Поможем ежику обрести друзей
Автор: Прохина Галина Александровна, Четыркина Светлана Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №105» г. РязаньКонспект занятий НОД по рисованию в средней группе.
Цель: закрепить способы рисования ежа с помощью нетрадиционных техник (тычком жесткой кистью, смятой бумагой, ватной палочкой).
Задачи:
1. Организовать практическую деятельность детей с использованием различных нетрадиционных техниках рисования (тычком жесткой кистью, смятой бумагой, ватной палочкой).
2. Создать условия для развития творческих способностей, внимания.
3. Воспитывать эстетически - нравственное отношение к природе,
Предварительная работа: Беседа о жизни ежей в осенний период. Рассматривание картин с изображением ежей. Чтение сказки «Зачем ёжику колючки». Лепка «Ёжик - Ежович».
Материалы и оборудование: листы бумаги с нарисованным контуром ёжика, гуашь, жёсткие кисточки №6, подставки для кисточек, ватные палочки, влажные салфетки, бумага на каждого ребёнка, магнитофон, искусственная ёлочка, картинка с изображением ежа или его макет, три корзинки, кленовые листья из картона красного, желтого, оранжевого цвета.
Ход НОД
1. Мотивационный этап
Воспитатель: Дети, сегодня я вас приглашаю пойти на прогулку в осенний лес.
Встаньте друг за другом и идите за мной по тропинке.
- Тихо, слышите, кто-то шуршит? (раздаётся шорох).
- Под ёлочкой кто-то спрятался.
- Дети, отгадайте загадку и узнайте кто это. (Воспитатель загадывает загадку).
Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Дети: Ёжик!
Воспитатель: Правильно, это ёжик.
- Дети, давайте вспомним, как выглядит ёжик.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Мордочка у ежа, какая?
Дети: Маленькая, с вытянутым носом.
Воспитатель: Глазки, какие у ёжика?
Дети: Чёрные, маленькие.
Воспитатель: Лапы у него какие?
Дети: Короткие с маленькими коготками.
Воспитатель: Ребята, а тело ежика чем покрыто?
Дети: Иголками.
Воспитатель: Зачем ежику нужны иголки?
Дети: Иголки спасают его от врагов (лисы, волка). С помощью иголок ёжик переносит сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.
Воспитатель: Ребята, хотите помочь ёжику собрать листья?
Дети: Да!
Воспитатель: Листья мы будем собирать в корзинки. Красные листики положим в красную корзинку, жёлтые листики в жёлтую корзинку, оранжевые листики положим в оранжевую корзинку (игра «Собери листья в корзинки по цвету»).
Воспитатель: Ребята, этот ёжик совсем один живёт в осеннем лесу и ему скучно. Давайте мы для него нарисуем много друзей ежат, и ему будет весело. Но сначала погуляем по осеннему лесу.
Физкультминутка.
Под огромную сосной, (Дети бегут за воспитателем).
На полянке на лесной,
Куча листьев где лежит,
Ёж с ежатами бежит.
Мы вокруг всё оглядим, (Делают повороты головой в стороны)
На пенёчках посидим. (Приседают).
А потом все дружно спляшем,
Вот так ручками помашем. (Дети кружатся и машут руками).
Помахали, покружились
И домой заторопились.
- Ребята, теперь пора нарисовать друзей для ежа, я приглашаю вас подойти к столам.
3. Исполнительский этап
Воспитатель: Дети, посмотрите, у каждого из вас лежит лист с нарисованным ёжиком, но вместо иголок у ёжика нарисован контур. Иголки мы будем рисовать жёсткой кисточкой.
- Как называется этот способ?
Дети: Тычком.
- Давайте вспомним, как мы будем держать кисточку, как у нас будет двигаться кисточка, где мы сначала будем рисовать иголки?
(Воспитатель вместе с детьми повторяет алгоритм рисования тычком жёсткой кисточки). Дети сначала обводят контур пальцем, затем выполняют тычки жёсткой кисточкой с краской по контуру, а потом внутри контура. Рука опирается на локоть, кисточка держится тремя пальцами выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения.
- Ребята, носик и глазки ёжику предлагаю нарисовать ватной палочкой, а осенние листья смятой бумагой.
- Чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем для них гимнастику и приготовим смятую бумагу.
Пальчиковая гимнастика.
Лист бумаги мы сминаем, (Сминаем лист бумаги).
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем, (Смятый лист бумаги катаем в шарик).
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать,
Будем мы им рисовать.
- Теперь можно начать рисовать (звучит спокойная музыка).
- Сядьте удобно, спину выпрямите, ноги поставьте прямо, голову низко не наклоняйте. (Дети рисуют. Воспитатель наблюдает, оказывает необходимую помощь).
- Ребята, кто закончил рисовать, наведите порядок на своём столе, задвиньте стул и несите работы мне. (Воспитатель размещает работы детей на магнитной доске, дети рассматривают выставку).
4. Рефлексивный этап
Какие красивые у вас получились ёжики! А вам нравится, каких друзей вы нарисовали для лесного ёжика?
5. Перспективный этап
Ребята, каким способом вы нарисовали иголки ёжикам?
С помощью чего вы нарисовали глазки, носик?
Каким способом нарисовали осенние листья?
- Молодцы ребята, спасибо вам. Когда рисунки высохнут, мы отнесём их ёжику в осенний лес.
Литература:
1. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.- 64 с.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.
Скачать вложение