».
Оказание коррекционно-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ в вопросах воспитания и обучения ребенка осуществляется всеми специалистами ДОУ: старшим воспитателем, воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, педагогом –психологом, медицинской сестрой, врачом-педиатром, врачом -неврологом.
Основываемся на реализации развивающих и коррекционных программ: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, использовании методических разработок И.А.Морозовой, М.А.Пушкаревой, Н.И. Невзоровой, В.Л. Шарохиной, Л.И.Катаевой.
Для повышения педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ используем традиционные формы взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества.
Одной из традиционных, но эффективных форм работы по педагогическому просвещению семьи детей с ОВЗ является родительское собрание. Проводим родительские собрания в форме тренинга, «круглых столов», « семейной гостиной», « КВН». Темы родительских собраний выбираем по результатам анкетирования родителей:«Мы вместе — это счастье», « Если ваш ребенок особый», «Толерантность –основа семейных отношений». Используем приемы, которые активизируют внимание родителей:вопросы «острого блюда» ( когда родитель может задать «наболевший» вопрос), минуты самоанализа (когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребёнком), работа с памятками, слово – эстафета , и др.
Так, в ходе тренинга «Почему я хороший родитель » решались многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников . Участие в тренинге помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч родители детей с ОВЗ имели возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что давало родителям ощущение того, что «они не одиноки».
Очень удобной и эффективной формой традиционного взаимодействия с родителями с считаем оформление информационных стендов, папок передвижек, из которых родители узнают о достижениях и успехах воспитанников, их жизни в детском саду и о жизни всего детского сада . Всевозможные анкетирования, опросники, тесты позволяют узнать дополнительную информацию о жизни ребенка в семье, об его интересах, увлечениях. Тематические консультации «За здоровьем- в детский сад», «Учимся, играя «и др. организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
В нашем детском саду введена новая форма работы с родителями – Общение через газету.Совместно с родителями группы один раз в квартал выпускаем газету «Новости о непоседах» , где освещаем рубрики: « Семейная страничка», «Здоровый ребенок», «Обучение и воспитание», «Конкурсы», « Вопрос -ответ» и другие. На страницах газеты родители имеют возможность поделиться своим опытом семейного воспитания, дать полезные советы, высказать свои пожелания. Читая родительскую газету, можно узнать о «секретах» воспитания в каждой семье, найти что-то интересное, присущее только этому дому, и даже получить рецепт семейного блюда.
Эффективным средством приобщения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе является проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми с участием родителей. Родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, присутствовать на занятиях. В ходе коррекционной работы с ребенком под руководством специалистов осваивают основные элементы коррекционных занятий на определенный период, получая четкие и подробные инструкции для занятий с детьми на дому. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
Наш детский сад практикует такую форму работы, как «День открытых дверей»,что позволяет родителям «прожить» целый день в детском саду вместе со своим ребенком — посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, во время приема пищи, на гимнастике «пробуждения» после дневного сна, поиграть с детьми т.д. В эти дни мы приглашаем не только родителей наших воспитанников, но и родителей с детьми не посещающих дошкольное учреждение. Педагоги проводят мастер-классы, педагогические мастерские, дискуссии, концерты, а также родители могут получить консультации специалистов.В детском саду работает Консультационный пункт для родителей и детей, не посещающих образовательные учреждения. У нас есть семьи , которые огораживают своих детей от близких, друзей, знакомых. Именно работа консультационного пункта помогает родителям сблизиться, обменяться опытом воспитания ребенка в семье, найти решение сходных семейных ситуаций.
Для повышения компетентности родителей в вопросах стандартизации образования и ознакомления с реализацией ФГОС ДО используем ИКТ-технологии. На официальном сайте детского сада с целью консультативной помощи родителям воспитанников с ОВЗ открыта страничка «Азбука советов ». На сайте ДОУ при помощи гостевой книги обеспечена обратная связь детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.
Досуговое направление в работе с родителями - самая привлекательная, востребованная, полезная форма работы с родителями детей с ОВЗ. Наши родители становятся постоянными участниками совместных праздников, конкурсов, досугов и развлечений. Участие родителей в традиционных праздниках: « Радуга друзей »,посвященного Дню инвалида, « День семьи, любви и верности», тематических утренниках помогает установить дружеские отношения между родителями и педагогами детского сада. Родители помогают с пошивом костюмов и изготовлением декораций и атрибутов. Проводя все эти мероприятия, мы поняли, что родители с большим желанием и даже с благодарностью участвуют, и с каждым годом желающих становится больше. Главное - правильно донести до родителей всю значимость таких мероприятий.
