Путешествие в сказку
Автор: Сафонова Нина Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 34»Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте (Из опыта работы)
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха у детей посредством знакомства со звуками парными по твердости и мягкости.
Задачи:
- создать условия для закрепления знаний о гласных и согласных звуках посредством дидактических игр; развития памяти, внимания;
- организовать практическую деятельность детей, направленную на отработку умения различать согласные звуки по твердости и мягкости на примере звуков: т, ть; составлять слова по схеме, определять место звуков в слове;
- способствовать закреплению умения пользоваться мнемотаблицами при знакомстве со звуками;
- организовать рефлексивную самооценку детьми своей деятельности.
Оборудование: карточки цветные, мнемотаблицы, звуковое пособие «Паровоз», пособие для определения звуков, картинки, волшебная дорожка, фотография гномов, синяя и зеленая комнаты гномов, карточки со звуком «т», «ть» для игры в магазин
Ход занятия:
1 этап: организационно-мотивационный
Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете…Сегодня, я предлагаю вам отправиться в сказку. [Дети закрывают глаза, звучит музыка]
Вот мы и в сказке!
2 этап: практический
Жили-были в домике на лесной опушке два брата, два гнома, - Тим и Том, знакомьтесь. [На доске появляются фигурки гномики]. Все соседи считали, что они очень похожи, а вы как думаете? А братья считали, что даже их имена звучали похоже, а вы согласны?
Тим – Том
Том – Тим
После обсуждения с детьми воспитатель предлагает разобрать схемы их имен.
Том
- Какой звук в слове «Том» последний? Как мы его обозначим? Почему?
- А в слове «Тим» какой последний звук? [Разбирается также]. Похожи эти слова последними звуками.
- Какой в слове «Том» второй звук? Как мы его обозначим? Почему?
- Какой второй звук в слове Тим?… Похожи эти слова вторыми звуками?
- Какой звук в слове «Том» первый?…[Т]
- Это звук для нас новый, мы с ним еще не знакомились. Произнесите этот звук еще раз. Скажите, как вы думаете, он гласный или согласный? Почему вы так считаете? Воздух выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздуху выходить свободно. А можно ли пропеть этот звук? Значит этот звук согласный! А какой согласный твердый или мягкий? Фишкой какого цвета мы его обозначим? Читаем схему слово «Том»
Аналогично про первый звук в слове «Тим»
- Так, похожи ли имена у наших братьев? Чем похожи, а чем отличаются?
И действительно, Тим был очень приветливым, улыбчивым и мягким, а Том упрямым, решительным и целеустремленным. Но это не мешало им жить дружно. Летом они выходили на поляну перед домом, приглашали к себе гласные звуки и пели с ними веселые песенки.
Том пел: «Та-та-та»
Тим пел: «Тя-тя-тя»
- Ту-ту-ту
- Тю-тю-тю
- Ты-ты-ты
- Ти-ти-ти
- Ат-ат-ат
- Ать-ать-ать
- От-от-от
- Оть-оть-оть
А еще они любили играть в мяч, а давайте, и мы поиграем? Том произносил звуки твердо, а Тим мягко:
- Та-тя
- То-те
- Ту-тю
- Ты-ти
- Ут-уть
- Ят-ять
- Том очень любил синий цвет, все в комнате у него было синее, и одежду он носил синюю. А Тим любил все зеленое и комнату он оформил в зеленый цвет, даже одежду он носил зеленую. Братья были таки дружными даже в магазин ходили вместе. Давайте, отправимся за покупками с ними вместе и поможем сделать покупки. Для Тома нужно выбрать предметы со звуком «т», а для Тима – «ть». Дети выбирают картинки и выкладывают на таблицы на доске. Проверяют правильность выполнения задания.
Однажды наши гномы отправились в лес погулять, они долго гуляли по лесу, собирали ягоды и грибы, и вдруг потеряли друг друга из виду. Тим долго шел и вдруг… попал в плен к пауку-разбойнику. Том долго искал брата и увидел паука.
-Ты кто? – спросил паук.
- Я, Том, ищу своего брата, Тима.
- Он у меня, а выпущу я его, если ты выполнишь мое задание.
Работа с мнемотаблицами:
Паук говорит: «Том, запомни какие картинки расположены на таблице и восстанови таблицу по памяти».
Таблица убирается, и дети восстанавливают последовательность картинок по памяти.
- Молодец! Ты справился с заданием - хвалит Тома паук, - хорошо я выпущу твоего брата, но как вы доберетесь до дома? В лесу темно и не видно тропинок.
Огорчились братья, тогда паук сказал: «Ладно, я вам покажу волшебную дорожку, но на ней надо зажечь фонарики».
Прошли к дорожке. Воспитатель говорит детям: « Ребята, здесь задание: нужно отгадать какой первый звук в название картинки, и тогда загорится фонарик и осветит вам путь». Отгадываются шесть картинок, загораются фонарики. И все возвращаются на лесную опушку. И вот наши гномы дома, сели за стол пить чай. Но братья понимали, никогда бы им не сидеть так за столом, если бы не помогли им друзья. Они очень благодарны вам, ребята, за помощь и дарят на память свои фото.
А нам пора в детский сад.
3 этап: рефлексивный
Итог: где побывали, что узнали, какие слова со звуком «т-ть» запомнили? (ответы детей)
Литература:
1. Гордеева С. Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения–М //ТЦ Сфера. – 2011.
2. Ельцова О. М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте //СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс. – 2011.
3. Ефросинина Л. А. Урок—важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Курс литературного чтения //Начальная школа. – 2012. – №. 2. – С. 49-56.
4. Журова Л. Е. Подготовка к обучение грамоте. – 2010.
Скачать вложение