Посмотри на мир чужими глазами
Автор: Прошина Алла Константиновна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 85»,г. РязаньКонспект НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы.
Цель: организовать речевую деятельность детей, направленную на формирование умений составлять творческий рассказ.
Задачи:
Коррекционно-обучающие :
Коррекционно-обучающие :
- организовать речевую деятельность детей, направленную на формирование детей составлять творческий рассказ от имени, взятого на себя образа;
- активно использовать накопленную информацию прошлого опыта и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях в холодный и тёплый период.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать активизации творческого мышления приемом личной аналогии;
- способствовать выработке навыка употреблять простые распространенные предложения и сложные предложения в речи;
- способствовать формированию навыков общения в процессе диалога со взрослым;
- способствовать развитию воображения и фантазии детей, используя ТРИЗ-технологии;
- способствовать развитию мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать воспитанию умения внимательно слушать рассказы товарищей, дополнять ответы, не перебивая друг друга;
- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, активности.
Оборудование: презентация «Обучение творческому рассказыванию в подготовительной группе».
Ход занятия:
1. Вводная часть: игра ТРИЗ «Хорошо – плохо»
Логопед: Зима – это хорошо?
Дети: игры со снегом, отдыхает природа, накапливается вода в земле, красиво, чистый воздух, новогодний праздник, каникулы.
Логопед: Зима – это плохо?
Дети: холодно-можно заболеть, могут вымерзать растения, можно упасть и ушибиться, нет ярких красок в природе, птицам и зверям голодно и холодно, можно застрять в снегу, машины могут во время гололёда столкнуться.
2. Чтение неоконченного рассказа
Логопед: «Наступила зима. Однажды утром небо покрылось тяжёлыми тучами, и пошел белый, пушистый снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги. А в городском парке происходило вот что…
(2 слайд) Старая деревянная скамейка давно стояла в парке. Она смотрела на большие хлопья снега и грустила. «Наверно сегодня никого не будет в парке», - думала скамейка. – «Намело большие сугробы. Меня засыплет холодный снег, и никто не захочет посидеть. А вот летом у меня было много гостей. Здесь сидели старички и играли в шашки, молодые мамы прогуливались мимо меня с колясками, мальчишки прятались за моей спинкой, а девочки на моём сидении читали книжки». Старая скамейка тяжело вздохнула»…
Скамейка в парке рассказала о своём отношении к зиме и вспомнила о летнем времени.
(3 слайд) Представь, что ты снеговик. Как ты относишься к падающему снегу?
И хорошо ли тебе было в тёплое время года? …(рассказ ребёнка)
(4 слайд) Ты, ворона, прилетевшая в зимний парк. Какие мысли посетили ворону? …(рассказ ребёнка)
А летом о чём бы подумала ворона? …
(5 слайд) Ты, мальчик, приехавший на лыжах в парк. Как ты относишься к зиме? …(рассказ ребёнка)
Чем занялся мальчик в парке летом? …
(6 слайд) Представь себя потерянными варежками. О чём думают варежки в зимнюю погоду?… (рассказ ребёнка)
А что с варежками было летом? …
(6 слайд) В парк пришла девочка с санками и увидала варежки. Ты девочка с санками… (рассказ ребёнка)
3. Физкультминутка.
(7 слайд)
4. Продолжение детских рассказов
(8 слайд) Порывистый ветер сорвал последний осенний листок с веточки. Ты засохший лист. О чём ты думаешь во время снегопада? …(рассказ ребёнка)
Твои мысли, когда ты висел летом на ветке…
(8 слайд) Ты – малыш с лопаткой. Твоё отношение к падающему снегу? …
(9 слайд) В зимний парк прибежала пушистая кошка. Ты – серая кошка, ты смотришь на падающие снежинки и думаешь о чём?… (рассказ ребёнка)
Что ты делала летом в парке? …
(9 слайд) С лаем прибежала собака Шарик. Ты – озорной Шарик, ты видишь, пушистую кошку, белые снежные хлопья …(рассказ ребёнка)
Ты вспоминаешь летнюю встречу с этой кошкой… (рассказ ребёнка)
(10 слайд) Ты, синица, залетевшая в зимний парк. О чём ты думаешь в морозный день? … (рассказ ребёнка)
(11 слайд) Представь, что ты лётчик, отправляющийся в полёт. О чём ты думаешь, глядя на снегопад? … (рассказ ребёнка)
(12 слайд) Вывод: много героев побывало в зимнем парке. Каждый думал о своём, глядя на снег.
Чей рассказ вам запомнилась и почему?
5. Заключение
Логопед: Дети побывали в роли живых и неживых предметов, посмотрели на падающий снег «чужими глазами». Я предлагаю вам раскрасить цветными карандашами посетителей парка, как вы их видите, и придумать свои истории для них (раздать картинки для раскрашивания).
Литература:
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. –Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – (Библиотека Логопеда).
Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2012. – (Библиотека Логопеда).
Полный вариант статьи с приложениями и презентацией во вложении (zip, 12MB)
Скачать вложение