Познавательное развитие старших дошкольников
Автор: Чернечкова Вера Валентиновна, Сундикова Марина Михайловна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 2», г. СкопинСценарий родительского собрания в старшей группе детского сада.
Цель:
1. Познавательное развитие. Что это?
2. Характеристика познавательных возможностей детей в старшем возрасте.
3. Обучающий тренинг по познавательным играм.
4. Знакомство родителей с блоками Дьенеша как одной из методик познавательного развития дошкольников.
5. Подведение итогов.
Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.
Что же включает в себя познавательное развитие?
Развитие сенсорной культуры (цвет, работа с геометрическими фигурами, сравнение предметов, материалов и их свойств);
Формирование первичных представлений о себе и других людях (взрослые и дети, представление ребенка о себе и своей семье);
Ребенок открывает мир природы (животных и растительный мир, неживая природа, представления о небесных телах и светилах, поведение человека в природе);
Формирование первичных представлений о малой родине (родной город, страна, планета Земля);
Первые шаги в математике (умение характеризовать объект, простые арифметические задачи, цифры, простейшие алгоритмы).
Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.
Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре.
Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.
С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.
Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.
При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. Наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.
Наряду с наглядно-образным мышлением появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.
Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет-система предметов, случайность и т. д.).
Цель: развитие памяти.
Ведущий заранее готовит список из 20 слов: солнце, стол, цветок, арбуз, карандаш, мяч, книга, линейка, морковь, птица, гвоздь ,лампочка, конфета, телевизор, дерево, ножницы, яблоко, телефон, кольцо, чайник.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть, каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.
Игра "Длинный и короткий". Цель: развитие логического мышления.
Ведущий называет животное, а игроки соответствующие части тела.
У зайца длинные... У жирафа длинная...
У цапли длинный... У слона длинный...
У козы длинные... У зайца короткий...
У слона короткий... У козы короткий...
У кенгуру короткие… У девочки короткая...
Игра: "Найди лишнее". Цель: развитие мышления.
1. Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис.
2. Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета.
3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион.
4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч.
Мы используем их в своей работе с детьми и хотели бы познакомить вас с данной методикой.
Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие) – продемонстрировать родителям блоки Дьенеша.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный – показать карточки символов свойств, обговорить их свойства.
С использованием блоков Дьенеша и на их основе мы проводим с детьми различные игры, такие как «Угощение для медвежат», «Магазин», «Садовники», «Змейка», «Украсим елку бусами» - демонстрировать атрибуты для каждой игры, отметить основные правила каждой игры.
Предложить родителям сыграть в «Угощение для медвежат» или любую игру по блокам Дьенеша.
Подводятся итоги, обсуждаются организационные вопросы группы.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008
2. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников //Педагогика. – 2011 - № 3.
3. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», url: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261
- способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросах познавательного развития детей;
- познакомить родителей с методикой применения блоков Дьенеша как одной из форм познавательного развития дошкольников;
- организовать практическую деятельность родителей по отработке навыков по заданной теме.
1. Познавательное развитие. Что это?
2. Характеристика познавательных возможностей детей в старшем возрасте.
3. Обучающий тренинг по познавательным играм.
4. Знакомство родителей с блоками Дьенеша как одной из методик познавательного развития дошкольников.
5. Подведение итогов.
Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.
Что же включает в себя познавательное развитие?
Развитие сенсорной культуры (цвет, работа с геометрическими фигурами, сравнение предметов, материалов и их свойств);
Формирование первичных представлений о себе и других людях (взрослые и дети, представление ребенка о себе и своей семье);
Ребенок открывает мир природы (животных и растительный мир, неживая природа, представления о небесных телах и светилах, поведение человека в природе);
Формирование первичных представлений о малой родине (родной город, страна, планета Земля);
Первые шаги в математике (умение характеризовать объект, простые арифметические задачи, цифры, простейшие алгоритмы).
Характеристика возрастных возможностей
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.
Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре.
Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.
С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.
Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.
При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. Наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.
Наряду с наглядно-образным мышлением появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.
Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет-система предметов, случайность и т. д.).
Обучающий тренинг по познавательному развитию
Игра "Запоминаем, рисуя".
Цель: развитие памяти.
Ведущий заранее готовит список из 20 слов: солнце, стол, цветок, арбуз, карандаш, мяч, книга, линейка, морковь, птица, гвоздь ,лампочка, конфета, телевизор, дерево, ножницы, яблоко, телефон, кольцо, чайник.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть, каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.
Игра "Длинный и короткий". Цель: развитие логического мышления.
Ведущий называет животное, а игроки соответствующие части тела.
У зайца длинные... У жирафа длинная...
У цапли длинный... У слона длинный...
У козы длинные... У зайца короткий...
У слона короткий... У козы короткий...
У кенгуру короткие… У девочки короткая...
Игра: "Найди лишнее". Цель: развитие мышления.
1. Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис.
2. Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета.
3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион.
4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч.
Знакомство с блоками Дьенеша
Существует целый ряд методик по познавательному развитию дошкольников. Одной из самых эффективных по праву считается разработка венгерского педагога Золтона Дьенеша – «Логические блоки Дьенеша».
Мы используем их в своей работе с детьми и хотели бы познакомить вас с данной методикой.
Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие) – продемонстрировать родителям блоки Дьенеша.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный – показать карточки символов свойств, обговорить их свойства.
С использованием блоков Дьенеша и на их основе мы проводим с детьми различные игры, такие как «Угощение для медвежат», «Магазин», «Садовники», «Змейка», «Украсим елку бусами» - демонстрировать атрибуты для каждой игры, отметить основные правила каждой игры.
Предложить родителям сыграть в «Угощение для медвежат» или любую игру по блокам Дьенеша.
Подведение итогов
В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.
Подводятся итоги, обсуждаются организационные вопросы группы.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008
2. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников //Педагогика. – 2011 - № 3.
3. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», url: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261
Скачать вложение