Почему важно раннее речевое развитие?
Автор: Слётова Ирина Ивановна, учитель-логопед, МБДОУ" детский сад № 1 "Светлячок", г.Скопин, Рязанская областьСоветы родителям детей дошкольного возраста
Современные дети даже в условиях семьи испытывают дефицит «живого общения» – оно замещается виртуальным. Просмотр мультфильмов уже не так актуален, как несколько лет назад. К услугам маленьких пользователей разнообразные гаджеты, которыми детвора виртуозно начинает пользоваться, как только может удержать в руках. К сожалению, большинство игр обладает удручающе низким развивающим потенциалом, в том числе, коммуникативным. В результате, у детей, которые увлекаются компьютерными играми, в той или иной степени нарушаются все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая.
Замедление речевого развития является одной из проблем, вызывающих тревогу специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста. В детские сады все чаще приходят дети с ограниченным словарным запасом, несформированным звукопроизношением и несоответствующим возрасту уровнем развития лексико-грамматической стороны речи. Логопеды, работающие в специализированных детских садах, отмечают все более частое поступление безречевых детей двух-четырех лет, детей, речевое развитие которых ограничено использованием нескольких лепетных слов. У таких детей нарушено и понимание обращённой речи: часто оно ограничено условиями знакомой ситуации.
Системное недоразвитие речи формируется в раннем детстве, но часто не только родители, но и специалисты относятся к этому факту с определенной долей легкомыслия, откладывая начало коррекционной работы на 4-х – 5-летний возраст. При том, что раннее начало логопедических занятий позволяет, в большинстве случаев, уменьшить степень и выраженность дефекта и компенсировать речевое недоразвитие. А низкий уровень речевого развития, сохранившийся к моменту начала дошкольного образования, может привести к существенному ограничению свойственных для этого возраста возможностей психического развития ребенка – интенсивного формирования его познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Речь человека развивается до состояния совершенного инструмента мышления и общения в течение длительного времени. Процесс развития может быть представлен в виде отдельных этапов, каждый из которых базируется на результатах предыдущего и является необходимым условием последующего. Временные (возрастные) границы этапов подвержены значительным индивидуальным колебаниям, в отдельные периоды развитие речи может замедляться, временно приостанавливаться или даже подвергаться обратимому регрессу. Поэтому, для определения нормативности, большое значение имеет последовательность этапов, порядок появления характеристик и новообразований речи.
Перечислим факторы, которые обеспечивают своевременное и полноценное развитие речи у ребенка дошкольного возраста.
Фактор № 1 – внутренний.
Для того, чтобы ребенок научился воспринимать человеческую речь, должно завершиться формирование центральной нервной системы. К 2-3-х летнему возрасту завершается миелинизация проводящих путей, достигается определенная степень функциональной зрелости корковых анализаторов. В более поздние сроки окончательно созревают и развиваются нервные центры, осуществляющие координацию речевой деятельности. При наличии благоприятных внешних условий эти процессы сопровождаются возникновением и закреплением речевых проявлений, которые относятся к фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонам речи.
Фактор № 2 – внешний.
Обязательным условием нормального речевого развития является непрерывный, постоянно усложняющийся процесс общения ребенка и окружающих его людей (вначале взрослых, а затем и других детей). Если такое общение ограничено или отсутствует, речевое развитие протекает с нарушениями или полностью отсутствует (феномен детей-маугли).
Дополнительными условиями формирования речи являются активная познавательная деятельность ребенка и развитие его двигательной системы, в первую очередь, так называемой мелкой моторики.
