Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Автор: Абдусаламова Марзият Курбановна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 34», г. РязаньКонспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Цель: учить детей пересказывать рассказ близко к тексту.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»;
-
формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.
Развивающие:
-
развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций;
-
упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.
Воспитательные:
-
воспитывать культуру речевого общения;
-
воспитывать самоконтроль за речью;
-
воспитывать интерес к детской литературе.
Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.
Оборудование: игрушечная удочка, рыбки, бассейн, иллюстрации, телевизор.
Ход занятия:
Мотивационно – организационный этап:
Воспитатель:
- Ребята, встали все в круг. Улыбнулись друг другу и мне. У вас хорошее настроение и у меня тоже.
А скажите, кто из вас знает, что такое рыбалка? А кто-нибудь из вас был на рыбалке? Хотите порыбачить?
Рыбки-то не простые, у них тут какие-то задания написаны. (Дети удочками вылавливают рыбок из игрушечного бассейна магнитной удочкой, у каждой рыбки задания для детей).
1-я рыбка. Каких морских рыб вы знаете? (Лосось, форель, рыба – меч, акула, бычки, кальмары, сельдь морская, тунец и т.д.)
2-я рыбка. Каких речных рыб вы знаете? (Окунь, лещ, сазан, карп, ерш, карась, судак и т.д.)
3-я рыбка. Угадайте, как называется эта рыбка? (Показываю картину «Ерш»)
- Какая это рыбка?
- Как вы думаете, почему эту рыбку назвали ершом? (Обсуждение с детьми.)
4-я рыбка. А эта рыбка хочет послушать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».
А вы хотите послушать рассказ «Первая рыбка», который написал Е. Пермяк? Тогда садитесь на стульчики и слушайте внимательно.
Чтение рассказа «Первая рыбка».
Беседа по вопросам:
- О ком говорится в этом рассказе? (В этом рассказе говорится о мальчике Юре.)
- В какой семье жил Юра? (Юра жил в дружной семье.)
- Куда отправилась Юрина семья? (Юрина семья отправилась на рыбалку.)
- Что вам особенно понравилось в рассказе? (Мне в рассказе понравилось, как Юра поймал первую рыбку и т.п.)
- Как называется суп, который варят из рыбы? - выставляю картину
(Суп который варят из рыбы называется уха.)
- Почему все стали хвалить уху? (Все стали хвалит уху, потому что хотели похвалить Юру с его первым уловом.)
- Чему радовался Юра? (Юра радовался тому, что и его рыбка была в ухе.)
- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)
- Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то большущий ершище, то крохотный ершишка?
(Рыбку в рассказе называют по-разному, потому что когда шутили, то хотели похвалить Юрин улов.)
Повторное чтение рассказа воспитателем с установкой на запоминание.
Ориентировочный этап:
Пересказ рассказа детьми. Ребята, рассказывать будете по заданному плану:
- Один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку.
- Второй о том, как варили уху.
- А третий о том, какие чувство испытывал Юра.
Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по картинному плану.
Анализ рассказа детьми совместно с воспитателем.
- Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?
- Все ли они рассказали?
- О чем не рассказали?
Подведение итога воспитателем.
- Следующее задание будет сложнее: нужно быть предельно внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его (пересказы детей).
Анализ рассказа воспитателем.
Далее предлагается пересказать рассказ одному ребенку по желанию.
Физминутка.
А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.
Вот плывет большая рыба, Плавниками шевеля. |
Дети ходят по помещению, плавно покачивая опущенными руками, ритмично произнося текст. |
Чешуя ее сверкает, Словно золотом горя. |
|
А глаза ее большие |
Соединяют пальцы рук в «бинокль» и подносят его к глазам. |
И не видят лодку, папу, леску, удочку, меня. |
Загибают пальцы на руке. |
Рыбка, ты не уплывай, |
Качают головой из стороны в сторону. |
Моего червя хватай! |
Держа «удочку» двумя руками, закидывают «крючок». |
Рыба хлопнула хвостом |
Хлопают один раз в ладоши. |
И к себе уплыла в дом. |
Разворачиваются и идут по помещению, плавно покачивая опущенными руками. |
Д/и «Скажи наоборот». Ребята, а как вы думаете в какой воде любят жить рыбки?
А давайте поиграем?
Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:
Прозрачная - мутная
Горячая - холодная
Сырая -кипяченая
Соленая- пресная
Грязная - чистая
Молодцы ребята!
Рефлексия:
Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим.
-Что мы с вами сегодня делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вызвало затруднение?
Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.
Спасибо, молодцы.
Ерш - имеет своеобразный внешний вид с наличием очень колючих плавников, что защищает его от хищников. Ерш любит чистую воду, но в зависимости от среды обитания может менять свой оттенок. Ерш предпочитает находиться на глубине, так как не любит солнечного света.
Рассказ «Первая рыбка», Е. А. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать: оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома. А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Литература:
1. Ушакова О.С., Развитие речи. Методические рекомендации к программе «Мир открытий». Игры и конспекты занятий. Старшая группа детского сада. – М,: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2018.
2. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Скачать вложение