Путешествие в подземное царство
Автор: Жарикова Елена Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №1 "Светлячок" г.Скопин Рязанская область
Возрастная группа: 5-6 лет.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование у детей представления об особенностях жизни подземных жителей.
Задачи:
- организовать деятельность детей, направленную на знакомство с особенностями внешнего строения и поведением крота, его приспособленности к подземному образу жизни.
- создать условия для расширения представлений детей о почве как компоненте природы, о ее свойствах и значении в жизни животных.
- способствовать воспитанию экологически грамотного поведения в природе.
Материалы: комочки почвы, слайды с изображением крота, ёмкости с водой, лупы, фартуки, салфетки, кукла Дюймовочка, клеенка.
Предварительная работа: Чтение сказки Х.Андерсона «Дюймовочка»
Ход занятия:
Подгруппа детей- 8 человек.
Воспитатель: Дети, проходите, поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь на свои места.
(Дети проходят и садятся на стулья)
Раздается стук в дверь, вносят куклу Дюймовочку.
Воспитатель: Дети, посмотрите кто пришёл к нам в гости?(Ответы детей)
Воспитатель: Как называется сказка, из которой пришла к нам эта маленькая девочка?
Воспитатель: Посмотрите, Дюймовочка грустная или веселая? Как вы думаете. почему она грустная? Давайте узнаем, что случилось, у самой Дюймовочки.
Дюймовочка: Здравствуйте дети. Я грущу от того, что Крот заставляет жить меня в своем доме. А я совсем этого не хочу. Я люблю яркое солнышко и свежий воздух. Помогите мне узнать есть ли воздух и солнце там, где живет крот?
Воспитатель: Поможем Дюймовочке? А сможем? Дети, а где же дом крота?
( ответы детей)
Воспитатель: Дети, а вы видели когда - нибудь крота?
Воспитатель: Я вам сейчас его покажу. Рассмотрим его.
Воспитатель показывает фотографии крота.
Воспитатель: Какой крот, большой или маленький? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, крот-это маленький зверек, размером с мою ладонь (показывает). Круглый год он роет в почве ходы. Как вы думаете зачем?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, выискивает себе пищу: всякую мелкую живность (дождевых червей, насекомых, личинок). Всем этим он питается. Для того чтобы прокормить себя, ему нужно рыть очень много ходов, в разных направлениях. Как вы думаете, трудно ли ему рыть?(ответы детей)
Воспитатель: Земля плотная, но кроты хорошо приспособлены к этим условиям. У крота необычные лапы. Какие же? (Лапы похожи на лопаты.)
Воспитатель: Правильно, ведь лопатой удобно копать землю. К тому же лапы повернуты в разные стороны. Крот копает то одной лапой, то другой. Лишнюю землю выталкивает на поверхность, поэтому мы можем увидеть в разных местах кучки земли - кротовины. Когда будете на лугу, возле леса поищите такие кучки. Если найдете, значит, в таких местах под землёй живут кроты.
У кротов необычные глаза и уши. Глаза маленькие, почти совсем не видят. Почему они не видят? (Под землей темно, ничего не видно.)
Воспитатель: Правильно, под землей темно, глаза не нужны. Как же кроты находят червей, личинок? (Они находят их по запаху.)
Воспитатель: Да, они чуют их носом. Нос у крота вытянутый, хорошо чувствует запахи. Как еще крот может обнаружить живность? (С помощью ушей.)
Воспитатель: Верно. Крот очень хорошо слышит.
Воспитатель: Где у него уши? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на голове, как у всех, но их не видно, они прикрыты складкой кожи. Почему у крота такие уши? (Они прикрыты, чтобы в них не попала земля.)
(Воспитатель предлагает детям подойти и встать вкруг)
Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует наш крот:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Теперь мы знаем, что крот обитает под землей. А что же такое земля, из чего она состоит? Почему под землей не хочет жить Дюймовочка?
Давайте пройдем к столам, в нашу лабораторию и проведем ряд опытов для того чтобы все это узнать.
Воспитатель: Одевайте фартуки.
Дети одевают фартуки и садятся за столы.
Воспитатель: Что перед вами? (ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно, это земля с нашего участка. Плодородный слой земли - это почва.
Опыт №1.
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель предлагает рассмотреть комочки почвы с участка через лупу и рассказать о том, что они видят.
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста какого цвета почва? Как она пахнет? Есть ли в ней песок, камни, корешки?
Воспитатель просит детей самостоятельно сделать вывод о том, из чего состоит почва.
Дети: Почва черного цвета. Она без запаха. В ней есть корешки растений, камешки, песок.
Опыт №2.
Воспитатель напоминает детям, что под землёй живет множество животных.
Воспитатель: Чем же дышат эти животные под землей? (Дети высказывают предположения.) Воспитатель объясняет, что как и все животные, подземные обитатели дышат воздухом, в котором есть кислород.
Воспитатель: Есть ли воздух в почве? Можно ли его увидеть? (Ответы.) Воспитатель предлагает опустить в емкость с водой образец рыхлой почвы.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему в воде появились прозрачные пузырьки? Что это такое? (Прозрачные пузырьки - это воздух).
Дети делают вывод: опыт доказывает, что в почве есть воздух.
Опыт№3.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети получают комочки влажной, рыхлой земли. Воспитатель обращает внимание на то, что в почве есть «пустые места». Именно в них и прячется воздух. Дети сжимают комочек в руке.
В-ль. Что произошло? Он увеличился, или уменьшился? (Он уменьшился.)
Воспитатель: Правильно, комочек стал меньше, и «пустых мест» между частичками земли стало меньше. Частички земли как бы прижались друг к другу, и воздух «ушёл», для него не осталось места. Точно так же под тяжестью наших ног, земля сжимается на тропинках и воздух «уходит».
Воспитатель: Что же мы сегодня узнали про почву?(ответы)
(Почва черного цвета, она без запаха. В ней есть воздух).
Воспитатель: Дети, а хорошо под землёй жить кроту?
Воспитатель: Правильно, хорошо, а почему?(Кроту хорошо жить под землёй, потому что он слепой, ему не нужно зрение, ведь под землей нет солнца, а значит там темно и холодно. У крота маленькие уши, и они прикрыты складкой кожи, чтобы в них не попала земля. У крота лапы как лопата, чтобы легче рыть ходы под землей.)
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите…Дюймовочка сможет жить под землей?(ответы детей)
Воспитатель: Нет, а почему? (У Дюймовочки хорошее зрение. Ее уши не прикрыты кожной складкой в них может попасть земля. Ее руки не похожи на лопаты, она не сможет рыть руками землю. Дюймовочка не ест червяков, а любит пыльцу цветов. Хоть под землей есть воздух, но там нет солнца, а значит там нет света и тепла.)
Воспитатель: Тогда давайте успокоим нашу гостью, расскажем ей, почему она не сможет жить под землей, предложим ей выбрать самый красивый цветок в нашей группе и остаться жить у нас.
(дети с воспитателем обращаются к Дюймовочке, предлагают ей остаться у них в группе )
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вы сегодня делали?
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Какие у вас возникли трудности?
Всё верно, на сегодняшнем занятии мы с вами познакомились с обитателем подземелья–кротом; узнали, что в почве есть воздух и из чего она состоит.
Литература:
1. Николаева С. Н., Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2011.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию/–М.: ОА Воронкевич //М.: Просвещение. – 2005.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду //сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва. – 2003.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду //М.: ТЦ Сфера. – 2004.
Скачать вложение