Нужда в специальном средстве, с помощью которого может быть установлен контакт с внешним миром, возникает у человека с первых минут жизни. Дело в том, что у высших млекопитающих, к которым относится Homo sapiens, детеныш на протяжении определенного времени зависит от опеки другого живого существа – без этого его выживание невозможно. Ребенок нуждается, как минимум, в пище, тепле и гигиене. О необходимости удовлетворения этих потребностей малыш сигнализирует с помощью крика. Эта фонация доступна человеку с момента рождения. Во время крика ребенок дышит определенным образом: происходит короткий вдох и удлиненный выдох. Считается, что крик развивает моторику речевого аппарата – его дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Уже новорожденному свойственны не только рефлекторные, но и эмоциональные реакции. С одной стороны, крик (плач) приобретает эмоциональную окраску – ребенок научается подавать дифференцированные сигналы о своих потребностях, и внимательная, заботливая мать безошибочно определяет причину плача. С другой стороны – появляется реакция на голос и интонацию: эмоциональная (изменение мимики; успокоение или, наоборот, усиление плача), а затем и двигательная (слежение глазами, поворот головы). Ребенок узнает голос близких взрослых (тех, кто постоянно с ним общается).
В возрасте 2-х месяцев ребенок готов к произнесению первых, неопределенно артикулируемых, звуков и их сочетаний. Начинается «лепетный» период развития речи. Самые первые – короткие – звуки называют «гуканьем». Затем появляются звуки, которые взрослый воспринимает как цепочки гласных (а, у, о). Певучие гласные могут сочетаться со звуками, напоминающими согласные. Этот звуковой феномен получил название «гуления». Гуление непроизвольно (звуки «произносятся при артикуляции»), выражает положительные эмоции (в первую очередь, эмоцию радости), имеет выраженную интонационную окраску.
Собственно, лепет, напоминающий повторяющиеся слоги, появляется в возрасте 3-4-5 месяцев. В процессе лепета упражняются голосовые связки, происходит своеобразное знакомство ребенка со своими слуховыми и артикуляционными возможностями.
Пятимесячный ребенок пытается артикулировать, причем эти движения носят подражательный характер. Второе полугодие жизни «посвящено» попыткам произнесения отдельных слогов; «именованию» предметов или действий определенными звукосочетаниями. В 10-11 мес. появляется реакция на слова без ориентации на интонацию (по сути, их узнавание). И на рубеже первого-второго года жизни ребенок может произнести свое первое слово.
Сроки развития фонемной речи индивидуальны и отличаются вариативностью. На данном этапе уже можно оценивать показатели речевого развития – число произносимых звуков, слогов, слов и динамику увеличения количественного показателя; отчетливость и правильность произнесения; активность речевой деятельности. Большую роль в этом играет общее развития ребенка, состояние его здоровья, состояние артикуляционного аппарата, его готовность к активному функционированию. Есть данные о том, что для мальчиков характерно более позднее речевое развитие.
Произнесение первых слов не означает, что процесс освоения фонетико-фонематической стороны речи завершен. Развитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия продолжается на протяжении дошкольного детства, завершаясь, у большинства детей, к 5 годам. Совершенствование фонематических процессов выражается в том, что дети уверенно распознают звуки в речевом потоке, в том числе, дифференцируют фонемы, близкие по звучанию; подбирают слова на заданные звуки; могут различить изменение громкости и темпа речи. Произносительная сторона речи характеризуется способностью безошибочного произношения всех звуков и слов с различной слоговой структурой.
Освоение лексико-грамматической стороны речи означает:
Речь другого человека воспринимается «на слух». Поэтому, прежде всего обращают внимание на то, правильно ли ребенок произносит отдельные звуки и слова в целом. Также оценивается просодическая сторона речи: насколько разборчиво, внятно и эмоционально ребенок говорит. Непосредственное восприятие позволяет оценить степень развития грамматической стороны речи: правильное (или неправильное) использование падежных окончаний и глагольных форм, умение строить предложения. В процессе специально организованного наблюдения может быть получена информация о словаре, которым располагает ребенок. Соотношение активного и пассивного словарного запаса (слова используемые и слова понимаемые) составляет от 1:10 до 1:20.
Но речь – это не просто набор произносимых слов, а умение с помощью этого набора организовать общение. И состояние речи необходимо оценивать, исходя из ее основной – коммуникативной – функции. Например, у ребенка из-за врожденных особенностей нарушена артикуляция (произношение) отдельных звуков, и его речь воспринимается как неразборчивая, невнятная. Но он стремится к общению: активно говорит, выражает эмоции и мысли, задает вопросы и отвечает на вопросы, задаваемые ему, комментирует свои и чужие действия. И противоположный вариант: ребенок правильно произносит все звуки, имеет соответствующий возрасту словарный запас, но окружающие люди не вызывают у них интереса, и главной проблемой становится несформированность навыка речевого общения, так как определяющая его потребность отсутствует.
