Приметы весны
Автор: Балабанова Ольга Андреевна, Мамедова Марина Владимировна, воспитатели МБДОУ "Листвянский детский сад", Рязанская областьКонспект занятия (НОД) в старшей группе.
Образовательная область: познавательное развитие
Цель:
Обучающая: организовать деятельность детей, направленную на усвоение ими знаний о приметах весны;
Развивающая: способствовать развитию речи и умению выявлять причинно – следственные связи;
Воспитательная: организовать деятельность детей, направленную на воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру, способствовать пробуждению интереса к изменениям в природе, происходящим весной.
Задачи:
- организовать знакомство детей с основными приметами весны;
- организовать практическую деятельность детей, направленную на умение составлять рассказ по цепочке с опорой на картинный план, на развитие умения анализировать и делать выводы;
- организовать рефлексивную оценку деятельности детей.
Оборудование для воспитателя: приемник для прослушивания музыки (пробуждение весны, пение птиц), демонстрационные слайды о приметах весны (проталины, ветки без листов и с листьями, подснежники, перелетные птицы, медведь, весна), письмо, солнце с улыбкой и грустное, плакат с изображением леса для рисования штампами , кукла бумажная .
Материал для детей: карточки с изображением примет, лучики солнца, штампы по количеству детей, краски, одежда для куклы.
Методика проведения:
I Вводная часть
Воспитатель приветствует детей, создает положительную атмосферу с помощью игры-приветствия.
- Ребята, я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх) Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга) Солнышко щечку тебе приласкало, (Погладить ладонями щечки) Доброго утра пожелало. Прижать ладони к груди)
Воспитатель обращает внимание детей на пришедшее письмо.
СЛАЙД 1 (грач с письмом)
- Друзья, сегодня произошло интересное событие. В нашу группу пришло необычное письмо. Кто принес нам письмо? От кого это письмо? Что в нем? (открывают письмо)
- Это письмо от Весны. Давайте узнаем, что она нам написала.
Педагог зачитывает содержание письма.
«Дорогие ребята! Я слышала, что вы звали меня. Но случилась со мной беда. Волшебница Зима не хочет уступать мне место. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите, пожалуйста, мне выбраться, выполните задания: назовите основные приметы весны"
- Ну что, ребята, поможем Весне?
II Основная часть
(На доске прикреплено солнце с грустным лицом, тусклое.)
Ребята, посмотрите, а вот и наше солнышко, только оно почему-то грустное и не яркое. Давайте сделаем солнце ярче и веселее. Скажите, на что похоже солнышко? (дети, называя предметы, на которые похоже солнце, прикрепляют по очереди лучики) Вот и засияло наше солнце. Первая примета весны - "День становится длиннее, а ночь короче". (карточка с изображением «приметы» прикрепляется на мольберт).
СЛАЙД 2 (проталины)
- Солнышко пригрело - и вот появились первые проталины. Вторая примета весны – «Появляются проталины»
Педагог обращает внимание на неизвестное ранее слово. Дети повторяют новое слово "проталина". (карточка с приметой прикрепляется на мольберт)
- А следующую примету, вы узнаете, когда сравните картинки. Посмотрите внимательно на первую картинку (СЛАЙД 3), а теперь на вторую (СЛАЙД 4). Что изменилось?
- На деревьях набухают почки и появляются листочки (карточка с приметой прикрепляется на мольберт)
Воспитатель зачитывает стихотворение.
Плакала Снегурочка, зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы.
СЛАЙД 5(подснежники)
- Подснежники- нежные голубенькие цветочки, первые появляются ранней весной. Давайте с вами сделаем такие красивые подснежники и в нашей группе. Педагог предлагает пройти за стол. Знакомит с техникой выполнения штампов. Объясняет и показывает, как выполнять работу.
-Какие прекрасные получились подснежники. Они еще долго будут радовать нас в группе. Это еще одна примета весны- появляются подснежники (карточка с приметой прикрепляется на мольберт)
СЛАЙД 6 (птицы ) Звучит птичье щебетание.
- Вот и птицы прилетели. Давайте послушаем и угадаем, какая птица поет.
Звучат записи голосов птиц. Дети угадывают, что за птица поет.
- Весной возвращаются перелетные птицы- примета весны.(карточка с приметой прикрепляется на мольберт)
СЛАЙД 7 (медведь)
- Ой! тише, ребятки, кажется, медведь просыпается! Он выбирается из берлоги. Инсценировка «Медведь»
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге. (лежат «калачиком»)
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый (садятся на колени, зевают)
Слышит – каплет! (показывают на правое ухо–«слушают»)
Вот беда! (огорчились)
В темноте пошарил лапой(«шарят» вокруг)
И вскочил – кругом вода!(вскакивают)
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна! (косолапя, встают по краю ковра)
Вылез он и видит лужи! (широкий жест руками – большие лужи)
Тает снег – пришла (хором - весна).
- Весной просыпаются дикие животные после зимней спячки - это тоже примета весны. (карточка с приметой прикрепляется на мольберт)
- С наступлением весны изменения происходят не только в природе, но и людей. Люди меняют зимнюю одежду на более легкую- весеннюю.
СЛАЙД 8
Вот и наша кукла хочет переодеться в весеннюю одежду. Поможем ей?
Дидактическая игра "Одень куклу на прогулку"
- Давайте подойдем к мольберту. Выберете себе любую карточку. Друг за другом расскажем о том, что мы видим на карточке. Ответ начинайте со слова «весной».
Для каждого ребенка дается карточка с приметой. Дети по очереди называют примету, составляя небольшой рассказ.
Педагог оказывает индивидуальную помощь, дополняет ответы.
III Рефлексия
- Что на занятии было трудно? Что легко?
СЛАЙД 9(весна)
- Весна благодарит вас за то, что вы ее разыскали, и так красиво о ней рассказали. И дарит вам свою песню.
Звучит музыка весны.
Литература
1.Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М.,2014
2.Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа(от5 до 6 лет) / авт.-сост.Н. В. Лободина.- Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2016.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 3MB)
Скачать вложение