Интересной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Они дали детям возможность почувствовать радость общения с взрослыми и способствовали организации сотрудничества педагогов и родителей. Очень трогательно проходили « День друзей», « День мыльных пузырей», « День любимой игрушки», «День поделок и рисунков». Дети вместе с родителями пели песни, читали стихи, участвовали в инсценировках, дарили сотрудникам, родителям и воспитанникам подарки, сделанными своими руками.
Еще одна форма работы с родителями - это разработка и реализация совместных проектов. Разработаны проекты «В каждой семье свои традиции», «Волшебный мир сказок», участниками которых являются воспитанники, родители, специалисты. Чтобы реализовать проект «В каждой семье свои традиции», каждая семья выбрала с помощью «Волшебного мешочка» темы рассказов о своей семье: «История моей семьи», « Наши взаимоотношения в семье», «Как вы относитесь к своим родителям, так и дети будут относиться к вам», «Дети не в тягость, а в радость». На первом этапе реализации проекта проходил сбор информации и иллюстраций о своей семье. На следующем этапе все это оформлялось в виде альбома, а на завершающем этапе прошла презентация «Фото-коллаж моей семьи» с мини-рассказами родителей и детей о своей семье. Благодаря этому проекту дети и родители смогли по-иному оценить друг друга, открыть для себя новые грани личности друг друга, узнали о традициях своей семьи.
Сближению детей, родителей и воспитателей в инклюзивно-образовательном процессе ДОУ способствует использование такой формы работы как « Сундучок добрых дел». Это участие родителей в акциях «Заболела эта книжка», « Уютная группа», « Добрые дела детям», «Птицы- наши друзья» и т. д. Итогом наших акций были уголки: «Книжкин теремок», «Поделки-самоделки», «За обе щечки». Подобные мероприятия сплотили семьи, дали возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепили сотрудничество между семьей и детским садом.
В нашем детском саду в целях пропаганды ответственного отцовства, повышения роли отцов в воспитании детей, повышения социального статуса и общественного престижа отцовства создан «Совет отцов», куда входят и папы наших воспитанников. Они оказывают помощь воспитателям в проведении работы по формированию здорового образа жизни, участвуют в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование у воспитанников нравственно-волевых качеств личности, гражданственности и патриотизма, оказывает посильную помощь администрации ДОУ в организации ремонта и благоустройства детского сада и пополнения предметно-развивающей среды.
Чтобы включить родителей в образовательный процесс как активных субъектов, используем мастер-классы, проводимые не только педагогами , но самими родителями. Проведены мастер-классы «В ожидании праздника», «Песочная сказка», «Бумажная фантазия». Эти мероприятия позволяют родителю на время поставить себя на место воспитателя: преподнести материал в доступной для детей форме и при этом ответить на их многочисленные вопросы.
Дети и родители нашего сад - постоянные участники городского фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья «Поделись улыбкою своей. У нас есть и лауреаты, и победители фестиваля.
Родители и дети являются активными участниками творческих выставок, таких как: «Чудеса на огороде», «Детский сад – страна чудес» «Пасхальный сувенир», фотоконкурса «Подари улыбку миру». Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке, взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.
С целью достижения результата сотрудничества нами был создан родительский клуб «Семейный очаг». Название родительского клуба говорит само за себя. А девизом родительского клуба стали следующие строки: «Семейный очаг», став родителям другом, детишкам поможет бороться с недугом. В рамках работы родительского клуба для родителей проводятся лекции, семинары, беседы, где их знакомят с особенностями развития детей и ухода за ними, формируют понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, обучают методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом индивидуальных особенностей ребенка. У семейного очага в теплой и уютной обстановке, за чашечкой чая, папы и мамы, бабушки и дедушки делятся своим опытом семейного воспитания. Ведь у каждого родителя свой опыт воспитания, у одних меньший, у других больший. В воспитании всегда важен результат. В нашем клубе царит атмосфера искренности и взаимопонимания. Реализуя программу родительского клуба «Семейный очаг» в октябре в детском саду проводились «Осенние встречи». Темой встречи этого года с родителями детей группы стал разговор об особенности сенсомоторного развития детей с ОВЗ. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
В своей работе мы используем современную форму совместной деятельности педагогов, родителей и детей, которая называется флешмоб. Он помогает родителям детей с ОВЗ раскрыть родителей с эмоциональной стороны. Дети же в танце же могут выразить себя творчески, а могут и просто выплеснуть свои эмоции, избавившись, таким образом, от плохого настроения. Ведь всё что мы делаем для детей – от души, от чистого сердца и только с добром!
Таким образом, специалисты и воспитатели создают установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. Опыт детского сада по организации коррекционно-педагогической помощи родителям показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-образовательный процесс позволяет не только корригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество. Если взрослые люди начинают задумываться о своих воспитательных воздействиях, пытаются установить контакт с ребенком, следовать рекомендациям педагога – значит, мы добились своей цели, труд наш не напрасен.
Скачать вложение