Любая коммуникация предполагает, прежде всего, способность принять сигнал, с последующим декодированием и распознанием, и только потом осуществить ответную передачу сигнала, предварительно закодировав его особым образом. Соответственно, речь, как вербальный коммуникатор, состоит из двух подсистем – воспринимающей и передающей, которые получили название импрессивной и экспрессивной речи. Соотношение их развития во времени может быть определено следующим образом: «от понимания речи взрослых к собственной мысли и собственному слову».
Представление о том, каким образом и в каком возрасте ребенок начинает воспринимать речь, базируется на следующих утверждениях:
Существует и другая точка зрения на проблему восприятия речи в младенческом возрасте. Еще в 80-х годах ХХ века А. Де Каспер провел эксперименты, которые убедительно продемонстрировали: уже на 7-8-м месяцах внутриутробного развития ребенок способен реагировать на сложные речевые воздействия. А. Кристоф и Дж. Мортон показали в исследованиях, что младенцы воспринимают ритмические особенности родного языка. Ж. Веркер и соавторы представили убедительные доказательства того, что в возрасте 6-8 месяцев чувствительность ребенка к языкам является максимальной, снижаясь к 9-10 месяцу жизни.
Итак, первые 10 месяцев жизни имеют решающее значение для реализации генетической программы формирования речи, несмотря на то, что в этот период физиологические возможности ребенка недостаточны для полноценного говорения. Из этого следует, что раннее речевое развитие необходимо. Но заключается оно, как это не парадоксально звучит, не в том, чтобы ребенок как можно быстрее научился произносить как можно больше слов. А в том, чтобы он как можно больше слышал слов, произнесенных взрослым!
Замедление речевого развития является одной из проблем, вызывающих тревогу специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста. В детские сады все чаще приходят дети с ограниченным словарным запасом, несформированным звукопроизношением и несоответствующим возрасту уровнем развития лексико-грамматической стороны речи. Логопеды, работающие в специализированных детских садах, отмечают все более частое поступление безречевых детей двух-четырех лет, детей, речевое развитие которых ограничено использованием нескольких лепетных слов. У таких детей нарушено и понимание обращённой речи: часто оно ограничено условиями знакомой ситуации.
Системное недоразвитие речи формируется в раннем детстве, но часто не только родители, но и специалисты относятся к этому факту с определенной долей легкомыслия, откладывая начало коррекционной работы на 4-х – 5-летний возраст. При том, что раннее начало логопедических занятий позволяет, в большинстве случаев, уменьшить степень и выраженность дефекта и компенсировать речевое недоразвитие. А низкий уровень речевого развития, сохранившийся к моменту начала дошкольного образования, может привести к существенному ограничению свойственных для этого возраста возможностей психического развития ребенка – интенсивного формирования его познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Речь человека развивается до состояния совершенного инструмента мышления и общения в течение длительного времени. Процесс развития может быть представлен в виде отдельных этапов, каждый из которых базируется на результатах предыдущего и является необходимым условием последующего. Временные (возрастные) границы этапов подвержены значительным индивидуальным колебаниям, в отдельные периоды развитие речи может замедляться, временно приостанавливаться или даже подвергаться обратимому регрессу. Поэтому, для определения нормативности, большое значение имеет последовательность этапов, порядок появления характеристик и новообразований речи.
Перечислим факторы, которые обеспечивают своевременное и полноценное развитие речи у ребенка дошкольного возраста.
Фактор № 1 – внутренний.
Для того, чтобы ребенок научился воспринимать человеческую речь, должно завершиться формирование центральной нервной системы. К 2-3-х летнему возрасту завершается миелинизация проводящих путей, достигается определенная степень функциональной зрелости корковых анализаторов. В более поздние сроки окончательно созревают и развиваются нервные центры, осуществляющие координацию речевой деятельности. При наличии благоприятных внешних условий эти процессы сопровождаются возникновением и закреплением речевых проявлений, которые относятся к фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонам речи.
