Путешествие с котом Леопольдом в мир насекомых
Автор: Ермачкова Надежда Геннадьевна, воспитатель, Рывкина Нина Павловна, учитель - логопед , МБДОУ «Детский сад №121», г.РязаньКонспект образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие монологической речи детей.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный фон для продуктивной деятельности детей;
- организовать практическую деятельность детей, направленную на актуализацию о насекомых;
- создать условия для развития связной речи посредством составления детьми описательных рассказов о насекомых;
- организовать игровую деятельность детей, направленную на развитие внимания, мышления, памяти;
- создать условия для координации речи в движении;
- создать условия для рефлексивной оценки занятия детьми.
Предварительная работа:
- знакомство с насекомыми;
- заучивание загадок про насекомых;
Оборудование: предметные картинки, цветы на лугу, разрезные картинки, фишки для звукового анализа.
Дети под руководством воспитателя рассказывают стихотворение и садятся на свои места.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, детский сад родной,
Здравствуй, друг мой дорогой.
Входит сказочный герой Леопольд.
Леопольд:
Дети, знаете кто я? (ответ детей)
Хотите пойти со мной на прогулку? (ответ детей)
- У меня для вас задание, чтобы отправиться со мной в путешествие, назовите звуки в слове КОТ.
(Ответы детей: Первый звук "К" - твердый, согласный звук, второй звук "О"- гласный звук, третий звук "Т"- твердый, согласный звук.)
Леопольд:
Молодцы, ребята. Приглашаю вас на прогулку на луг. Посмотрите сколько цветов. Ой, под цветами кто-то прячется.
(Леопольд поднимает цветы и достает картинки насекомых).
Ребята, расскажите о насекомых.
Рассказы детей: (Дети рассказывают предварительно подготовленный текст)
1 ребенок.
Многие насекомые полезны. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много груш и яблок. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот бабочки приносят вред, потому что они откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья у растений. Но уничтожать насекомых нельзя. Не надо ловить бабочек, стрекоз, жуков , муравьев. Они маленькие и беззащитные. Нельзя нарушать равновесие в природе.
2 ребенок.
- Пчела маленькая, полосатая, мохнатенькая. У нее шесть лапок, прозрачные крылышки. Пчела собирает нектар с цветов и делает из него мед.
3 ребенок.
- Бабочка очень красивая. У нее есть большие крылья, шесть лапок и длинные усики. Она откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Гусеницы наносят вред растениям.
4 ребенок.
- Божья коровка маленькая. У нее красивые , красные крылышки с черными точками и маленькая ,черная головка. Божья коровка полезное насекомое, она уничтожает тлю.
5 ребенок.
- Муравьи живут колониями в муравейнике. Они очень трудолюбивы.
Леопольд:
- Вы все молодцы. Так много знаете о насекомых. А я вот слышал, что про насекомых есть загадки. Вы знаете загадки?
Дети:
- Да. Попробуй отгадать наши загадки.
1 ребенок:
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Отряхнулся, встрепенулся.
Взвился вверх и улетел. (Бабочка).
2 ребенок:
На ромашку у ворот опустился вертолет.
Золотые глаза. Кто же это? (Стрекоза).
3 ребенок:
Посмотри на молодцов. Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон материал для стройки.
Но один споткнулся вдруг под тяжелой ношей.
Но спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы хоть, убей, жить не может ….(муравей).
Леопольд:
- Молодцы, вы знаете много загадок. Я их все отгадал. А теперь давайте поиграем. Я сейчас вам назову насекомых, я их запомнил! А вы мне скажете, кто лишний, и почему?
Игра «Четвертый лишний».
- Бабочка, комар, воробей, жук.
- Божья коровка, кузнечик, гусеница, мышь.
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Леопольд, ребята выполнили все задания. А теперь давайте отдохнем, сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Вышли дети на лужок, сделали кружок.
Бабочка летает, муравей ползет, стрекоза летает, кузнечик прыгает.
(дети показывают движения насекомых).
Леопольд:
- С вами так интересно путешествовать. Так весело. На лугу насекомым тоже весело. Они издают звуки. Вот сейчас я проверю, как, вы умеете слушать и говорить.
(дети произносят звуки насекомых и загибают пальчики)
Один комар звенит один раз з, а два?
Один жук жужжит ж, а три жука?
Один кузнечик стрекочет ц, а пять кузнечиков?
Одна бабочка шелестит крылышками ш, а четыре бабочки?
Леопольд:
- Молодцы, ребята. Пора нам возвращаться в детский сад.
Леопольд:
- Спасибо вам, ребята. Мне пора уходить. Для вас у меня сюрприз. Вот мой волшебный сундучок. Там угощения для вас. Но чтобы его открыть, надо выполнить задание, собрать картинки.
(дети собирают разрезные картинки насекомых, у каждого на столе.)
Леопольд:
- Молодцы, все справились с заданием. Вот для вас сладости. До свиданья.
Воспитатель:
- Спасибо, Леопольд. Доброго пути.
Воспитатель:
- Понравилось вам путешествие с Леопольдом? Что, понравилось?
(ответы детей).
Литература.
1. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / сост. О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Голицына, Я. С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Старшая группа. / Н. С. Голицына. - М. : Скрипторий 2003, 2008.
3. В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
(Документ во вложении, doc, 20KB)
Скачать вложение