Прогулка по фольклорным дорожкам
Автор: Волкова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 20», г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей 4-5 лет.
Образовательная область: речевое развитие.
Цель:
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей 4-5 летнего возраста через приобщение к устному народному творчеству.
Задачи:
- закреплять умение четкого произношения звуков, слов, предложений;
- формировать умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных;
- способствовать развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству;
- способствовать развитию навыков использования в быту разных фольклорных форм: пословицы, поговорки, скороговорки, небылицы;
- способствовать воспитанию чувства уважения к русской народной культуре.
Активизация словаря: согласование существительных с прилагательным (весна - теплая, ласковая, солнечная, и т.д, речей – звонкий, струящийся, быстрый и т.д. листья – молодые, зелененькие, красивые и т.д.).
Обогащение словаря: обнадейчива.
Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок по разным темам: заучивание закличек о весне; загадывание загадок о весне; загадывание загадок, чтение небылиц; рассматривание альбомов с убранством русской избы, одежды.
Материалы и оборудование: элементы народного костюма (платки, кепки); избушка, указатели, волшебный сундучок.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, я вас сегодня приглашаю на необычный интересный разговор, но сначала нам с вами нужно пройти в волшебные ворота (дети проходят в ворота: девочки накидывают на плечи платки, мальчики надевают фуражки).
Воспитатель: Смотрю на вас и вижу, что вы готовы идти гулять по фольклорным дорожкам. С чего нам начать наш путь, куда идти? Ой, смотрите камень лежит. Что за камень? Как вы думаете? (Обращаем внимание на стрелки). На стрелках написано следующее:
- Прямо пойдешь - чудо дивное найдешь.
- Направо пойдешь – на лесную полянку попадешь.
- Налево пойдешь – в сказочный дом попадешь.
Воспитатель: Что будем делать, куда пойдем, все маршруты заманчивы. По глазам вашим вижу к чуду хотите пойти. Кто запомнил, какого цвета стрелочка нас к чуду приведет. Ну что ж пошли. Что за чудо чудное, что за диво дивное, вот так ларец. Интересно, кто в нем живет?
Дети: Двое из ларца, одинаковых с лица.
Воспитатель: Заглянем в ларец? Не боитесь? Никого нет, а вот записочка лежит, да не простая, а с заданием. «Назовите пословицы и поговорки о весне» (называют с объяснением)
Апрель с водою, май с травою.
Вода с гор потекла - воду принесла.
Много снега – много хлеба, много воды – много травы».
Матушка весна – всем красна.
С природой не спорят – погоды не просят.
Воспитатель: Хорошо, молодцы, я тоже знаю поговорку о весне: - Обнадейчива весна - да обманчива. Вам понятно слово обнадейчива? (пояснить детям значение слова).
Ребята поиграем в игру: «Скажи какая?» Весна какая? (пример, весна солнечная…); листья (какие?); ручьи (какие?).
Воспитатель: Отлично, эту дорожку мы с вами замечательно прошли. Возвращаемся к камню, чтобы веселее было идти пойдем как матрешки, дробным шагом. Идем направо, кто помнит куда попадем? На лесную полянку. Смотрите что это? (муравейник).
Воспитатель: Смотрите муравей смотрит на нас. Муравей, муравей дай задании е скорей. (чием детям задание). «Прочесть скороговорки.» Веселое задание. Давайте поупражняем наши язычки.
Сю-сю-сю, су-су-су – заблудимся в лесу.
Скороговорки: (попробуем сказать правильно и быстро).
Во дворе кругом трава, не найти в траве дрова.
Стоит цапля у болотца улыбается, смеется.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Воспитатель: Отлично, как мы весело выполнили это задание муравья. Возвращаемся к камню, муравьи не очень любят, когда их тревожат, давайте пройдем тихо, на носочках. А кто помнит, в какую сторону теперь идти? Куда придем?
Дети: В сказочный дом попадем.
Воспитатель: Идем. Ой, дети с моими ногами что-то непонятное происходит, наверное устали, помогите мне.
Физкультминутка: На левой ножке поскачи – 1, 2, 3. На правой ножке поскачи – 1, 2, 3. На ладошки подыши – 1, 2, 3. Вокруг три раза обернись и друг другу поклонись.
Воспитатель: Ну и чудеса, вот так дорожка. А вот и сказочный домик. Кто же здесь живет? Давайте узнаем. Избушка отворись, хозяин появись. (дети повторяют). Появляется сонный, хмурый зайка. Ой, зайчонок, мы тебя разбудили? А хочешь мы тебя развеселим? Прочитаем небылицы:
- Таня – баня шла по броду, решетом носила воду, а помыть хотела пол приморозила подол.
- Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор, на Булановой телеге, на скрипучей лошади. Сапоги на нем с карманом, а жилетка с каблуком. Подпоясался дубиной, опирался кушаком.
- Чик, чик, чикалочки, едет гусь на палочке, уточка на дудучке, курочка на чурочке, зайчик на тачке, мальчик на собачке.
Зайчик проснулся, развеселился.
Подвижная игра «Заинька, выходи…»
Заяц: Спасибо, ребята развеселили вы меня! Буду снова ждать Вас в гости! До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, Вам понравилось наше занятие? Что именно понравилось? (ответы детей, обсуждение, подведение итогов.
Литература:
1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет», Сфера., М., 2009
2. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., «Придумай слово», М: Просвещение: Учеб. лит., 1996
3. Составитель Елисеева Л.Н. «Русские народные прибаутки и пословицы», Издательство: «Малыш», 1981
4. Затулина Т.Я «Конспекты занятий по развитию речи», Москва, 2007г.
5. Степаненкова Э.Я. С
Скачать вложение