Фактор № 2 – внешний.
Обязательным условием нормального речевого развития является непрерывный, постоянно усложняющийся процесс общения ребенка и окружающих его людей (вначале взрослых, а затем и других детей). Если такое общение ограничено или отсутствует, речевое развитие протекает с нарушениями или полностью отсутствует (феномен детей-маугли).
Дополнительными условиями формирования речи являются активная познавательная деятельность ребенка и развитие его двигательной системы, в первую очередь, так называемой мелкой моторики.
Нужда в специальном средстве, с помощью которого может быть установлен контакт с внешним миром, возникает у человека с первых минут жизни. Дело в том, что у высших млекопитающих, к которым относится Homo sapiens, детеныш на протяжении определенного времени зависит от опеки другого живого существа – без этого его выживание невозможно. Ребенок нуждается, как минимум, в пище, тепле и гигиене. О необходимости удовлетворения этих потребностей малыш сигнализирует с помощью крика. Эта фонация доступна человеку с момента рождения. Во время крика ребенок дышит определенным образом: происходит короткий вдох и удлиненный выдох. Считается, что крик развивает моторику речевого аппарата – его дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Уже новорожденному свойственны не только рефлекторные, но и эмоциональные реакции. С одной стороны, крик (плач) приобретает эмоциональную окраску – ребенок научается подавать дифференцированные сигналы о своих потребностях, и внимательная, заботливая мать безошибочно определяет причину плача. С другой стороны – появляется реакция на голос и интонацию: эмоциональная (изменение мимики; успокоение или, наоборот, усиление плача), а затем и двигательная (слежение глазами, поворот головы). Ребенок узнает голос близких взрослых (тех, кто постоянно с ним общается).
В возрасте 2-х месяцев ребенок готов к произнесению первых, неопределенно артикулируемых, звуков и их сочетаний. Начинается «лепетный» период развития речи. Самые первые – короткие – звуки называют «гуканьем». Затем появляются звуки, которые взрослый воспринимает как цепочки гласных (а, у, о). Певучие гласные могут сочетаться со звуками, напоминающими согласные. Этот звуковой феномен получил название «гуления». Гуление непроизвольно (звуки «произносятся при артикуляции»), выражает положительные эмоции (в первую очередь, эмоцию радости), имеет выраженную интонационную окраску.
Собственно, лепет, напоминающий повторяющиеся слоги, появляется в возрасте 3-4-5 месяцев. В процессе лепета упражняются голосовые связки, происходит своеобразное знакомство ребенка со своими слуховыми и артикуляционными возможностями.
Пятимесячный ребенок пытается артикулировать, причем эти движения носят подражательный характер. Второе полугодие жизни «посвящено» попыткам произнесения отдельных слогов; «именованию» предметов или действий определенными звукосочетаниями. В 10-11 мес. появляется реакция на слова без ориентации на интонацию (по сути, их узнавание). И на рубеже первого-второго года жизни ребенок может произнести свое первое слово.
Сроки развития фонемной речи индивидуальны и отличаются вариативностью. На данном этапе уже можно оценивать показатели речевого развития – число произносимых звуков, слогов, слов и динамику увеличения количественного показателя; отчетливость и правильность произнесения; активность речевой деятельности. Большую роль в этом играет общее развития ребенка, состояние его здоровья, состояние артикуляционного аппарата, его готовность к активному функционированию. Есть данные о том, что для мальчиков характерно более позднее речевое развитие.
Произнесение первых слов не означает, что процесс освоения фонетико-фонематической стороны речи завершен. Развитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия продолжается на протяжении дошкольного детства, завершаясь, у большинства детей, к 5 годам. Совершенствование фонематических процессов выражается в том, что дети уверенно распознают звуки в речевом потоке, в том числе, дифференцируют фонемы, близкие по звучанию; подбирают слова на заданные звуки; могут различить изменение громкости и темпа речи. Произносительная сторона речи характеризуется способностью безошибочного произношения всех звуков и слов с различной слоговой структурой.
