Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Автор: Субботина Елена Владимировна, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 146» р.п. Тума Рязанской областиЗанятие для детей 5-6 лет по речевому развитию. (Из опыта работы)
Возраст детей: дети 5-6 лет.
Цель:
- способствовать развитию связной монологической речи посредством пересказа произведения,- способствовать закреплению умения составлять сложные предложения и умению выстраивать диалог;
- способствовать воспитанию умения соблюдать очерёдность, участвуя в коллективном пересказе.
Задачи:
- создать условия для речевой активности детей, посредством демонстрации иллюстраций сказки с использованием ИКТ;- организовать практическую деятельность детей, направленную на умение составлять сложные предложения, выстраивать диалог;
- организовать рефлексивную оценку детьми своих действий;
- создать условия для обогащения словарного запаса детей.
Материал и оборудование: ноутбук с иллюстрациями сказки, недорисованные картинки с изображением петуха, лисы, зайца, маски зайца и лисы, костюм сказочницы.
Словарная работа: активизация слов: ледяная, избушка, печка и т д . Обогащение словаря: лубяная, посечи, пуще.
Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, загадки о животных, драматизация с помощью кукол.
Ход занятия:
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей. Возможные ответы детей. |
Расположение детей. |
1. Мотивационно -организационый |
К детям приходит сказочница и просит их помочь. Стала она старенькая, не может узнать сказку. На экране появляется загадка о герое сказки. |
Дети согласны помочь.
|
Свободно в группе.
|
Отгадывание загадки. Просмотр отгадок по ноутбуку. Как вы думаете, почему сказка называется «Заюшкина избушка»? |
|
Распологаются вокруг педагога. И экрана ноутбука. | |
Пересказ сказки по цепочке, опираясь на просмотр иллюстраций по ноутбуку. |
Помощь друг другу.
|
| |
Как лиса попала к зайчику в избушку? Почему он не хотел её пускать? Что же произошло дальше? Кто хотел помочь зайчику? Почему у них не получилось? |
Беседа воспитателя с детьми. |
| |
2 Практическая |
Речевая игра . Инсценировка эпизода сказки. Ролевой диалог. Ребята, давайте выберем зайчика и лису. Как вы думаете, каким мог быть зайка в начале сказки? А лиса? Как попрасилась лиса к зайке жить? |
Игровая деятельность.
|
Свободно стоят.
|
Предложить детям дорисовать героев сказки. Лиса на печке. Петух с ко- сой. |
Инсценировка детьми эпизода сказки с помощью масок. Диалог детей друг с другом в парах. |
Садятся на стульчики. Садятся за столы. Выполняют задание. | |
3 Рефлексивная (итоговая). |
Вопросы педагога:Чем мы сегодня с вами занимались? Кому мы помогали? Какое задание самое интересное? Самое сложное? Ребята, кто же главный герой в этой сказке-лиса или заяц? Как бы вы назвали эту сказку по-другому? Ребята, посмотрите, у меня есть сказочный сундучок. В нем есть еще маски и восковые мелки! Вы можете надеть маски и поиграть в сказку, а карандашами вы можете нарисовать героев сказки. |
Ответы детей. |
|
Литература:
Большева Т. В. Учимся по сказке. Спб. Детство Пресс, 2001.
Баряева Л. Б., Венечкина И.Г. Театрализованные игры — занятия. Спб. Детство Пресс, 2001.
Приложение №1.
Загадки:
Маленький, пушистый,
По лесочку прыг-прыг
По снежочку тык-тык.
Заяц.
Хитрая плутовка
Зайчиков пугает,
Хвостом следы заметает!
Лиса.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Спит под крылечком,
Хвост колечком!
Собака.
Ночью воет он в лесу:
«Я ягненка унесу-у-у!»
В зайцах тоже знает толк.
Злой, голодный, серый...
Волк.
Зимой спит.
Летом ульи ворошит.
Медведь.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Рано-рано по утру
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Петух.
Вопросы:
О ком говорится в этой сказке?
Как вы думаете, почему наша сказка называется «Заюшкина избушка?»
Какая избушка была у лисы?
А у зайца?
Как попала лиса к зайчику в избушку?
Почему он не хотел ее пускать?
Что же произошло дальше?
Пересказ сказки по цепочке.
Ребята, а вы беспокоились о зайчике?
Как бы вы назвали эту сказку по-другому?
Речевая игра.
Ребята, я называю диких животных — вы кружитесь вокруг себя, домашних животных — поднимаете обе руки вверх.
Слова: кот, волк, корова, собака, медведь, белка, воробей, лось, берёза.
Задание-ловушка.
Ребята а у меня есть маски героев сказки.
Давайте покажем какой был зайка, когда его выгнала лиса из дома. Кто хочет быть зайкой?
Кого первого встретил зайка?
Кто потом пытался помочь зайчику?
Кто прогнал лису?
Посмотрите, на столах лежит рисунок героя сказки, но он не дорисован. Как узнать , что не дорисовал художник.?
(У петуха — сагоги, косу)
Давайте разделимся на пары. Саша дорисует петуху косу, а Варя — сапоги.
Ребята,а кто главный герой сказки — лиса или заяц? Почему? Как бы вы назвали сказку по другому эту сказку?
Чем мы с вами сегодня занимались? Кому мы помогали? Какое задание самое интересное? Почему? Самое сложное?
Перспектива. У сказочницы волшебный сундучок, в нем разноцветные краски, мелки. Ребята вы можете нарисовать героя сказки, который вам понравился.
Скачать вложение