Проект «Страна березового ситца»
Автор: Сарамецкая Марина Владиславовна, Климахина Елена Николаевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад №9", г. РязаньВ группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в целевых ориентирах дошкольного образования определяет социально-возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Среди них такие, как: ребёнок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет, достаточно хорошо владеет речью. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой углубляет и дополняет требования стандарта и в образовательных результатах обозначает направления воспитательной деятельности педагогов по всем образовательным областям. Одной из задач по патриотическому воспитанию является задача расширять представления о малой Родине; о замечательных людях, прославивших свой край. По ознакомлению с окружающим миром одна из задач - продолжать развивать интерес детей к миру природы, расширять и уточнять их представления. По развитию речи одна из задач - использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы и совершенствование всех сторон речи.
Работа воспитателя – это поиск путей открытия мира для детей. Стихи для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания: они способствуют развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывают любовь к родному языку. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Ф. Ушин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и другие). О.С. Ушакова отмечает, что поэзия открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша. Поэзия – это речь, доведенная до совершенства. Поэтическое произведение способствует формированию речи дошкольников. Из них дети черпают готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, знакомятся с образными выражениями, обогащают речь эмоционально. Благодаря художественному слову происходит становление нравственных чувств и оценок, норм поведения, воспитывается эстетическое восприятие. Силой воздействия художественного образа осуществляется воспитательная функция литературы.
Значительное место в процессе ознакомления дошкольников с поэзией занимает творчество С.А. Есенина. С.А. Есенин принадлежит к тем поэтам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю, как взрослым, так и детям. Лирика С.А. Есенина пронизана любовью к Родине. Большая часть произведений – стихи о природе. Впечатления, полученные от соприкосновения с лирикой Есенина именно в раннем детстве, обычно бывают самыми яркими и незабываемыми. Изучением жизни и творчества С.А. Есенина занимались и занимаются многие литературоведы, среди них Ю.Л. Прокушев, В.В. Коржан, Ф.А. Мешков, А.Н. Захаров, Ю.М. Павлов, Л.В. Занковская и многие другие.
Так как только некоторые произведения поэта являются доступными к восприятию детьми старшего дошкольного возраста, то для повышения результативности работы по ознакомлению детей с творчеством С. Есенина следует придерживаться ряда принципов, определяющих подбор материала, методов и приемов.
Это - принцип доступности для понимания детьми предлагаемого материала.
Следующий - принцип наглядности – усиление художественного образа, то есть педагог должен прибегать к средствам, помогающим сделать этот образ более объемным.
Методы: наблюдение (умение всматриваться в явления окружающего мира. Кратковременные, повторные и сравнительные; за изменением и преобразованием объектов), демонстрация наглядных пособий ( репродукций картин художников, фотографии, слайды, книжная графика), рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, упражнение (творческие), моделирование (графические), дидактическая игра, воображаемая ситуация.
Приемы: показ способов действия, показ образца, вопросы, пояснение, указание, объяснение, педагогическая оценка, беседа, внезапное появление объектов, загадывание загадок, создание игровой ситуации, введение элементов соревнования.
Формы работы: чтение, беседы, игры (дидактические, подвижные, словесные), просмотр презентации, прослушивание аудиозаписи, рассматривание репродукций картин, фотографий, продуктивная деятельность по содержанию стихотворений.
Таким образом, работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с поэзией С.А. Есенина представляется значимой, широкой и увлекательной для педагогов, воспитанников и родителей.
Обоснование выбора темы проекта.
В начале октября в Рязани проходит неделя Есенинских чтений, приуроченная к празднованию Дня рождения поэта. Изучение творчества С. Есенина особенно значимо для нас, потому что мы являемся его земляками, гордимся им и чтим его память.
Цель проекта: Ознакомление детей с жизнью и литературным творчеством русского поэта С.А. Есенина.
Задачи проекта:
Задачи, связанные с развитием детей:
- познакомить детей с биографией и творчеством поэта С. Есенина;
- расширять представления детей о природе, ее многообразии и красоте через произведения С. Есенина;
- формировать умение понимать поэтические образы в стихотворениях;
- учить передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности;
- учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения;
- развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- развивать творческое воображение и фантазию детей;
- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
- воспитывать чувство гордости и патриотизма;
- воспитывать любовь к Родине, родному краю;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Задачи, связанные с деятельностью педагога:
- изучить литературу по теме проекта;
- подобрать дидактический, художественный, иллюстрированный, научный материал по теме проекта;
- спланировать и организовать деятельность;
- направлять и контролировать осуществление проекта;
- вовлечь родителей в образовательное пространство детского сада: родители – источники информации;
- содействовать положительному эмоциональному настрою в группе;
- обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде научной публикации.
Задачи по работе с родителями:
- содействовать повышению педагогической культуры родителей;
- повышать компетентность родителей по теме жизнь и творчество С. Есенина.
Ожидаемые результаты:
Для детей
- обогащение знаний детей новыми стихотворениями С.А. Есенина, сведениями о детстве поэта;
- расширение представлений детей об окружающем мире, его многообразии и красоте через произведения С. Есенина.
- повышение уровня практических умений детей в чтении стихотворных произведений;
- активизация познавательной деятельности детей;
- активизация и обогащение словарного запаса.
Для родителей:
- включение в образовательный процесс;
- взаимодействие с педагогами в ситуации образования;
- повышение компетентности родителей по теме проекта;
- активное участие родителей в воспитательно- образовательном процессе, в жизни ДОУ.
Для педагогов:
- повышение уровня профессионального мастерства, самообразование, саморазвитие.
- установление социально – коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами.
Полный вариант статьи с приложением во вложении (docx, 28Kb)
Скачать вложение