Освоение лексико-грамматической стороны речи означает:
- Формирование словаря, который состоит из слов для обозначения предметов, явлений, действий, признаков окружающей действительности.
- Формирование умения изменять слова и образовывать слова (морфологический уровень).
- Формирование умения, направленного на составление предложений, с правильным согласованием грамматических форм (синтаксический уровень).
Речь другого человека воспринимается «на слух». Поэтому, прежде всего обращают внимание на то, правильно ли ребенок произносит отдельные звуки и слова в целом. Также оценивается просодическая сторона речи: насколько разборчиво, внятно и эмоционально ребенок говорит. Непосредственное восприятие позволяет оценить степень развития грамматической стороны речи: правильное (или неправильное) использование падежных окончаний и глагольных форм, умение строить предложения. В процессе специально организованного наблюдения может быть получена информация о словаре, которым располагает ребенок. Соотношение активного и пассивного словарного запаса (слова используемые и слова понимаемые) составляет от 1:10 до 1:20.
Но речь – это не просто набор произносимых слов, а умение с помощью этого набора организовать общение. И состояние речи необходимо оценивать, исходя из ее основной – коммуникативной – функции. Например, у ребенка из-за врожденных особенностей нарушена артикуляция (произношение) отдельных звуков, и его речь воспринимается как неразборчивая, невнятная. Но он стремится к общению: активно говорит, выражает эмоции и мысли, задает вопросы и отвечает на вопросы, задаваемые ему, комментирует свои и чужие действия. И противоположный вариант: ребенок правильно произносит все звуки, имеет соответствующий возрасту словарный запас, но окружающие люди не вызывают у них интереса, и главной проблемой становится несформированность навыка речевого общения, так как определяющая его потребность отсутствует.
Любая коммуникация предполагает, прежде всего, способность принять сигнал, с последующим декодированием и распознанием, и только потом осуществить ответную передачу сигнала, предварительно закодировав его особым образом. Соответственно, речь, как вербальный коммуникатор, состоит из двух подсистем – воспринимающей и передающей, которые получили название импрессивной и экспрессивной речи. Соотношение их развития во времени может быть определено следующим образом: «от понимания речи взрослых к собственной мысли и собственному слову».
Представление о том, каким образом и в каком возрасте ребенок начинает воспринимать речь, базируется на следующих утверждениях:
- в раннем периоде речевого развития понимание речи основано на совпадении зрительного восприятия предметов, действий с ними и их словесном назывании и имеет условно-рефлекторную природу;
- понимание речи невозможно без знания значения слов или умения хотя бы соотносить слова с элементами ситуации.
Существует и другая точка зрения на проблему восприятия речи в младенческом возрасте. Еще в 80-х годах ХХ века А. Де Каспер провел эксперименты, которые убедительно продемонстрировали: уже на 7-8-м месяцах внутриутробного развития ребенок способен реагировать на сложные речевые воздействия. А. Кристоф и Дж. Мортон показали в исследованиях, что младенцы воспринимают ритмические особенности родного языка. Ж. Веркер и соавторы представили убедительные доказательства того, что в возрасте 6-8 месяцев чувствительность ребенка к языкам является максимальной, снижаясь к 9-10 месяцу жизни.
Итак, первые 10 месяцев жизни имеют решающее значение для реализации генетической программы формирования речи, несмотря на то, что в этот период физиологические возможности ребенка недостаточны для полноценного говорения. Из этого следует, что раннее речевое развитие необходимо. Но заключается оно, как это не парадоксально звучит, не в том, чтобы ребенок как можно быстрее научился произносить как можно больше слов. А в том, чтобы он как можно больше слышал слов, произнесенных взрослым!
Литеоатура
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 443с.
2. Астахова Л. Б. Вариативные модели логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. – 2016. – №3. – С.101-106.
3. Пережигина, Н. В. Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004. – 98 с.
4. Пинкер, С. Язык как инстинкт : пер. с англ. / С. Пинкер ; общ. ред. В. Д. Мазо. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 456 с.
5. Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.: ил.
Вложений нет
Скачать вложение